Задание по русскому языку для 7-А и 7-Б кл. на 07. 05. 2020
Урок 124
Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц (орфоэпические и грамматические нормы)
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Слово учителя
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. а) Многие предлоги, частицы и союзы являются безударными, сливаясь в произношении с самостоятельными частями речи.
(До дому, помоги-ка, не придут.)
б) Некоторые односложные предлоги всё же произносятся с ударением, если употребляются вместе с существительными, которые становятся безударными.
Чаще всего ударение падает на предлоги за, под, по, из, без, от, на.
(За руку, под нос, по полю, без толку, на
ночь,от роду.)
2. Ударение с частицами не и ни:
• Некоторые глаголы (жить, быть, дать, пить) в формах прошедшего времени, кроме формы женского рода, «отдают» ударение частице не:
не жил, не дали, не был, не
пили; но: не жила, не дала,
не была, не пила.
• В некоторых устойчивых выражениях частица ни является ударной:
кто бы ни был, где бы ни
были, как бы то ни было,
чьи бы они ни были.
|
|
3. Побочное ударение у служебных частей речи
• У многих служебных слов есть ударение, но более слабое, чем у самостоятельных, то есть побочное ударение, а соответствующие слова слабоударяемые.
• Всегда имеют побочное ударение предлоги кроме, после, мимо, около, вокруг, против, сквозь; союзы если,
когда, будто, словно.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. При выборе из предлогов в или на:
используют антонимические связи (в – из, на – с),
например: «Приехал (куда?) в Москву». Нужно использовать предлог в, так как в антонимичном словосочетании употребляется предлог из: уехал (откуда?) из Москвы.
«Приехал (куда?) на Кавказ» - в этом словосочетании нужно использовать предлог на, так
как в антонимичном словосочетании употребляется предлог с: «Уехал (откуда?) с Кавказа».
УПОТРЕБЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫХ ПРЕДЛОГОВ
Предлоги в (во) – на
Эти предлоги синонимичны при указании на местонахождение, средства передвижения, сферу деятельности. При этом возможны следующие варианты:
а) различаются оттенками значения: смотреть в глаза, в небо, в лицо (если имеется в виду: смотреть в одну точку) – смотреть на глаза, на небо, на лицо (смотреть вообще на объект, охватывая большое пространство);
б) различаются по способности (неспособности) сочетаться с определенными словами: всматриваться, вглядываться в (не на!) человека, горы, рукопись, глаза;
в) совпадают при употреблении с некоторыми словами: слезы в глазах – слезы на глазах (но: печаль, тоска, страх, ненависть, изумление в глазах), поставили в кухне – поставили на кухне, играют во дворе – играют на дворе и т.д.;
г) один из предлогов употребляется чаще: выйду в (на) поле, но: выйду в степь, зато: выйду на улицу, на простор;
|
|
д) при обозначении средств передвижения при глаголах движения чаще употребляется предлог на: ехать на поезде, машине, трамвае, автобусе, троллейбусе, лететь на самолете, вертолете, плыть на пароходе, корабле, лодке...;
е) один из предлогов употребляется в профессиональной речи, другой – в нейтральной: служить на флоте (профессиональная речь) – служить во флоте (нейтральная речь);
ж) один из предлогов закреплен в устойчивых словосочетаниях: первый парень на деревне, первый на селе кузнец, в то время как жить, работать в селе, деревне;
з) различаются – часто немотивированно – сочетаемостью с определенными словами: работать в комбинате бытового обслуживания, но: работать на мясокомбинате; в спортивных играх, но: на Олимпийских играх.
Кроме того, каждый из этих предлогов (в и на) в целом ряде значений сближается с предлогом по.
Предлоги в – по
Синонимичны при указании на место, направление и распространение, а также при обозначении повторяемости действия. При этом предложно-падежные сочетания различаются только оттенками значений, а стилистически нейтральны:
а) ездили в села (указано лишь направление действия) – ездил по селам (последовательное распространение действия на ряд объектов);
б) бродить, гулять, ходить в лесу, в парке, в степи (указание только на место действия) – бродить, гулять, ходить по лесу, по парку, по степи (здесь дополнительный оттенок значения: распространение действия на весь объект);
в) в выходные дни вставали поздно – по выходным дням вставали поздно (в первом случае указание на то, что действие совершалось только в определенные дни, во втором – актуализация другого оттенка значения – указание на регулярность, повторяемость этого действия).
Предлоги на – по
Синонимичны при указании на место действия: картины развешаны на стенах, расселись на лавках (указание только на место действия) – картины развешаны по стенам, расселись по лавкам (здесь еще дополнительный оттенок значения – распространение действия по всей поверхности).
Предлоги на – за
Могут выступать в синонимичных предложных сочетаниях с общим значением «место действия и объект, на который оно направлено». Но оттенки значений настолько расходятся, что принципиально изменяют семантику всего словосочетания:
охотиться на кого-нибудь – это «заниматься охотой»;
охотиться за кем/чем-либо – это «стараться раздобыть».
Еще важнее показать ученикам, как предлоги, имеющие одинаковые значения, различаются выраженной стилистической окраской.
Предлоги с (со) – от
сгореть со стыда – сгореть от стыда;
приуныть с горя – приуныть от горя;
потеряться со страху – потеряться от страха.
Эти пары полностью совпадают по своей семантике, но первые имеют оттенок разговорности, вторые стилистически нейтральны.
Предлоги с – около
Семантика словосочетаний с этими предлогами при указании на приблизительность совпадает, но очевидна их стилистическая неоднородность:
проучиться около года – проучиться с год;
прождать около недели – прождать с неделю;
путешествовать около года – путешествовать с год.
Сочетания левого столбика стилистически нейтральны, правого – принадлежность разговорного стиля. О стилистическом различии между этими предлогами красноречиво говорит и следующий факт: из них предлог с может сочетаться с уменьшительно-ласкательными формами имен (они тоже носят выраженный характер разговорности): с годик, с недельку, с месячишко, но не около годика, недельки, месячишка.
Предлоги по – после
Синонимичны словосочетания с данными предлогами со значением последовательности одного явления за другим, но различаются стилистически:
|
|
осмотреться по приезде на место – после приезда на место;
по окончании школы поступить в техникум – после окончания школы поступить в техникум;
по наступлении вечера вернуться – после наступления вечера вернуться.
Первый вариант – книжный стиль, второй – нейтральный.
Предлоги с – из
Синонимичны в словосочетаниях с пространственно-объектным значением. Но при этом важно помнить, что как антоним предлог из соотносится с предлогом в, а с – с на. Сравните:
учиться в школе – возвращаться из школы;
живет в Москве – приехал из Москвы;
работал на фабрике – ушел с фабрики;
сидел на крыше – упал с крыши.
II. Практическая работа
- Ребята, вы все хотели бы иметь счастливую семью в будущем? Предлагаю вам поработать с текстом – притчей.
Задание:
- прочитать текст,
- определить тему,
- определить основную мысль,
- найти служебные части речи и выписать их в отдельные столбцы