V Всероссийской научно-практической конференции

«Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства»

1. Участники конференции поддерживают инициативу Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по кардинальному реформированию сферы публичного (государственного и муниципального) контроля и надзора. Нужны системные (институциональные) преобразования, которые бы позволили, с одной стороны, снизить административное давление на хозяйствующих субъектов, уменьшить административные и финансовые издержки граждан и организаций при осуществлении контрольных и надзорных мероприятий, с другой – повысить эффективность работы   контрольно- надзорных органов, ее результативность. Важно синхронизировать реформу сферы публичного контроля и надзора с реформой законодательства об административных правонарушениях и иными отраслями российского законодательства.

2. По мнению участников конференции, реформирование системы публичного (государственного и муниципального) контроля и надзора должно происходить по нескольким взаимосвязанным направлениям:

ü дальнейшее совершенствование законодательства о публичном (государственном и муниципальном) контроле и надзоре;

ü переориентации деятельности контрольно- надзорных органов на выполнение профилактических функций, в том числе с учетом цели, места и роли контрольно-надзорной деятельности в общей системе публичного управления необходима корректная разработка критериев оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов, смещение акцента с негативных показателей на позитивные в соответствии с концепцией государственной политики в различных сферах;

ü модернизация форм и методов осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе расширение практики риск-ориентированного контроля и надзора, бесконтактных взаимоотношений с проверяемыми субъектами;

ü ревизия контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти и других уполномоченных субъектов публичного (государственного и муниципального) контроля и надзора; сужение пределов административного усмотрения контролеров при проведении мероприятий по контролю и надзору;

ü исключение дублирующих и избыточных контрольно-надзорных полномочий разных уровней публичного управления и разных видов публичного контроля и надзора;

ü пересмотр и сокращение числа обязательных требований, подлежащих проверкам органами государственного контроля и надзора;

ü оптимизация системы органов исполнительной власти и других уполномоченных субъектов, осуществляющих функции контроля и надзора; при одновременном повышении ответственности за качество и эффективность контрольно- надзорной деятельности;

ü демократизация и повышение открытости системы публичного (государственного и муниципального) контроля и надзора;

ü разработка и принятие эффективных мер для соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан и организаций, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, повышение роли административно-правовых и гражданско-правовых инструментов в обеспечении законности и целесообразности при проведении мероприятий по контролю и надзору.

3. В интересах обеспечения единообразной правоприменительной и судебной практики участники конференции высказываются за пересмотр и четкое фиксирование в новом законодательстве определений «государственный контроль», «государственный надзор», «муниципальный контроль», «финансовый контроль», «налоговый контроль», «ведомственный контроль».

4. Участники конференции полагают, что требуется найти дополнительные аргументы в пользу кодификации законодательства о публичном (государственном и муниципальном) контроле и надзоре. Исторический опыт правого регулирования сферы контроля и надзора в нашей в стране и за рубежом, позволяет с большой уверенностью утверждать, что систематизировать в едином нормативном правовом акте все аспекты публичного (государственного и муниципального) контроля и надзора, унифицировать особенности всех видов публичного контроля и надзора не представляется возможным. Динамичное развитие общественных отношений, объективно потребует постоянных изменений в кодифицированный акт, не позволит обеспечить стабильность законодательства и будет создавать дополнительные трудности для работы с таким документом. Применение Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» свидетельствует о целесообразности закрепления только общих требований и гарантий защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (например, в форме Основ законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле).

 

г. Нижний Новгород, 8 июня 2019 г.


[1] Подготовлено с учетом мнений: Баранова В.М. – заместителя председателя научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области, помощника начальника Нижегородской академии МВД России по инновационному развитию научной деятельности, д.ю.н., профессора; Ремизова П.В. – врио начальника кафедры административного права и процесса Нижегородской академии МВД России, к.ю.н.

[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/332053-7

[3] https://sozd.duma.gov.ru/bill/332053-7

[4] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460.

[5] См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

[6] См., в частности: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

[7] Принципы и порядок организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе устанавливаются законами соответствующих городов федерального значения.

[8] См.: Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Перечень ЗАТО утвержден Постановлением Правительства России от 5 июля 2001 г. № 508.

[9] См.: Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

[10] См.: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и Правила пограничного режима, утвержденные Приказом ФСБ России от 10 сентября 2007 г. № 458.

[11] См.: Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково».

[12] См.: Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

[13] См.: Федеральный закон "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

[14] Часть 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Российская газета. 1998. 2 июня.

[15] См.: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства России от 24 марта 2000 г. № 255.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: