Практическое занятие № 1

Тема:Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия.

Цель: проверка усвоения полученных знаний в ходе изучения данной темы.

Критерии оценок:

 5 баллов – работа выполнена правильно, студент ответил правильно на 100-85 % вопросов, без исправлений (21 правильный ответ).

4 балла – студент ответил правильно на 84-70% вопросов (17 правильных ответов); допускается до 5 исправлений.

3 балла – студент ответил правильно на 69-50% вопросов (13 правильных ответов); допускается до 10 исправлений.   

2 балла – студент ответил правильно менее, чем на 50% (12 и менее правильных ответов); студент списал; если студент писал, но не сдал работу; писал не свой вариант.

 

Вариант 1

1. Антропогенные изменения в природе, это:

а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;

б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;

в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.

2. Оползни – это:

а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;

б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;

в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.

3. Наводнение – это:

а) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин;

б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;

в) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин и др.

4. Сель (селевой поток) – это:

а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;

б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;

в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.

5. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Выберите из предлагаемых вариантов ваше действие:

а) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного участка;

б) укроетесь за скалой или ее выступом;

в) разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину.

6. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого не превышает 32 м/с, это:

а) вьюга;

б) буря;

в) торнадо.

7. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:

а) «Внимание всем!»;

б) «Внимание! Опасность!»;

в) «Тревога».

8. Паводок – это:

а) сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня вод;

б) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин;

в) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность.

9.  Низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы - это:

а) сель (селевой поток);

б) снежная лавина;

в) обвал.

10. К какой группе ЧС природного характера относятся эпидемии, эпизоотии и эпифитотии:

а) геологические;

б) гидрологические;

в) биологические (массовые заболевания).

11. Экологические ЧС – это:

а) значительные нарушения природной среды (разрушение озонового слоя, опустынивание земель, кислотные дожди и др.), угрожающие жизнедеятельности человека;

б) ЧС, связанные с проявлением стихийных явлений природы;

в) следствие ошибочных действий людей.

12. Эпизоотия – это:

а) распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;

б) распространение инфекционной болезни растений на значительные территории в течение определенного времени;

в) распространение инфекционной болезни животных, имеющая такие общие признаки как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.

13. Стихийное бедствие - это:

а) обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекшего или способного повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения;

б) повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения;

в) это природные явления, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

14. Сооружения, предназначенные для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время, это:

а) противорадиационные укрытия;

б) убежища;

в) специальные подвалы.

15. Наука, изучающая землетрясения, называется:

а) геологией;

б) гидрологией;

в) сейсмологией.

16. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:

а) землетрясения, вулканическая деятельность, оползни;

б) ураган, буря, смерч;

в) падение метеоритов, остатков комет.

17. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к биологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:

а) ураган, буря, смерч;

б) наводнения, сели, цунами;

в) эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

18. Смерч – это:

а) восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота;

б) ветер, скорость которого меньше 32 м/с;

в) ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более.

19. Землетрясение – это:

а) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;

б) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;

в) колебания и смещения земной коры, подземные толчки и удары, возникающие в результате естественных глубинных тектонических процессов.

 

20. Атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч - это:

а) буря;
б) торнадо;
в) ураган.

21. Нагон – это:

а) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин;

б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;

в) длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне.

22. Чрезвычайная ситуация - это:

а) обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекшего или способного повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения;

б) повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения;

в) события с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей;

г) опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизни населения, поражением и гибелью людей.

23. Цунами – это:

а) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин и др.;

б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;

в) длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне.

24. Обвал – это:

а) быстрый отрыв и падение массы горных пород на крутом склоне из-за потери устойчивости поверхности склона;

б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;

в) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

25. Затор – это:

а) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин;

б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;

в) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин и др.



Вариант 2

 

1. Снежные лавины – это:

а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;

б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;

в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.

2. Оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице. Что вы будете делать? Укажите правильный ответ:

а) быстро занять место в ближайшем овраге, кювете, яме;

б) вбежать в ближайшее здание и укрыться;

в) занять место вдали от зданий и линий электропередач.

3. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи?

Разместите указанные ниже действия в логической последовательности:

1. подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить (в дневное время вывесить белое или цветное полотнище, в ночное время подавать световые сигналы);

2. быстро занять ближайшее возвышенное место;

3. остаться на месте до схода воды.

4. Во время занятия вы отсутствовали в аудитории. В колледже объявили экстренную эвакуацию. Ваши действия:

а) постараетесь найти свою группу;

б) соберете свои вещи и пойдете домой;

в) эвакуируетесь с другой группой.

5. Вы находитесь в школе. В аудиторию вбежал дежурный и сообщил, что по радио передано сообщение о приближающемся землетрясении. Определите ваши дальнейшие действия:

а) отключить электричество;

б) эвакуироваться вместе с группой из здания колледжа;

в) занять место вдали от зданий и линий электропередач. 

6. Наука, изучающая землетрясения, называется:

а) геологией;

б) сейсмологией;

в) топографией.

7. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к метеорологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:

а) землетрясения, вулканическая деятельность, оползни;

б) ураган, буря, смерч;

в) падение метеоритов, остатков комет.

8. Буря – это:

а) ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более;

б) ветер, скорость которого около 15 м/с;

в) восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота.

9. Ураган – это:

а) ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более;

б) ветер, скорость которого меньше 32 м/с;

в) восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота.

10.   Восходящий вихрь, состоящий из чрезвычайно быстро вращающегося воздуха, смешанного с частицами влаги, песка, пыли и других взвесей и представляющий собой быстро вращающуюся воздушную воронку, свисающую из облака и ниспадающую к земле в виде хобота – это:

а) ураган;

б) смерч;

в) буря.

11. Перечислите, к каким последствиям приводят оползни, сели, обвалы и снежные лавины?

а) гибель людей и животных;

б) лесные пожары;

в) разрушение зданий и сооружений;

г) сокрытие толщами пород населенных пунктов, объектов народного хозяйства и т.п.;

12.   Колебания и смещения земной коры, подземные толчки и удары, возникающие в результате естественных глубинных тектонических процессов – это:

а) оползень;

б) обвал;

в) землетрясение.

13.   Длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне – это:

а) наводнение;

б) лавина;

в) цунами.

14. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к гидрологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:

а) ураган, буря, смерч;

б) наводнения, сели, цунами;

в) эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

15.   Быстрый отрыв и падение массы горных пород на крутом склоне из-за потери устойчивости поверхности склона – это:

а) обвал;

б) сель (селевой поток);

в) оползень.

16.   Затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин - это:

а) цунами;

б) нагон;

в) наводнение.

17.   Скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин – это:

а) затор;

б) оползень;

в) сель (селевой поток).

18. Какие из перечисленных групп стихийных бедствий относятся к гидрологическим чрезвычайным ситуациям природного характера:

а) ураган, буря, смерч;

б) наводнения, сели, цунами;

в) эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

19. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:

а) ураганы, бури, смерчи;

б) загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью, которая остается в верхних слоях, образуя тепловые облака;

в) техногенные аварии;

г) парниковый эффект.

20. Основной причиной крупных обвалов является:

а) таяние ледников;

б) землетрясения;

в) ураганы.

21. Вы находитесь дома. По средствам связи объявили о приближающемся землетрясении. Определите ваши дальнейшие действия:

а) отключить электричество, газ, затушить огонь в печи;

б) забить окна;

в) выбежать на улицу и занять место вдали от зданий и линий электропередач.

22. Выберите из перечисленных мест наиболее подходящие для укрытия в здании (помещении) при землетрясении:

а) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями;

б) проемы в капитальных внутренних стенах;

в) балконы и лоджии;

г) места внутри кладовок и встроенных шкафов;

д) дверные проемы.

23. Назовите, какие из нижеприведенных документов необходимо брать с собой при эвакуации:

а) свидетельство о рождении;

б) справка о месте жительства;

в) паспорт;

г) военный билет;

д) водительское удостоверение;

е) страховой медицинский полис;

ж) диплом об образовании.

24. К непрогнозируемым внезапным ЧС относятся:

а) социального характера;

б) техногенного характера;

в) природного характера.

25. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:

а) эвакуация;

б) укрытие в специально оборудованных убежищах;

в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: