Закрепление нового материала

- Назовите основные составляющие теории» официальной народности

- Чем он ее обосновывает?

- в чем вы видите «слабые места»?

 

4. Домашнее задание: п.57 с 227 - 228

 


 

Группа: 15.01 – 1а                            

Дата: 23.05.20

Преподаватель: Строганова Г.И.

Предмет: история

Тема: Общественное движение во второй четверти XIX века

Цель: познакомится с основными направлениями общественной мысли данного периода, раскрыть особенности этих направлений.


Работа с документами.

Задание прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить таблицу в рабочем листе (адаптированные документы составлены по материалам «Российской энциклопедии школьников», исторических источников)

1. Идеология

2. Кто был лидерами движения

3. Основные идеи этого направления

4. Какие методы преобразований предлагали? (реформа или революция)

5. Какой путь дальнейшего развития России отстаивали?

6. К какой идейно-политической общественной мысли соответствует данное направление

1. ряд - Консервативное движение:

Помимо искоренения инакомыслия и свободомыслия правительство Николая I стремилось к утверждению собственной идеологии

- Как она называлась? Кто был ее автором? («Теория официальной народности С.С. Уварова» официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.)

- Каковы ее основные принципы, идеи? (православие, самодержавие, народность)

- Какие методы преобразований предлагали? (укрепление гос. аппарата, полиции)

- Пути развития? (сохранение существующего строя)

- К какому направлению общественной мысли можно отнести теорию официальной народности? (консервативному)

- Назовите крупнейших теоретиков этого направления? (Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник – драматург и поэт, писатели – Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, М.Н.Загоскин)

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации

«В ответ на оформление официальной идеологии консерватизма появляются «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева, который занимал особое место в общественных движениях. Он говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За свои взгляды Чаадаев был объявлен сумасшедшим, но все же он выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир («Апология сумасшедшего»). Взгляды Чаадаева послужили основой для развития новых течений в общественной мысли. Давайте посмотрим каких …»

2 ряд - Либеральное течение

- Какие идеи были присущи этому направлению, какие методы предлагали? (Отмена крепостного права, ограничение монархии, равенство, свобода слова, печати. Умеренные реформы «сверху»)

- К какому направлению общественной мысли можно отнести это направление? (либеральное)

- Какую особенность имело это направление? (в отличие от консервативного направление, это направление имело два течения - западничество и славянофильство)

- Назовите представителей западников и славянофилов, чем отличаются эти течения?

Западники:

Т. Н. Грановский, М. С. Соловьев, К.Д. Кавелин, П. В. Анненков

1. Россия и Европа имеют один путь.

2. Необходимо ограничение монархии парламентом, демократический строй – но не революции.

3. Личность Петра I возвеличивается.

Славянофилы:

А. С. Хомяков, И. В. Киреевский

1. Россия имеет свой самобытный путь развития без капитализма

2. Община-основа России, где существует равенство. Не будет развиваться классовое неравенство.

3. Негативное отношение к реформам Петра I

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации

«Об отношениях западников и славянофилов А.И.Герцен писал: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»

Ряд - Революционное движение

«Помимо либеральных методов среди представителей общественной мысли были и такие, которые отстаивали решительные радикальные методы»

- Какие взгляды отстаивали они? Кто к ним относится?

(Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М. Буташевича-Петрашевского - осуждение крепостного права и самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г. Участники арестованы и сосланы в ссылку. 1846-1847 – Кирилло-мефодиевское общество (Украина) – основатель Н.И.Костомаров - Цель: отмена крепостного права и сословных привилегий, создание федерации славянских народов. Теория «русского» социализма

Методы: реформа и революция

Пути развития – приход к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.)

- К какому направлению общественной мысли можно отнести, если метод – революция? (революционное)

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации

III. Подведение итогов. Рефлексия

Особенности движений.

«Исходя из заполненной таблицы, давайте сделаем выводы.

- Какие особенности имело общественное движение 30-50-х гг. 19 века?

1. Сколько направлений, какие

2. Особенность консервативного направления – оформилась официальная идеология

3. Особенность либерального – имело два течения

4. Особенность революционного – метод революция, оформилось социалистическое учение. (Записать определение социализма на рабочем листе)

5. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов

6. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам

IV. Закрепление

Выполните задание на закрепление в рабочем листе (соотнести высказывание с направлением общественной мысли)

Домашнее задание:

1. Параграф 58 с. 228- 234


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: