За что первосвященники хотели убить Лазаря?

Министерство образования и науки Украины

Донецкий Национальный Университет

Исторический факультет

Подразделение духовной культуры

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

 «Основы толкования Нового Завета»

 

По теме: «За что первосвященники хотели убить Лазаря?»

выполнила:

слушательница курсов

набора 2012 года

Луцик С.

Год

За что первосвященники хотели убить Лазаря?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны исследовать небольшой эпизод в Евангелии, который описан в главах 11 и 12 в Евангелии по Иоанну. В нем говорится о том, что Господь наш Иисус Христос в последние дни своей земной жизни воскресил умершего Лазаря (Лазарь – евр. Elazar – букв. «Бог мне помог»), любимого Его друга, жившего с сестрами Марией и Марфой в Вифании1

Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Иисус Христос пришел к гробовой пещере и сказал: «Отнимите камень». Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди (иди) вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружающим Его, сказал: «Развяжите его, пусть идет». Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Преодолены законы тленного мира, это воочию видят множество людей! «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11,45).

 

 

Господь Иисус  воскрешает Лазаря. Монастырь св. Екатерины. Синай

 

 

Чудо воскрешения, происшедшее в Вифании за шесть дней до Пасхи (Ин.12,1) определено в Оригинальной таблице Синодального издания Библии (РБО, 2011 год) «Последовательность евангельских событий» как событие третьего года общественного служения Господа, в последние дни Его земной жизни по возвращении из Переи (страны заиорданской) в Иудею.

 

1Вифания – традиционно отождествляется с селением Эль-Азария (или Азариех – араб.), образованного от имени Лазарь (означает «место Лазаря») примерно в 3 км к востоку от старого Иерусалима. Расположена на юго-восточном склоне Елеонской горы.

 

Иудея, которая на тот период истории является заурядной римской провинцией (c 4г. (6г.) по Р.Х.) со столицей в Кесарии Приморской2 (Caesarea maritima). Иерусалим являлся административным центром Иудеи, в котором существовал Великий Синедрион3(Совет) при Храме. В Совет входили фарисеи и саддукеи, но фарисеи не были политической партией, а чисто религиозной, заботой которой было, главным образом, тщательное исполнение закона. Им было совершенно безразлично, кто управляет страной, лишь бы им была дана возможность придерживаться во всех деталях предписаний иудейского религиозного закона. Саддукеи же, были политической группой богатых аристократов, готовых сотрудничать с Римом за свободу, жить богато и удобно и пользоваться своим положением беспрепятственно. Предположительно, первосвященники все были саддукеи и поэтому понятно, что в Совете больше было саддукеев, чем фарисеев и голос священников был весомее других.

Занявший (в 14 г. по Р.Х.) римский престол Тиберий4 (Тиберий Юлий Цезарь Август), в решении дел Иудеи полагался на советы префекта преторианцев Сеяна, сенатора Публия Сульпиция Квириния, префекта (прокуратора) Иудеи Понтия Пилата5 (25-36гг.).

Тиберий Юлий Цезарь Август
Доверия, которым Пилат пользовался у римского двора, хватило на то, чтобы сохранять свое положение в течении 11-ти лет. За все это время Пилат ни разу не сменил первосвященника6 – им оставался Каиафа (с 18 г. по Р.Х.), зять первосвященника Анны, которого застал в этом качестве по прибытии в Иудею. «С тех пор, как Иерусалим зависел от прокураторов, должность первосвященника сделалась сменяемой, и отрешения от должности повторялись почти каждый год. Однако, Каиафа держался дольше других» 7, - свидетельствует Фредерик Фаррар. И пишет далее: «в последние годы существования Иудейского государства эту почетную должность занимали сразу несколько человек, причем недостойных такой чести».

 

2 Кесария Приморская – город, названный Иродом Великим в честь кесаря Августа, центр римской прокуратуры в Иудее, а также основная база римских легионов.

3 Синедрион - верховный орган политической, религиозной и юридической власти у иудеев до разрушения Храма, состоявший из 71 члена. По своему составу синедрион представлял собой вид аристократического сената.

4Имя Тиберий упоминается в Новом Завете (Лк. 3:1)

5 С 6 по 36 гг. н.э. сменилось четыре прокуратора. Первым прокуратором стал Капоний (6 - 9 гг.), его сменил Марк Амбивий (9 - 12 гг.), затем Анней Руф (12 - 15 гг.), Валерий Грат (15 - 26 гг.), и, наконец, его сменил Понтий Пилат.

6Каждый прокуратор, пользуясь предоставленным ему правом, назначал угодного ему первосвященника. Только Валерий Грат сменил и назначил четырех первосвященников. Вот что пишет об этом Иосиф Флавий: при третьем римском императоре был послан наместником в Иудею Валерий Грат, "Он сместил первосвященника Анана и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, недолго спустя он уволил и Исмаила и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не более года, и преемником ему был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой" (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18, 2:2).

Иудейский историк Иосиф Флавий писал о них, что "в поведении среди своих они бывали весьма грубы и резки, как с чужими" ("Еврейские войны" 2,8.14).

Хотя в те времена, еврейский народ находится под владычеством Рима, он пользовался достаточно широким самоуправлением. Это подтверждает исследователь библейской археологии, священник Александр Тимофеев: «Учителя Закона, фарисеи и саддукеи, держали евреев в ужасном рабстве обрядности и законничества, кабале намного более реальной, чем политическая власть Рима. Поэтому, неудивительно, что они сразу же отвергли своего Соплеменника… Моисей дал им Закон, и они не желали идти ни на какие уступки». По словам митрополита Иллариона Алфеева «Иудея была центром сил враждебных Христу». Иерусалим, ставший к этому времени классическим примером того, как зерно истинного богопочитания может быть заглушено фанатичностью исполнения обрядовой стороны Закона, «так что и Моисея ставят выше Бога» (Деян. 6,11). И сейчас в Талмуде можно отыскать слова, подтверждающие высокомерие и превозношение человека над Богом: «Чего хочет еврей, того хочет Бог» или «Раввины обладают верховной властью над Богом: что они захотят, Он обязательно исполняет».

 Как отмечает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) «памятники письменности первых веков христианской эры, дошедшие до нас, едва ли не единогласно свидетельствуют о том, что ненависть к Христу повсеместно заставляла иудеев идти на отчаянные попытки искоренить, уничтожить Его учение».

Евангелие Любви, проповеданное Иисусом Христом, свобода от греха, Его чудеса исцеления и воскрешения – бесчисленные удары по самолюбию первосвященников, пытавшихся удержать зыбкую власть в своих руках. Они видели, что начали один за другим сбываться ветхозаветные пророчества и не внимали им. Как некогда Ирод, боявшийся, что родится Царь Иудейский и отнимет у него царство, неправедным путем приобретенное.

«И прежде искали убить Его» (Ин. 5,18) – Он затмевал их славу, авторитет, Он мешал им. Власть имущие признают чудеса Господа, как действительные чудеса, но выражают опасение, что может произойти народное волнение, а этим воспользуются римляне для того, чтобы уничтожить и ту тень самостоятельности иудеев, какую они еще имели. Епсикоп Кассиан (Безобразов): «С другой стороны, не подлежит сомнению, что та оппозиция которую Господь встретил в Иерусалиме, была вызвана Его догматическим учением. Книжники были толкователи и эксперты закона. Фарисеи на основании закона строили жизнь. Господь не отменял закона, но толкуя закон в духе высших достижений Ветхого Завета (Мф.5), Он становится выше закона. Его сила проявлялась в духовной свободе. И свобода – в учении и чудесах – осуществлялась в любви. Этим объяснялось влечение к Господу народных масс»8.

__________________________________________________________________

7 Ф.Фаррар «Жизнь Иисуса Христа», 1874, рус перевод проф А.П.Лопухина, СПб, 1887, с.395

  8htpp//simvol-veri.ru/xp

 

 Вид на Иерусалим с Масличной горы, начало ХХ в.
«Тогда опять искали схватить Его» (Ин. 10,39) - первосвященники постоянно искали повод, а их было немало: их соблазняет прощение грехов, чудо воскрешение дочери Иаира и наинской вдовы, случаи нарушения субботы, исцеление и свидетельство слепорожденного, когда уже иудейская злоба созрела на убиение Спасителя, «приняла характер крайнего ожесточения, соединенного с лукавством и лицемерием»9. «Божественная слава учения и чудес Его сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти»10. И вот главный повод для исхода вражды из первосвященнической среды – воскрешение четырехдневного Лазаря! Величайшее чудо, сверхъестественное явление, гораздо более значимое, чем нарушение естественного порядка. Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых. Но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление! В жарком климате Палестины (время перед иудейской Пасхой, когда Господь воскресил Лазаря – март месяц, со средней температурой воздуха +25 С°) тело умершего человека подвержено быстрому гниению.

«Если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16,31 ). Емко и четко мтрпл. Антоний (Храповицкий) показывает взаимосвязь между Лазарем приточным (Лк.16,31) и Лазарем четверодневным: «Так оправдались во всей ужасающей точности слова, вложенные Господом Богом в уста Авраама о степени человеческого жесткосердия…, что исходит из нравственного очерствения и искания славы своей, а не Божией».

У священника Иова (Гумерова) есть следующие слова, объясняющие непринятие иудеями чуда воскрешения: «Важно различать ветхозаветное понимание воскресения мертвых, как оно представлено в священных текстах, от ложных толкований их в различных иудейских сектах. Фарисеи, например, считали, что воскреснут только праведники. Сознание же саддукеев было сильно политизированным, они в некоторых важных вопросах сильно отступали от веры отцов. Саддукеи не верили не только в воскресение, но даже в ангелов, хотя в священных ветхозаветных книгах слово «ангел» встречается более 130 раз…»

_____________________________________________________________________________________________

9 Мысли блаженного мтрпл. Антония (Храповицкого), высказанные им в проповеди, Сремски Карловицы, 1937,68 с.; Нью-Йорк, 1961г.

10Из проповеди мтрпл. Антония Сурожского «О Лазаревой субботе». www.xxc.ru.ortodox/pastor/lazar/az.htm

«Где вы положили его?» (Ин. 11. 34). По мысли святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобных Андрея Критского и Ефрема Сирина, вопрос «Где вы положили его?», был задан с одной только целью: привести вопрошавших иудеев на место намечавшегося чуда в качестве свидетелей воскрешения. Конечно, Господь не имел Он нужды спрашивать, а тем, что сказал «Где положили его?» хотел подтвердить, что Лазарь действительно был погребен.

А что же Лазарь? Священник Андрей Ткачев описывает этот эпизод так11: «Замотанный по рукам и ногам, как бабочка в коконе, он выходит в ответ на призыв Спасителя. Он похож на овцу, выхваченную Давидом из львиной пасти (см.: 1 Цар. 17: 35), и, как и спасенная овца, он изранен. В его глаза страшно смотреть, потому что испытанное им еще никем не испытано. Он есть живое пророчество о будущем всеобщем воскресении, и он же – исполнение сказанного: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25).  Позади Лазаря – черный зев могилы, а перед ним – Сказавший: «Лазарь, гряди вон!» И еще глубже проникает мысль Ф. Фаррара: «Слова эти громом пронеслись по непроницаемо-таинственной области, отделяющей нас от будущего мира! Представить трудно, что по слову только, проникающим через время, пространство, расстояние совершается действо, не подвластное уму человеческому!»12

 

 

Новгородская икона, XV век

 

Господь говорит эти слова как власть имущий, не просит, а повелевает! Словом дал жизнь всему и Словом ее восстанавливает, - подтверждение слов апостола «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1). 

__________________________________________________________________

11 прт. Андрей Ткачев, www.pravoslavie.ru

12 Ф. Фаррар «Жизнь Иисуса Христа» Гл. ХLVIII. Воскрешение Лазаря, с.315

 

 

В результате этого чуда произошло обычное разделение между Иудеями (Ин.11,45-46) – одни поверили и уверовали в Него, другие же пришли в замешательство и отправились к недругам Христа «очевидно, с недобрыми чувствами и намерениями»13. «Как всегда разделяются те, кто слева и кто справа, как в День Суда», указывает блж. Феофилакт Болгарский.

Встревоженные «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин.11,47-50). Ответ даёт Иоанн Златоуст: «Следовало уверовать, послужить и поклониться, и уже не почитать Его человеком»14. Напротив, на совете было вынесено решение убить Господа (Иоан.11:53), как окончательный приговор. Речь идет или о формальном заседании Синедриона, или о частичном совещании его влиятельных членов. Как бы то ни было, предметом совещания было Воскрешение Лазаря, как последний толчок или последняя капля. Заключивший в себе иудейскую ненависть приговор, не имел юридической силы, нормы еврейского права были нарушены15! «Единственным преступлением, которое требовало применения смертной казни по суду, было убийство; многие преступления теоретически признавались заслуживающими смертной казни, но на практике она применялась очень редко» 16. Тем более, что Рим лишил права иудейский судов на вынесение смертного приговора (30 г. по Р.Х., см. также Ин.18,31) Нарушении закона Синедрионом явно свидетельствует о личном отношении судей к обвиняемому: «Дело Христа обсуждается в синедрионе только со стороны политической, а если бы фарисеи давали тон обсуждению, то они стали бы оценивать это дело со стороны религиозной. Священники только боятся за себя, опасаются утратить власть и соединенные с нею доходы, если придут Римляне усмирять бунт, какой может произвести новоявленный Мессия. Более смелым решителем судьбы Христа явился Каиафа (см. Матф. XXVI, 3; Лук. III, 2). Скрывая внутренние личные мотивы своего решения он говорят как будто бы руководясь только интересами общегосударственными. Для пользы всей иудейской народности нужно скорее покончить со Христом — вот основная мысль Каиафы»17. Подробности изображения этого события также свидетельствуют, что оно описано очевидцем. Это доказывает и английский исследователь Нового Завета Чарльз Додд на ряде примеров, которые не оставляют сомнения в том, что апостол Иоанн был хорошо знаком с иудейским правом новозаветной эпохи.

__________________________________________________________________

13 Архиепископ Аверкий (Таушев) Общественное служение Господа Иисуса Христа. 16 октября 2005 г., журнал «Русский инок», Джорданвилль, США

14 Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. 1, ч. 2. Репринт

15 Религиовед, адвокат АПМО Федор Куприянов www. кupriyanov. оrg. Иеромонах Иов (Гумеров) Афанасий Гумеров www.pravoslavie.ru

16 Электронная еврейская энциклопедия, раздел «Наказание», том 5 http//www.eleven.co.il/artikle/12900

17Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина

 

 

Снова и снова мы находим подтверждение того, что иудеи представили Христа мятежником, покушающимся на царскую власть, самозванцем, Который увлечёт за Собой народ на расправу римлян. Но, как подтверждает Евфимий Зигабен, «Иисус Христос не только не учил восставать против правительства, а напротив, Он повелел платить дань кесарю и уклонился от народа, который хотел сделать Его царем; при Своем путешествии Он всегда соблюдал скромность во всем и заповедовал всем проводить лучшую жизнь, что могло послужить скорее к потере всякой власти» 18.

Епископ Кассиан (Безобразов) указывает на хорошо видимые причины необходимости убить Христа: чтобы прекратились Его знамения и чудеса, противление вере в Иисуса, как в Мессию и Сына Божия во имя земных, национальных интересов. Он называет противостояние первосвященников «открытым восстанием мира против Бога»19. Митрополит Антоний (Храповицкий) также указывает на непримиримую вражду мира против Бога, «вражду не ослабевающую, но усиливающуюся по мере откровения Божиих судеб» 19.

«Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». (Иоан.12:10-11) Снова, как и в вынесении приговора Спасителю, совет нарушает древнейшее законодательство. Византийский богослов и экзегет Евфимий Зигабен вопрошает: «А Лазаря за что? Не за то ли, что он ожил? Но что тут за преступление? Очевидно, это дело зависти. Иудеи завидовали не только Благодетелю, то и тем, кому Он благодетельствовал. Поэтому они и слепорожденного отлучили от синагоги… Сильно раздражало их и то предположение, что множество народа, оставив приближающийся праздник (Пасхи), пойдет к Иисусу Христу»20. На таких указывает пророк: «Сматряет грешный праведного и ищет еже умертвити его» (Пс. 36, 32).

Из вышесказанного уже понятно, что ключевой фигурой этого события (как и всей евангельской истории) конечно же является Иисус Христос, как и очевидными те причины, которые заставили иудеев открыто враждовать против Него и Его учения. «Так, видимо, озлобляется лукавый»21 высказывает свое мнение мтрпл. Антоний (Храповицкий). Рассказ о воскрешении Лазаря предшествует повествованию о смерти Иисуса и Его Воскресения из мертвых. «В зрительном плане, пишет священник Георгий Чистяков, сцены чрезвычайно похожи, но события разные по своей сути. Лазарь умирает, возвращается к жизни, снова умирает. Воскресение Иисуса Христа - это шаг в жизнь вечную. Но был ли счастлив Лазарь, низведенный смертию во ад, никто не знает. Предание называет его Мужем Откровений, потому что Бог удостоил его видеть весь ужас и масштаб брани, которую приходится вести с силами зла» 22.

__________________________________________________________________

18Евфимий Зигабен, византийский монах-собиратель святоотеческих толкований Четвероевангелия, www.pravoslavie.ru/ put/30002.htm

19Избранное из богословских трудов Блаженного митрополита Антония (Храповицкого) www.fatheralexandr.org

20www.bible-center.ru/ru/book/interpretation

20www.pravoslavie.ru/ put/30002.htm

21 www.fatheralexandr.org

22www.chistyakov.tappir.com

Иоанновское повествование о Воскрешении Лазаря не имеет параллели в синоптическом предании. По этому поводу существуют следующие мнения:

1) считается, что синоптики писали, главным образом, о событиях, происходивших в Галилее, а ап. Иоанн дополнил их повествование о пребывании Христа в Иудее;

2) возможно, другие евангелисты сами не видели этого события, чтобы утверждать определенно, как все происходило;

3)

Апостол Иоанн Богослов
видимо, на момент, когда Лазарь уже упокоился, Иоанн смог без опасений упомянуть о его воскрешении;

4) в Византии сложилось мнение, что Иоанн писал свое, четвертое Евангелие, когда уже были написаны первые три, дополнив их тем, что синоптики по тем или иным причинам опустили;

5) современная библеистика (с нач. ХХ в.) склоняется к тому, что часть Евангелия от Иоанна значительно старше синоптических, но это не делает его недостоверным, а указывает на то, что оно составлено на основе устного предания и было зафиксировано в письменном виде много позднее.

Еп. Кассиан (Безобразов) предлагает пойти дальше: «сопоставление Иоанна с синоптиками дает основание для защиты старого святоотеческого тезиса, что Иоанн не только знал синоптиков, но и сознательно их восполнял, и притом не исключительно в плоскости учения, но и в плоскости истории»23.  

Ф. Фаррар связывает это с тем, что «весьма трудно измерить сравнительное величие чудес»24.

С толкованием Воскрешения Лазаря также связаны большие трудности. В святоотеческой традиции к ІV веку сложились два совершенно разных подхода к толкованию именно этого события. Одни комментаторы призывали понимать этот текст буквально (напр. св. Ириней Лионский), другие – воспринимать повествование о воскрешении Лазаря аллегорически. Тем не менее, Святые Отцы единогласны в том, что: Тайна Воскресения была явлена людям, воскрешения Лазаря есть воскрешение нашего внутреннего человека; в великом чуде Иисус Христос открыл о Себе, что Он Мессия, Сын Божий и Бог.

Несомненно то, что любую строчку Писания можно и нужно рассматривать с разных позиций, для того, чтобы сложилась полная картина понимания исторического значения и духовного смысла. Историческая важность события была рассмотрена достаточно широко, теперь можно обратиться к духовному смыслу, увиденному толкователями Священного Писания.

_________________________________________________________________

23Кассиан Безобразов. Водою и Кровию и Духом. Толкование на евангелие от Иоанна.

24Ф.Фаррар «Жизнь Иисуса Христа», 1874, рус перевод проф А.П.Лопухина, СПб, 1887, с.318

Для начала нужно указать, что главная цель совершения чуда – вера учеников, а затем и народа, присутствующего при чуде. Автор в своем повествовании (Ин. 11-12) также делает акцент на силе веры. Блаженный Феофилакт Болгарский указывает на то, что простое исцеление от болезни не могло настолько укрепить веру в Него так, как предстоящее теперь чудо воскрешения из мертвых. Также считает, что этим Господь хотел, перед всеми предстоящими Ему страданиями, дать своим врагам возможность одуматься и раскаяться.

По мысли мтрпл. Антония (Сурожского): «Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря» 25.  

           Икона. Конец XV - начало XVI в.
Прекрасную аллегорию в воскрешении Лазаря видят древнейшие толкователи Священного Писания. Так, Тертуллиан находит божественные откровения в природе: «Что же означает это беспрерывное круговращение природы? Это - свидетельство Воскресения мертвых. Бог начертал его прежде в Своих деяниях, чем в Священном Писании, возвестил прежде Своим могуществом, нежели преподал словесно. Он открыл перед тобою книгу природы, чтобы привести тебя к пророчеству, чтобы ученик природы мог легче поверить пророчеству, чтобы, убедившись глазами, немедленно принял он то, что услышит ушами, и чтобы не сомневался, что Бог должен воскресить живых, видя, как Бог возрождает все существующее. Ничто не погибает, как только для того, чтобы быть сбереженным»26. Преподобный Ефрем Сирин также через образы окружающего мира видит следующее: «И прослезился Господь" (ср.: Ин.11:35). Но слезы Его оказались как дождь, Лазарь – как хлебное зерно, а гроб – как земля. Испустил голос Свой подобно грому, смерть была устрашена сим голосом, Лазарь исшел, как хлебное зерно, и земля поверглась пред Господом, своим Животворцем Воскресил Лазаря, а Сам вместо него умер. Кроме того, сила смерти подверглась презрению, поскольку умершего Господь воззвал к жизни, дабы смерть знала, что для Господа легко удалить ее после трех дней и прогнать от Себя»27. Он также говорит о господе как о враче: «Все врачи прилагают старание и попечение прежде, чем умрет человек; а Врач Лазаря обратился к мертвому, дабы на смерти его показать превосходство Своего врачебного искусства»28.

25Из проповеди мтрпл. Антония Сурожского «О Лазаревой субботе». www.xxc.ru.ortodox/pastor/lazar/az

26 Тертуллиан (113, 654)

27 Ефрем Сирин, преподобный. О воскрешении Лазаря. Цит. по: Барсов М.Толкование. С. 292-295

28 Там же

Для блаженного Феофилакта Болгарского Лазарь – образ нашей души, мертвой добродетелями и издающей смрад греховных навыков. Преподобный Андрей Критский видит в воскрешении Лазаря торжество благодати над мертвящей буквой закона. Ириней Лионский говорит о воскрешении к новой жизни человека, умершего грехами.

Приведенные мысли достаточно показывают все богатство заключенных в Евангелии мыслей.

Для нас, ныне живущих, воспоминание о евангельском чуде совершается в субботу, названную Лазаревой. Это единственный день в году, когда воскресная служба совершается в субботу. «Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. "Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны". В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью. По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество» 28.

Жизнь показывает нам события, неизменно связанные с именем праведного Лазаря. В средневековье убежище для больных проказой называли «лазарет», до сих пор эта болезнь в некоторых странах называется болезнью Святого Лазаря. Некоторые связывают возникновение этого термина с рыцарями ордена святого Лазаря и островом Лазаретто (близ о. Лидо в Венецианкой лагуне), который получил название от монастыря, где рыцари заботились о больных проказой. В России лазареты возникли в начале XVIII века, термин употреблялся наряду с термином «госпиталь».

Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова именно в Лазареву Субботу, 13 апреля 1891 года, приняла Православие через миропомазание.

В книге «Мир и радость в Духе Святом»,30 повествующей о сербском старце Фаддее Витовницком, есть удивительные строки о явлении плачущего Христа этому старцу: «Витовницкий молитвенник за весь мир был удостоен явления плачущего Господа – Тихого Вифанийского Христа, слезами Которого все мы, умершие Лазари, воскресаем».

__________________________________________________________________

29Основы православия. Прот. Фома Хопко. С 154. Репринт. USA New York

30 Мир и радость в Духе Святом, пер. С.Луганской, Ново-Спасский монастырь, 2008г., с.41

 

 

Вообще, судьба святого праведного Лазаря - великий урок всем нам и надежда. Тех, кто рядом со Христом, неизменно ждут скорби и страдания как ключ от Царства Небесного. Это главное свидетельство истинности веры – смерть за Христа, смерть во Христе, смерть на Кресте! Можно сказать, что именно Лазарь становиться прообразом неизменной участи христиан: быть в эпицентре событий духовной брани, умереть и воскреснуть для жизни вечной. Сам Господь подтверждает это своей жизнью, страданиями, крестной смертию, Воскресением и Вознесением!

Как написал неизвестный автор: «Новый Мессия, принесший в мир вместо меча простые истины, вначале показался смешным. Но когда у исповедников ненависти стала уходить из под ног почва, он показался опасным, и они убили Его. Это и есть высшая степень фарисейства» 31.

Наряду с издавна проникшим в православие духом фарисейства (происходящим от главенствующей роли внешних форм богопочитания над внутренними, называемом сейчас обмирщением), мы видим набирающую обороты иудаизацию мира. Некоторые «христиане» считают, что возвращение к апостольскому преданию есть возвращение христианства к еврейским корням. В частности, этими идеями полон католицизм. По словам философа Юрия Самарина «католицизм есть иудаизм в христианстве». Православие все больше понимается или как организованная социальная деятельность, или сводится к обрядовой внешней стороне – какую и в каком случае молитву прочитать, к какой иконе приложиться, от какой болезни какому святому молится и т.д. О том же, что задача православия состоит в очищении сердца от страстей и что для этого нужно – об это меньше всего идет речь. Западное христианство давно практикует допустимость женского священства, экуменистическое движение стирает границы между Западом и Востоком, в образовании на государственном уровне идет усиленное навязывание гуманизма (атеизма).

В России при поддержке Международного гуманитарного фонда «Знание» вышло в свет Пятикнижие в иудейском переводе с иудейской редакцией текста на русский. То, что иудеи выдают за древний оригинал (который не существует, сохранился лишь греческий перевод Септуагинта) – есть результат труда раввинских редакторов, предлагающих читателям «верные знания о еврейской культуре, истории и традиционных ценностях». Иными словами – капитальная идеологическая обработка простых людей32. Появившаяся на днях статья об одном из таких переводов рассказывает, что комментированное иудаизированное издание Библии превратило десятки миллионов американцев в преданных сионистов33. В своей статье «Об иудаизации христианского міра» Исраэль Шамир пишет: «Это результат Библии Скофилда. Скофилд внушил поколениям американских евангелистов за веру, что Бог требует от них безоговорочной поддержки Израиля. Скофилд трактует Бытие 12,3 «Благословлю благословляющих тебя, а проклинающих прокляну» таким образом: «Плохо тем, кто плохо __________________________________________________________________

31История и современность христианства www.cristian-web.ru/study-311-2

32 www.interfax-religion.ru

33http://uruknet.info/index

относится к евреям, и хорошо тем, кто их защищает». Джон Хейджи идет

дальше: «Человек или народ, который поднимет руку и скажет слово против Израиля, вызовет на себя гнев Божий». Это антихристианское токование, поскольку обещание было дано лично Аврааму. В американских школах запрещено говорить о Рождестве, американцы должны поздравлять друг друга с Рождеством, Ханукой и Кванзой, большинство американцев уже подвергают своих детей обрезанию крайней плоти…» 34.

«Так, под видом религии Ветхого Завета, под видом поклонения Единому Истинному Богу удалось создать скрытое поклонение дьяволу», - пишет митрополит Антоний (Мельников)35.

Искупление, Новый Завет, Новое Обрезание, Возрождение могут быть заменены на старые прообразы. И люди будут стремиться к благополучию здесь, на земле, как до сих пор живут иудеи, так и не приняв Христа…

«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин.12:46). Аминь

34http://www.israelshamir.net/ru/ruart180.htm

35 http://www.rusidea.org/favicon.ico

Современный вид пещеры святого праведного Лазаря в Вифании

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: