Тема:Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия.
Цель: проверка усвоения полученных знаний в ходе изучения данной темы.
Критерии оценок:
5 баллов – работа выполнена правильно, студент ответил правильно на 100-85 % вопросов, без исправлений (21 правильный ответ).
4 балла – студент ответил правильно на 84-70% вопросов (17 правильных ответов); допускается до 5 исправлений.
3 балла – студент ответил правильно на 69-50% вопросов (13 правильных ответов); допускается до 10 исправлений.
2 балла – студент ответил правильно менее, чем на 50% (12 и менее правильных ответов); студент списал; если студент писал, но не сдал работу; писал не свой вариант.
Вариант 1
1. Антропогенные изменения в природе, это:
а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;
в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.
2. Оползни – это:
|
|
а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.
3. Наводнение – это:
а) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин;
б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;
в) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин и др.
4. Сель (селевой поток) – это:
а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.
5. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Выберите из предлагаемых вариантов ваше действие:
а) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного участка;
б) укроетесь за скалой или ее выступом;
в) разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину.
6. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого не превышает 32 м/с, это:
а) вьюга;
б) буря;
в) торнадо.
|
|
7. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:
а) «Внимание всем!»;
б) «Внимание! Опасность!»;
в) «Тревога».
8. Паводок – это:
а) сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня вод;
б) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин;
в) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность.
9. Низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы - это:
а) сель (селевой поток);
б) снежная лавина;
в) обвал.
10. К какой группе ЧС природного характера относятся эпидемии, эпизоотии и эпифитотии:
а) геологические;
б) гидрологические;
в) биологические (массовые заболевания).
11. Экологические ЧС – это:
а) значительные нарушения природной среды (разрушение озонового слоя, опустынивание земель, кислотные дожди и др.), угрожающие жизнедеятельности человека;
б) ЧС, связанные с проявлением стихийных явлений природы;
в) следствие ошибочных действий людей.
12. Эпизоотия – это:
а) распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;
б) распространение инфекционной болезни растений на значительные территории в течение определенного времени;
в) распространение инфекционной болезни животных, имеющая такие общие признаки как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.
13. Стихийное бедствие - это:
а) обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекшего или способного повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения;
б) повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения;
в) это природные явления, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
14. Сооружения, предназначенные для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время, это:
а) противорадиационные укрытия;
б) убежища;
в) специальные подвалы.
15. Наука, изучающая землетрясения, называется:
а) геологией;
б) гидрологией;
в) сейсмологией.
16. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:
а) землетрясения, вулканическая деятельность, оползни;
б) ураган, буря, смерч;
в) падение метеоритов, остатков комет.
17. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к биологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:
а) ураган, буря, смерч;
б) наводнения, сели, цунами;
в) эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
18. Смерч – это:
а) восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота;
б) ветер, скорость которого меньше 32 м/с;
в) ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более.
19. Землетрясение – это:
|
|
а) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
б) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
в) колебания и смещения земной коры, подземные толчки и удары, возникающие в результате естественных глубинных тектонических процессов.
20. Атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч - это:
а) буря;
б) торнадо;
в) ураган.
21. Нагон – это:
а) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин;
б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;
в) длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне.
22. Чрезвычайная ситуация - это:
а) обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекшего или способного повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения;
б) повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения;
в) события с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей;
г) опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизни населения, поражением и гибелью людей.
23. Цунами – это:
а) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин и др.;
б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;
в) длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне.
|
|
24. Обвал – это:
а) быстрый отрыв и падение массы горных пород на крутом склоне из-за потери устойчивости поверхности склона;
б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
в) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.
25. Затор – это:
а) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин;
б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;
в) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин и др.
Вариант 2
1. Снежные лавины – это:
а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.
2. Оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице. Что вы будете делать? Укажите правильный ответ:
а) быстро занять место в ближайшем овраге, кювете, яме;
б) вбежать в ближайшее здание и укрыться;
в) занять место вдали от зданий и линий электропередач.
3. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи?
Разместите указанные ниже действия в логической последовательности:
1. подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить (в дневное время вывесить белое или цветное полотнище, в ночное время подавать световые сигналы);
2. быстро занять ближайшее возвышенное место;
3. остаться на месте до схода воды.
4. Во время занятия вы отсутствовали в аудитории. В колледже объявили экстренную эвакуацию. Ваши действия:
а) постараетесь найти свою группу;
б) соберете свои вещи и пойдете домой;
в) эвакуируетесь с другой группой.
5. Вы находитесь в школе. В аудиторию вбежал дежурный и сообщил, что по радио передано сообщение о приближающемся землетрясении. Определите ваши дальнейшие действия:
а) отключить электричество;
б) эвакуироваться вместе с группой из здания колледжа;
в) занять место вдали от зданий и линий электропередач.
6. Наука, изучающая землетрясения, называется:
а) геологией;
б) сейсмологией;
в) топографией.
7. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к метеорологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:
а) землетрясения, вулканическая деятельность, оползни;
б) ураган, буря, смерч;
в) падение метеоритов, остатков комет.
8. Буря – это:
а) ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более;
б) ветер, скорость которого около 15 м/с;
в) восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота.
9. Ураган – это:
а) ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более;
б) ветер, скорость которого меньше 32 м/с;
в) восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота.
10. Восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота – это:
а) ураган;
б) смерч;
в) буря.
11. Перечислите, к каким последствиям приводят оползни, сели, обвалы и снежные лавины?
а) гибель людей и животных;
б) лесные пожары;
в) разрушение зданий и сооружений;
г) сокрытие толщами пород населенных пунктов, объектов народного хозяйства и т.п.;
12. Колебания и смещения земной коры, подземные толчки и удары, возникающие в результате естественных глубинных тектонических процессов – это:
а) оползень;
б) обвал;
в) землетрясение.
13. Длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне – это:
а) наводнение;
б) лавина;
в) цунами.
14. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к гидрологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:
а) ураган, буря, смерч;
б) наводнения, сели, цунами;
в) эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
15. Быстрый отрыв и падение массы горных пород на крутом склоне из-за потери устойчивости поверхности склона – это:
а) обвал;
б) сель (селевой поток);
в) оползень.
16. Затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин - это:
а) цунами;
б) нагон;
в) наводнение.
17. Скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин – это:
а) затор;
б) оползень;
в) сель (селевой поток).
18. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к гидрологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:
а) ураган, буря, смерч;
б) наводнения, сели, цунами;
в) эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
19. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:
а) ураганы, бури, смерчи;
б) загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью, которая остается в верхних слоях, образуя тепловые облака;
в) техногенные аварии;
г) парниковый эффект.
20. Основной причиной крупных обвалов является:
а) таяние ледников;
б) землетрясения;
в) ураганы.
21. Вы находитесь дома. По средствам связи объявили о приближающемся землетрясении. Определите ваши дальнейшие действия:
а) отключить электричество, газ, затушить огонь в печи;
б) забить окна;
в) выбежать на улицу и занять место вдали от зданий и линий электропередач.
22. Выберите из перечисленных мест наиболее подходящие для укрытия в здании (помещении) при землетрясении:
а) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями;
б) проемы в капитальных внутренних стенах;
в) балконы и лоджии;
г) места внутри кладовок и встроенных шкафов;
д) дверные проемы.
23. Назовите, какие из нижеприведенных документов необходимо брать с собой при эвакуации:
а) свидетельство о рождении;
б) справка о месте жительства;
в) паспорт;
г) военный билет;
д) водительское удостоверение;
е) страховой медицинский полис;
ж) диплом об образовании.
24. К непрогнозируемым внезапным ЧС относятся:
а) социального характера;
б) техногенного характера;
в) природного характера.
25. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:
а) эвакуация;
б) укрытие в специально оборудованных убежищах;
в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.