Разборы слов и предложений из текста

Выдрак Оксана ОБ-РЛ-41 группа

Урок – сказка в 6 классе по теме «Имя существительное».

Как ученики счастье учительское искали.

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Цели урока:

  • обобщение и систематизация изученного по теме “Имя существительное”;
  • формирование языковой и речевой компетенций;
  • совершенствование практических навыков в определении основных признаков
  • данной части речи;
  • воспитание любви к русскому языку.
  • развивать творческую фантазию учащихся; орфографическую зоркость, чутье, способность глядеть внутрь, в глубину текста: умение выделять тему, главную мысль произведения, стиль, тип речи, роль ключевых слов в раскрытии темы и главной мысли текста; роль изобразительно – выразительных средств языка.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

  • проектор; презентация;
  • дидактический материал разного уровня трудности
  • текст для анализа (автор: Касимова Г. И.)
  • иллюстрация «Восхождение на вершину горы».

План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Повторение и обобщение изученного материала.
4. Подведение итогов игры.
5. Сообщение и комментирование оценок.
6. Организованное окончание урока.







Ход урока.

Оргмомент.

- проверяется готовность к уроку;
- записывается число.


Сообщение темы и целей урока

Ведущий – учащийся: В Навлинском царстве в Шаблыкинском государстве жила – была красна девица. А звали ее Оксан свет Олесьевна. Жила – не тужила, горя не знала, детишек учила. Но однажды подули ветры буйные, и из краев далеких, неведомых приехали к Оксане свет Олесьевне гости званые, именитые, желанные. И спросили гости званые:

- А скажи ты нам, Оксана свет Олесьевна, в чем счастье твое заключается?

Растерялась девица, закручинилась, опустила белы рученьки, ниже плеч буйну голову повесила.

- Помогите мне, добры молодцы и красны девицы, счастье мое отыскать. А счастье мое – на вершине горы высокой. На той горе высокой растет дуб зеленый, на дубе том ларец хрустальный, а в ларце том счастье мое. Помогите мне взобраться на ту гору высокую.

_Ведущий: Поможем, ребятушки, Оксане свет Олесьевне взобраться на вершину горы?

Учитель: Спасибо за решение твердое. А помогут вам в пути трудном ваши головы светлые, знания, полученные при изучении темы «Имя существительное». Вот и покажите, ребятушки, чему я вас научила. На пути к вершине горы сила нечистая много препятствий учинила.

Первый шаг к вершине горы – это работа с заколдованным текстом.

Первое препятствие. Комплексный анализ текста. (Ученики получают распечатанные тексты).

Трудным и опас(?)ным был путь на в(..)ршину горы 4. Много врем(…)ни3 проб(…)ралась красна девица2 (по) п(…) п(..)скам сыпучим (по)лесам дремучим. Тя(..)кие и(з, с)пытания2 вып(..)ли на долю ее. И(з, с)кушала красавицу2 сила (н)ечистая. (По)м(…)нил Кощей Бе(с, сс)мертный з(..)лотой и серебр(..)ной казной3 др(..)гоценными каменьями1 да пот(..)рпел фиаско5 : (не)польстилась на богатства красна девица5. Собл(..)знял задира Царь Морской ж(..)мч(..)гамии белыми, как молоко, и к(..)ра(л, лл)ами да (не)пр(..)льщали ее дары щедрые. Увлек забияка Леший девицу в дебри б(..)л(..)тные зар(..)сли2 непр(..)лазные. Т(..)мнота3 ч(..)рнилами ра (з, с..)лилась по небу но Месяц молодой пож(..)лел ее и вывел на поляну ш(..)рокую, к дубу заветному4.

Задания:

«Расшифровка» текста: Коллективная работа по цепочке:

1. Объяснить расстановку знаков препинания.

2. Обозначить условия выбора орфограмм.

Анализ текста:

1. Чтение текста.

Понравился ли вам текст? Чем? (Сказочный, занимательный).

В каком жанре написан текст? (сказка).

Что сказочного в тексте? (герои, постоянные эпитеты).

-Тема текста: (трудный и опасный путь на вершину горы).

-Главная мысль текста: (большому желанию ничто не может помешать, добро побеждает зло).

Путь на гору трудный. Какие ключевые слова помогают понять главную мысль и тему текста?

-Ключевые слова: (Трудным, опасным, вершину, тяжкие испытания, искушала, не польстилась, соблазнял, не прельщали, пожалел, заветному)

-жанр текста (сказка).

Тип речи: повествование. (роль глаголов, помогают определить тип речи).

Роль изобразительно – выразительных средств языка (олицетворения: месяц пожалел, вывел); Эпитеты: красна девица, золотая и серебряная казна и т. д. делают текст красочнее, богаче, убедительнее).

Первая группа:

Эпитеты: красна девица, пескам сыпучим, лесам дремучим, драгоценными каменьями, дары щедрые, дебри болотные, дубу заветному. Помогают представить трудный путь к вершине. Выразительны прилагательные, благодаря присущему им семантическому богатству и разнообразию, они определяют существительное.

Сравнения: белыми, как молоко, разлилась чернилами. Позволяют зримо представить образ. Вторая группа:

Метафоры: испытания выпали на долю, темнота разлилась, месяц вывел. Делают текст выразительнее, создает емкость и образность сравнения.

Олицетворение: месяц вывел и пожалел. Благодаря перенесению свойств человека на неодушевленные предметы ярче ощущается сказочный колорит повествования.

Найти в сказке фигуры речи, какова их роль? Инверсия: пескам сыпучим, лесам дремучим, жемчугами белыми, увлек Леший, не польстилась девица. (Повышают экспрессивность речи).

Градация: увлек, искушала, поманил, соблазнял. Восходящая градация создает картину нарастания опасности.

Антитеза: поманил – не польстилась, соблазнял – не прельщали. (Для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.)

Группа.

Фразеологизмы, потерпел фиаско, выпали на долю.

Словарная работа: фиаско, нечистая. Работа с толковым словарем. Подбор синонимов. (Фиаско – неудача).

- Контекстуальные синонимы: трудным, опасным; искушала, поманил, соблазнял; болотные, непролазные; пожалел, вывел; (1 –й вариант).

- Контекстуальные антонимы: соблазнял – не прельщали, поманил – не польстилась, увлек – вывел. (2 –й вариант).

Второе препятствие. Второй шаг к вершине горы – повторение изученного по теме «Имя существительное» (на материале текста). Фронтальная беседа:

- Дайте определение имени существительного.

- Что нового вы узнали о склонении и роде существительных в 6 классе? Работа в группах:

Привести примеры из текста существительных 1 склонения (1 –я группа); 2 –го склонения (2 – группа);.3 – го склонения (3 –я группа).

- У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончании буквы и и е?

- Как образуются имена существительные?

- Как отличить существительные с частицей не от существительных с приставкой не?

- Найдите в тексте существительные общего рода. Дать определение. (Задира, забияка).Составить с ними словосочетания.

- Какие разносклоняемые существительные вы встретили в тексте? Дать определение. (Время, путь).

-Есть ли в тексте существительные только единственного и только множественного числа? Работа по вариантам: 1-й вариант – только ед. ч.; 2-й вариант – только мн. ч. Привести свои примеры.

(Темнота, кораллами, фиаско, месяц, доля, казна, молоко, дебри, заросли).

Найти в тексте несклоняемое существительное (фиаско). Запишите за 2 минуты как можно больше примеров (по группам).

-Какова роль существительных в тексте?

Необходимо расколдовать текст: вставить пропущенные буквы, запятые, объяснить условия выбора орфограммы и пунктограммы.

Третье испытание.

Разборы слов и предложений из текста.

1. Морфемный разбор слов (по вариантам);

1-й вариант: времени, девица, испытания.

2. – й вариант: красавицу, заросли, вершину.

2. Морфологический разбор слов (по рядам):

1. й ряд: времени. 2 – ряд: темнота.

3. Синтаксический разбор простого предложения – первая группа. Разбор сложного предложения – вторая группа.

4. Пунктуационный разбор предложения. (по группам).

Учитель: Друзья, вы достойно прошли все испытания, сейчас мы стоим на самой вершине горы у заветного ларца. Открываем ларец. Давайте прочитаем, что здесь написано: «Счастье твое, жизнь твоя, Галина свет Ивановна, в учениках твоих, в слове твоем, пусть оно будет добрым, светлым, животворящим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: