ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
- Что такое рынок, конкуренция?
- Какие методы конкуренции вы знаете?
- Что представляет собой кругооборот в экономической системе?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономика как сфера жизни общества, где осуществляется производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление, всегда предусматривает для ее субъектов возможность выбора. Так, предприниматели выбирают лучшие среди рынков сбыта продукции, закупки сырья, между перспективами расширения и закрытия производства; потребители выбирают в огромном количестве товаров и услуг те, в которые можно вложить свои ограниченные средства. Как продавцам, так и покупателям необходимо делать выбор, чтобы наиболее оптимально использовать ресурсы и получить максимальную выгоду.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ИГРА
«Я продаю диск с контрольными работами и ответами на них. Стартовая цена – 5000 руб. Кто хочет и может купить этот диск? Поднимите руку, как только примете решение». (Считается количество рук и заполняется таблица на доске, заготовленная заранее).
Точно также со следующими ценами.
Итак, таблица, которую мы заполнили вместе в ходе игры, называется шкалой спроса. По данным таблицы давайте построим кривую спроса. На графике цены изображены на вертикальной оси (Р), а величина спроса – на горизонтальной (Q). Необходимо различать понятия «спрос» и «величина спроса». Величина спроса – это объем продажи по определенной цене. Спрос – это шкала (график) реакции покупателей в виде объемов продажи на разных уровнях цен. Так что же такое спрос?
СПРОС (D – demand) – количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести на рынке по определенной цене за определенный период времени в конкретном месте.
ВЕЛИЧИНА СПРОСА (QD) – конкретное количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели в данное время по данной цене.
Спрос бывает:
1) индивидуальный – потребность отдельного покупателя в том или ином товаре, выраженная в деньгах;
2) рыночный – суммарный спрос индивидуальных покупателей.
На графике видно, что кривая спроса опускается вниз и вправо, поэтому показывает обратную зависимость между величиной спроса и ценой. Направляясь по кривой вниз и вверх, мы получаем разные варианты изменения величины спроса в зависимости от цены (ценового фактора).
ЦЕНА СПРОСА – это максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за единицу товара.
Таким образом, кривая спроса имеет отрицательный наклон и отображает закон спроса. Изменение величины спроса на графике выглядит как движение вдоль линии спроса, при этом функция спроса остается неизменной (при изменении цены товара).
Функцию спроса от цены можно отобразить следующим образом:
QD = f(Р)
На основании графика можно вывести закон спроса.
ЗАКОН СПРОСА: чем выше цена на товар при неизменных прочих условиях и параметрах, тем меньше спрос на него. Таким образом, связь между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональна.
Способы выражения закона спроса
1. Вербальный – при других рыночных условиях с повышением цены товара, объем спроса на него будет уменьшаться, и наоборот.
2. Графический.
3. Функциональный.
Нисходящий характер кривой спроса поясняется:
1) здравым смыслом: чем ниже цена, тем больше данного товара покупают люди;
2) принципом убывающей предельной полезности: с удовлетворением потребностей в каких-либо благах их ценность падает;
3) эффектом дохода (при условии более низкой цены можно приобрести больше товара) и эффектом замещения (при более низкой цене появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного дорогого).
Помимо цены на спрос влияют и другие факторы, так называемые неценовые факторы.
Функция спроса общего вида будет выглядеть следующим образом:
QD = f(Р, Р1, Р2, …, I, T, W)
где QD – величина спроса на данный товар;
Р – цена на данный товар;
Р1, Р2 – цены на сопряженные товары (товары-субституты и товары-комплементы);
I – денежный доход потребителей;
Т – вкусы и предпочтения потребителей;
W – другие факторы.
Под влиянием неценовых факторов устанавливается новая зависимость между ценой товара и объемом спроса, которая может привести к изменению спроса при постоянной цене.
Неценовые факторы спроса
1) изменение денежных доходов населения – увеличение денежных доходов населения вызывает увеличение спроса на нормальные товары;
2) изменение потребительских вкусов и предпочтений – происходит под влиянием рекламы, моды, достоверной информации;
3) изменение цен на взаимосвязанные товары – если цена на субститут данного товара возрастает, то спрос на данный товар растет. Если цена на комплемент данного товара возрастает, то спрос на данный товар снижается;
4) количество потребителей – это естественный прирост населения, миграции, изменения в структуре населения;
5) ожидания потребителей – ожидание роста цен ведет к увеличению спроса.
Смещения линии спроса
- при увеличении спроса линия спроса смещается вправо;
- при уменьшении спроса линия спроса смещается влево.
ИГРА
Мы уже знаем, что такое спрос, теперь необходимо найти производителей, которые захотят поставлять такие диски, и определить цену продажи.
«Кто может продать диски по цене 1000 руб.?» (студенты должны поднять руки после принятия решения). Количество рук считается и заполняется таблица на доске.
Дальше называется следующая цена и т.д.
Мы заполнили таблицу на основе предложения товаров по названным ценам, и это называется шкалой предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (S – supply) – желание продавца продать определенное количество товара за определенный период по определенной цене.
Необходимо различать понятия «предложение» и «величина предложения». Величина предложения – количество товара, которое продавец готов продать по определенной цене. Предложение – реакция продавцов в виде шкалы (графика) на изменение цены на товар.
ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (QS) – конкретное количество товара, предложенного на рынке по конкретной цене.
Строим график. Из него видно, что:
Кривая предложения имеет положительный наклон и отображает закон предложения. Изменение величины предложения на графике выглядит как движение вдоль линии предложения, при этом функция предложения остается неизменной.
Функцию предложения от цены можно отобразить следующим образом:
QS = f(Р).
На основании графика можно вывести закон предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: с увеличением цены величина предложения возрастает; если цена снижается, то уменьшается и величина предложения. Таким образом, между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.
Помимо цены на предложение влияют и другие факторы, так называемые неценовые факторы.
Запись в тетрадь.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Цена товара формируется на рынке, где сталкиваются интересы покупателей и продавцов.
Рыночная цена (РЕ) (цена равновесия) – это цена, при которой величина предложения товаров на рынке равна величине спроса на них.
Избыток предложения – ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.
Дефицит предложения (избыток спроса) – ситуация, при которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.
Условие рыночного равновесия:
QD = QS
Итак, что же необходимо, чтобы равновесие наступило, какие условия этому сопутствуют?
1) величины спроса и предложения равны (потребности и производство);
2) отсутствие факторов к изменению цен и объема товаров.
Влияние изменения спроса и предложения на рыночную цену
1) увеличение спроса ведет к росту равновесной цены;
2) уменьшение спроса ведет к снижению равновесной цены;
3) уменьшение предложения ведет к росту равновесной цены;
4) увеличение предложения ведет к снижению равновесной цены.
Таким образом, производителям следует учитывать эти варианты поведения на рынке субъектов рыночной экономики.






