Роль координации движений в решении ритмических задач

Координация движений играет немалую роль и в области ритмического развития, помогая достижению естественной пульсации, сохранению ровного темпа, непринуждённости и лёгкости исполнения различных ритмических фигураций. Нередки случаи, когда ученик, понимая и ощущая ритмический пульс, всё же отдельные места пьесы играет неровно оттого, что ему мешает двигательная неловкость, причины которой, как правило, кроются в недостаточно развитой координации. Чаще всего такого рода недостатки проявляются в фактуре, состоящей из элементов, несходных по мелодическому и ритмическому строению, характеру звучания, штрихам, акцентам, паузам и т.д.

Чтобы избежать этих недостатков, надо, при соединении обоих элементов, добиваться сохранения независимости, достигнутой в каждой руке отдельно. В практике преподавания существует много путей и способов работы в этом направлении.

Соединяя руки, мелодию в правой руке сначала следует играть совсем тихо, почти беззвучно, сводя к минимуму движения руки и пальцев (как бы только «ощупывая» необходимые клавиши). При этом всё внимание направляется на сохранение лёгкости и ритмичности левой руки (временно придавая ей ведущую роль). Добившись согласованности в таком соотношении партий правой и левой рук, можно понемногу повышать роль мелодии, постепенно возвращая ей должную выразительность звучания и активизируя игровые движения соответственно контурам фразировки; при этом надо внимательно следить, чтобы активизация мелодической линии не повлияла на партию сопровождения, которая должна сохранить своё звучание и движение. В некоторых случаях полезно поучить и наоборот, то есть играть тихо сопровождающий элемент, устремляя всё внимание на выразительное звучание ведущей линии.

Описанный способ работы сводит к минимуму искажения, возникающие при соединении рук, а также развивает координацию – способность контроля над независимостью движения, звучания и фразировки составляющих элементов.

Подготовительные ступени в полиритмическом развитии

Особенно важную роль приобретает координация в полиритмической фактуре, когда перед пианистом встаёт задача одновременного исполнения различных ритмических групп (дуоль-триоль, триоль-квартоль и т.д.). Приобретение навыков полритмики требует постепенной и систематической подготовки, начиная с ранних ступеней обучения. Без такой подготовки ученик, столкнувшись впервые с самыми элементарными видами полиритмики, зачастую оказывается неспособным их преодолеть. Поэтому в полиртмическом развитии сначала необходимо овладеть точным соотношением ритмических фигураций, следующих друг за другом в горизонтальном направлении. Назовём это условно «горизонтальной» ритмической координацией.

В развитии навыков «горизонтальной» ритмической координации большая роль принадлежит умелому подбору репертуара, при составлении которого главным условием должна быть постепенность усложнения трудности, начиная от самых простейших соотношений.

Точность ритмических соотношений «по горизонтали» достигается в результате ощущения музыкального пульса; это ощущение формируется в работе над художественно-музыкальным материалом и представляет естественный и самый надёжный путь к достижению успешных результатов.

Итак, навыки ритмической координации «по горизонтали» нужны и сами по себе как важнейший фактор ритмического развития, и в то же время они являются необходимой предварительной ступенью в овладении искусством полиритмики.

Существует ещё один полезный вид подготовительной работы, который заключается в одновременном исполнении различных ритмических построений, но только вдвоём (в четыре руки или на двух инструментах). Здесь в отдельных партиях играющих ещё нет полиритмики.

Однако при совместном исполнении, когда между партиями возникают полиритмические сочетания, каждый из учеников должен согласовать свои ритмические рисунки с фигурациями партнёра, а, следовательно, слух и мышление уже начинают охватывать полиритмическую фактуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: