ФИ 1 вариант

1. Среди ка­на­лов вос­хо­дя­щей со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти со­цио­лог П. Со­ро­кин вы­де­лял

1) род­ствен­ные связи

2) на­коп­лен­ный лич­ный опыт

3) рас­ши­ре­ние со­ста­ва семьи

4) по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния

 

2. Из 92 рим­ских им­пе­ра­то­ров 36 до­стиг­ли этого ста­ту­са бла­го­да­ря служ­бе в армии. Этот факт ил­лю­стри­ру­ет вывод о том, что

1) служ­ба в армии в древ­не­рим­ском го­су­дар­стве была уде­лом выс­ше­го клас­са

2) в опре­де­лен­ные пе­ри­о­ды армия вы­сту­па­ет одним из ос­нов­ных ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

3) ос­нов­ным типом со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в Древ­нем Риме была вер­ти­каль­ная мо­биль­ность

4) го­су­дар­ство по­ощ­ря­ло со­ци­аль­ную мо­биль­ность в об­ще­стве

 

3. В стра­не Z кре­стья­не и го­род­ская бед­но­та огра­ни­че­ны в до­сту­пе к ка­че­ствен­но­му об­ра­зо­ва­нию и здра­во­охра­не­нию. В дан­ном факте от­ра­жа­ет­ся

1) со­ци­аль­ная мо­биль­ность

2) со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство

3) со­ци­аль­ная струк­ту­ра

4) со­ци­аль­ный кон­троль

 

4. Какой при­знак лежит в ос­но­ве объ­еди­не­ния людей в такую со­ци­аль­ную общ­ность, как па­ри­жа­не?

1) со­ци­аль­но-клас­со­вый

2) эт­но­со­ци­аль­ный

3) де­мо­гра­фи­че­ский

4) тер­ри­то­ри­аль­ный

 

5. Мо­ло­дая де­вуш­ка, вы­пуск­ни­ца школы, одер­жа­ла по­бе­ду в на­ци­о­наль­ном кон­кур­се кра­со­ты и по­лу­чи­ла при­гла­ше­ние на ра­бо­ту

в пре­стиж­ном ино­стран­ном мо­дель­ном агент­стве. Дан­ный при­мер ил­лю­стри­ру­ет такое со­ци­аль­ное яв­ле­ние как

1) мо­биль­ность

2) адап­та­цию

3) стра­ти­фи­ка­цию

4) де­лин­квент­ность

 

6. Со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство про­яв­ля­ет­ся в об­ще­ствах тра­ди­ци­он­но­го типа в

1) раз­лич­ном до­сту­пе пред­ста­ви­те­лей раз­ных со­сло­вий к вла­сти и об­ла­да­нию при­ви­ле­ги­я­ми

2) воз­мож­но­сти для всех граж­дан по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние и со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние

3) рав­ных пра­вах граж­дан в по­ли­ти­че­ской сфере, но раз­ли­чии в до­хо­дах, в об­ла­да­нии соб­ствен­но­стью

4) де­ле­нии об­ще­ства на стра­ты, опре­де­ля­е­мые уров­нем об­ра­зо­ва­ния, до­хо­да, про­фес­си­ей

 

7. При­ме­ра­ми со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции, ха­рак­тер­ной для ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства, могу слу­жить

1) при­ви­ле­ги­ро­ван­ные и не­при­ви­ле­ги­ро­ван­ные со­сло­вия

2) про­ле­та­рии и бур­жу­а­зия

3) синие во­рот­нич­ки и белые во­рот­нич­ки

4) дво­рян­ство и ку­пе­че­ство

 

8. Что из пе­ре­чис­лен­но­го может сви­де­тель­ство­вать о росте сред­не­го клас­са в стра­не?

1) рост ко­ли­че­ства бан­ков­ских де­по­зи­тов

2) по­вы­ше­ние до­хо­дов наи­бо­лее обес­пе­чен­ной ка­те­го­рии на­се­ле­ния

3) ин­дек­са­ция пен­сий в со­от­вет­ствии с уров­нем ин­фля­ции

4) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства суб­си­дий на опла­ту жи­лищ­но-ком­му­наль­ных услуг По­яс­не­ние. Мо­биль­ность,так как за счет ра­бо­ты она по­вы­си­ла свой ста­тус

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

По­яс­не­ние.

 

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

По­яс­не­ние.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

По­яс­не­ние.

Управ­ля­ю­щий имеет власть над управ­ля­е­мым.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

 

9. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но для со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го об­ще­ства

1) Боль­шин­ство со­ци­аль­ных ста­ту­сов яв­ля­ют­ся до­сти­га­е­мы­ми.

2) Со­ци­аль­ный ста­тус боль­шин­ства людей опре­де­ля­ет­ся семьёй, в ко­то­рой они ро­ди­лись.

3) Груп­пы людей от рож­де­ния раз­ли­ча­ют­ся по объёму прав и обя­зан­но­стей.

4) Груп­пы людей не раз­ли­ча­ют­ся по объёму при­над­ле­жа­щих им власт­ных пол­но­мо­чий.

 

10. По ка­ко­му со­ци­аль­но­му при­зна­ку об­ра­зо­ва­на такая со­ци­аль­ная груп­па, как дво­ря­не?

1) про­фес­си­о­наль­но­му

2) де­мо­гра­фи­че­ско­му

3) со­слов­но­му

4) эт­ни­че­ско­му

11.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти?

А. Войны и ре­во­лю­ции уси­ли­ва­ют со­ци­аль­ную мо­биль­ность ин­ди­ви­дов и групп.

Б. Об­ра­зо­ва­ние, лич­ные ка­че­ства по­мо­га­ют ин­ди­ви­ду про­дви­гать­ся вверх по со­ци­аль­ной лест­ни­це.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры ука­за­ны.)

1) пе­ре­ход че­ло­ве­ка с долж­но­сти ря­до­во­го школь­но­го учи­те­ля на долж­ность ди­рек­то­ра школы

2) пе­ре­ход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих («синих во­рот­нич­ков») в пред­ста­ви­те­ли сред­не­го клас­са («белые во­рот­нич­ки»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую про­фес­сию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу об­слу­жи­ва­ния

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких ме­стах

6) до­сти­же­ние че­ло­ве­ком вы­со­ко­го по­ло­же­ния в об­ще­стве бла­го­да­ря служ­бе в армии. ______________

13. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)ин­ди­ви­ду­аль­ная

2)вос­хо­дя­щая

3)ми­гра­ция

4)го­ри­зон­таль­ная

5)нис­хо­дя­щая

6)меж­по­ко­лен­ная По­яс­не­ние.

Со­ци­аль­ная мо­биль­ность — по­ня­тие, по­сред­ством ко­то­ро­го обо­зна­ча­ют­ся со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ще­ния людей в на­прав­ле­нии об­ще­ствен­ных по­зи­ций, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих­ся более вы­со­ким (со­ци­аль­ное вос­хож­де­ние) либо более низ­ким (со­ци­аль­ная де­гра­да­ция) уров­нем до­хо­дов, пре­сти­жа и сте­пе­нью при­об­щен­но­сти к вла­сти.

 

Под вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­стью по­ни­ма­ют те от­но­ше­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют при пе­ре­ме­ще­нии ин­ди­ви­да или со­ци­аль­но­го объ­ек­та из од­но­го со­ци­аль­но­го пла­ста в дру­гой,

про­дви­же­ние че­ло­ве­ка по слу­жеб­ной лест­ни­це вверх или вниз.).

Вос­хо­дя­щая мо­биль­ность — со­ци­аль­ный подъ­ем, дви­же­ние вверх (на­при­мер: по­вы­ше­ние в долж­но­сти.

Нис­хо­дя­щая мо­биль­ность — со­ци­аль­ный спуск, дви­же­ние вниз (на­при­мер: раз­жа­ло­ва­ние).

Ответ: 126

 ________________________________________

14.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке со­ци­аль­ные роли, ко­то­рые может вы­пол­нять граж­да­нин РФ 18-20-лет­не­го воз­рас­та. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) член не­фор­маль­ной молодёжной груп­пы

2) во­ен­но­слу­жа­щий сроч­ной служ­бы

3) гу­бер­на­тор

4) Пре­зи­дент РФ

5) из­би­ра­тель

6) ми­ро­вой судья____________________________

 

15. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Об­ще­ство ди­на­мич­но: и от­дель­ные люди, и со­ци­аль­ные груп­пы по­сто­ян­но из­ме­ня­ют свой ___________ (А). Это яв­ле­ние по­лу­чи­ло на­зва­ние со­ци­аль­ной ___________ (Б). Со­цио­ло­ги раз­ли­ча­ют не­сколь­ко её типов. Пе­ре­ме­ще­ния, не из­ме­ня­ю­щие со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ин­ди­ви­дов и групп, на­зы­ва­ют ___________ (В) мо­биль­но­стью. При­ме­ра­ми яв­ля­ют­ся пе­ре­ход из одной воз­раст­ной груп­пы в дру­гую, смена места ра­бо­ты, а также пе­ре­се­ле­ние людей из одной мест­но­сти или стра­ны в дру­гую, т. е. ___________ (Г). ___________ (Д) мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет ка­че­ствен­ное из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния че­ло­ве­ка. При­ме­ра­ми может слу­жить по­лу­че­ние или ли­ше­ние дво­рян­ско­го ти­ту­ла в фе­о­даль­ном об­ще­стве, про­фес­си­о­наль­ная ка­рье­ра — в со­вре­мен­ном и т. п. Ка­на­ла­ми мо­биль­но­сти вы­сту­па­ют со­ци­аль­ные__________(Е): семья, школа, соб­ствен­ность, цер­ковь, армия и т. п.»

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

1) ми­гра­ция 2) мо­биль­ность 3) го­ри­зон­таль­ная
4) ин­сти­тут 5) ста­тус 6) вер­ти­каль­ная
7) груп­па 8) стра­ти­фи­ка­ция 9) мар­ги­на­ли­за­ция

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A Б В Г Д Е
           

 

16. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­вре­мен­ное об­ще­ство от­ли­ча­ет­ся вы­со­ким уров­нем ________ (А), в нём каж­дый имеет мно­же­ство воз­мож­но­стей пе­ре­ме­нить свое по­ло­же­ние: можно пе­ре­се­лить­ся из го­ро­да в де­рев­ню, из ма­лень­ко­го го­род­ка — в огром­ный ме­га­по­лис, сме­нить место ра­бо­ты или про­фес­сию.

Важ­ней­шую роль в до­сти­же­нии ________ (Б) имеет уро­вень об­ра­зо­ва­ния, про­фес­си­о­на­лиз­ма. Без глу­бо­ких зна­ний не­воз­мож­но найти ста­биль­ную, хо­ро­шо опла­чи­ва­е­мую ра­бо­ту, за­нять ________ (В), стать не­за­ме­ни­мым для кол­лег.

В про­цес­се ры­ноч­ных ре­форм, про­ис­хо­дя­щих в нашей стра­не в 1990-е годы, рос­сий­ское об­ще­ство резко раз­де­ли­лось по _______ (Г). В на­сто­я­щее время со­хра­ня­ет­ся су­ще­ствен­ный раз­рыв между не­боль­шим ко­ли­че­ством сверх­бо­га­тых людей, ак­тив­но ску­па­ю­щих не­дви­жи­мость за ру­бе­жом, воз­во­дя­щих особ­ня­ки, и зна­чи­тель­ной мас­сой на­се­ле­ния стра­ны, жи­ву­щей чуть выше или на уров­не _______ (Д). А вот «_______ (Е)», ко­то­рый пред­став­ля­ет собой ста­би­ли­зи­ру­ю­щую силу об­ще­ства в раз­ви­тых стра­нах, у нас на­хо­дит­ся толь­ко на ста­дии ста­нов­ле­ния».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

1) стра­ти­фи­ка­ция 2) об­ра­зо­ва­ние 3) черта бед­но­сти
4) со­ци­аль­ная мо­биль­ность 5) учре­жде­ние 6) со­ци­аль­ный ста­тус
7) пре­стиж­ная долж­ность 8) уро­вень до­хо­дов 9) сред­ний класс

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е
           

 

17. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния

 

Та­лант­ли­вые лич­но­сти, не­со­мнен­но, рож­да­ют­ся во всех со­ци­аль­ных слоях и со­ци­аль­ных клас­сах. Если не су­ще­ству­ет ба­рье­ров для со­ци­аль­но­го до­сти­же­ния, можно ожи­дать боль­шую со­ци­аль­ную мо­биль­ность, когда не­ко­то­рые лич­но­сти быст­ро под­ни­ма­ют­ся и по­лу­ча­ют вы­со­кие ста­ту­сы, дру­гие же опус­ка­ют­ся на более низ­кие. Но между сло­я­ми и клас­са­ми су­ще­ству­ют ба­рье­ры, ме­ша­ю­щие сво­бод­но­му пе­ре­хо­ду ин­ди­ви­дов из одной ста­тус­ной груп­пы в дру­гую. Один из самых глав­ных ба­рье­ров воз­ни­ка­ет из-за того, что со­ци­аль­ные клас­сы об­ла­да­ют суб­куль­ту­ра­ми, го­то­вя­щи­ми детей пред­ста­ви­те­лей каж­до­го клас­са для уча­стия в клас­со­вой суб­куль­ту­ре, в ко­то­рой они со­ци­а­ли­зи­ро­ва­ны… Про­сто для про­дви­же­ния из од­но­го слоя в дру­гой или из од­но­го со­ци­аль­но­го клас­са в дру­гой имеет зна­че­ние «раз­ли­чие в стар­то­вых воз­мож­но­стях»…

Вся­кое со­ци­аль­ное пе­ре­ме­ще­ние про­ис­хо­дит не про­сто в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем же­ла­ния, а путём пре­одо­ле­ния более или менее су­ще­ствен­ных ба­рье­ров. Даже пе­ре­езд че­ло­ве­ка с од­но­го места жи­тель­ства на дру­гое пред­по­ла­га­ет опре­делённый пе­ри­од адап­та­ции к новым усло­ви­ям.

Все со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ще­ния лич­но­сти или со­ци­аль­ной груп­пы вклю­ча­ют в про­цесс мо­биль­но­сти. Со­глас­но опре­де­ле­нию П. Со­ро­ки­на «под со­ци­аль­ной мо­биль­но­стью по­ни­ма­ет­ся любой пе­ре­ход ин­ди­ви­да, или со­ци­аль­но­го объ­ек­та, или цен­но­сти, со­здан­ной или мо­ди­фи­ци­ро­ван­ной бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти, от одной со­ци­аль­ной по­зи­ции к дру­гой»…

Об­ще­ство может воз­вы­шать ста­тус одних ин­ди­ви­дов и по­ни­жать ста­тус дру­гих. И это по­нят­но: одни ин­ди­ви­ды, об­ла­да­ю­щие та­лан­том, энер­ги­ей, мо­ло­до­стью, долж­ны вы­тес­нять с выс­ших ста­ту­сов дру­гих ин­ди­ви­дов, не об­ла­да­ю­щих этими ка­че­ства­ми. В за­ви­си­мо­сти от этого раз­ли­ча­ют вос­хо­дя­щую и нис­хо­дя­щую со­ци­аль­ную мо­биль­ность, или со­ци­аль­ный подъём и со­ци­аль­ное па­де­ние. Вос­хо­дя­щие те­че­ния про­фес­си­о­наль­ной, эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской мо­биль­но­сти су­ще­ству­ют в двух ос­нов­ных фор­мах: как ин­ди­ви­ду­аль­ный подъём из низ­ше­го слоя в выс­ший и как со­зда­ние новых групп ин­ди­ви­дов с вклю­че­ни­ем групп в выс­ший слой рядом с су­ще­ству­ю­щи­ми груп­па­ми этого слоя или вме­сто них. Ана­ло­гич­но, нис­хо­дя­щая мо­биль­ность су­ще­ству­ет как в форме вы­тал­ки­ва­ния от­дель­ных ин­ди­ви­дов с вы­со­ких со­ци­аль­ных ста­ту­сов на более низ­кие, так и в форме по­ни­же­ния со­ци­аль­ных ста­ту­сов целой груп­пы…

Для того чтобы по­нять, как про­ис­хо­дит про­цесс вос­хож­де­ния, важно изу­чить, каким об­ра­зом от­дель­ный ин­ди­вид может пре­одо­леть ба­рье­ры и гра­ни­цы между груп­па­ми и под­ни­мать­ся вверх, т.е. по­вы­шать свой со­ци­аль­ный, про­фес­си­о­наль­ный, эко­но­ми­че­ский и по­ли­ти­че­ский ста­тус. Это стрем­ле­ние до­стичь более вы­со­ко­го ста­ту­са обу­слов­ле­но мо­ти­вом до­сти­же­ния, ко­то­рый в той или иной сте­пе­ни име­ет­ся у каж­до­го ин­ди­ви­да, и свя­за­но его по­треб­но­стью до­би­вать­ся успе­хов и из­бе­гать не­удач в со­ци­аль­ном ас­пек­те. Ак­ту­а­ли­за­ция этого мо­ти­ва по­рож­да­ет в ко­неч­ном счёте силу, с ко­то­рой ин­ди­вид стре­мит­ся к до­сти­же­нию выс­шей со­ци­аль­ной по­зи­ции или к тому, чтобы удер­жать­ся на име­ю­щей­ся и не ска­тить­ся вниз.

 

1. Какое опре­де­ле­ние со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти при­во­дит автор? Какие виды (формы) мо­биль­но­сти (по двум раз­ным ос­но­ва­ни­ям) рас­смот­ре­ны в тек­сте?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: