Муфта — это устройство, обеспечивающее передачу вращательного движения от одного вала к другому.
Существуют неуправляемые муфты, обеспечивающие постоянное сцепление валов, и управляемые, которые передают движение от ведущего вала к ведомому по сигналам управления.
Электромагнитная муфта представляет собой устройство с двумя валами: ведущим, приводимым в действие любым двигателем, и ведомым, непосредственно связанным с рабочими органами. На валах имеются элементы сцепления, через которые и передается вращение.
В электромагнитной муфте передача вращения обеспечивается посредством ферромагнитных материалов.
Управляемые муфты могут быть:
• дискретного действия, в которых при подаче сигнала управления осуществляется жесткое сцепление валов;
146
i
• пропорциональные, в которых скорость вращения ведомого вала определяется величиной сигнала управления.
Муфта дискретного действия (рис. 6.15, а) состоит из ферромагнитного сердечника с катушкой на ведущем валу и ферромагнитного диска на ведомом валу. При подаче в катушку сигнала управления под действием магнитного потока создается электромагнитная сила, которая перемещает ферромагнитный диск по оси до соприкосновения с ферромагнитным сердечником. Затем за счет сил сцепления диск и ведомый вал приходят во вращение со скоростью, равной скорости вращения ведущего вала.
|
|
При снятии сигнала управления ферромагнитный диск под действием пружины расцепляется с продолжающим вращаться сердечником и ведомый вал останавливается. Для уменьшения влияния остаточной магнитной индукции при снятом сигнале управления на сердечнике размещается немагнитная прокладка (например, медная).
Такие муфты могут быть реверсивными и нереверсивными. Передаваемая муфтой мощность находится в диапазоне от единиц ватт до нескольких киловатт; время срабатывания — от 2 до 20 мс.
В пропорциональной муфте (рис. 6.15, б) диски помещены в корпус, заполненный масляной ферромагнитной массой — порошком карбонильного железа с тальком. Попадая в магнитное поле, создаваемое катушкой, ферромагнитная масса увеличивает свою вязкость и плотно соединяет полумуфту ведущего вала с полумуфтой ведомого вала.
Вязкость ферромагнитной массы растет по мере увеличения магнитного поля, т.е. величины тока в катушке. Следовательно, скорость вращения ведомого вала зависит от тока в обмотке при постоянной скорости ведущего вала. Присутствие талька в карбо-
нильном железе аналогично немагнитной прокладке в муфтах дискретного действия: тальк обволакивает каждую частичку порошкообразного железа, помогая им легче распасться при снятии управляющего напряжения.
|
|
Пропорциональные муфты применяют в системах управления совместно с синхронным электродвигателем.
Еще одна схема пропорциональной муфты, работающей по принципу асинхронного двигателя, приведена на рис. 6.16.
Если частота вращения ведущего вала с индуктором равна и,, то ведомый вал может вращаться с частотой п, немного меньшей л,, подобно тому, как ротор асинхронного двигателя вращается, увлекаемый вращающимся магнитным полем. При этом частота вращения ведомого вала при работе с нагрузкой определяется величиной тока в катушке индуктора.
Основными достоинствами электромагнитных муфт являются:
• высокое быстродействие;
• плавный пуск и регулирование скорости вращения;
• простота управления;
• большой диапазон мощностей;
• высокая надежность;
• долговечность.