Государственный контроль за организацией и проведением азартных игр и пари

С появлением игорного бизнеса в современной России был введен налог на игорный бизнес, который регламентировался Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998 года №142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». До этого периода налогоплательщики платили налог на доходы от игорного бизнеса в соответствии с Федеральным законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций», налоговая ставка, которого составляла примерно 90 % от суммы дохода.

С введением в Налоговый кодекс РФ от 1 января 2004 года самостоятельной главы о налоге на игорный бизнес действие Федерального закона №142-ФЗ было прекращено.
Согласно принятому в декабре 2006 года Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Российской Федерации создается пять игорных зон. Каждая из этих зон располагается в строго отведенном ей законом месте, а именно в определенном субъекте Российской Федерации: в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Калининградской области.
«Азов - сити» - первая реально действующая игорная зона на территории России из многочисленных заявленных. Однако, спустя несколько прошедших лет Правительство в соответствии с поправками в закон «Об игорной деятельности» от 27 июля 2014 г., поручило ликвидировать данную зону. С одной стороны, эти поправки расширили список регионов, имеющих право размещать игорный бизнес (к Краснодарскому краю, Алтаю, Приморью и Калининградской области добавился Крым); с другой - появилась оговорка, что на Кубани игорная зона может размещаться только на участках, выделенных под строительство олимпийских объектов федерального значения. Вместо «Азов - сити» в Краснодарском крае была создана новая игорная зона - на территории олимпийских объектов в Сочи, в Красной Поляне.

Ранее действовавшее законодательство не запрещало создавать игорные заведения на территории страны, однако, при выполнении условий лицензионных требований.

Организация игорной деятельности необходима для контроля ценообразования выигрыша, стоимости ставок, и учета, как количества, так и качества работы игорного заведения.

Введение  Федерального Закона Российской Федерации № 244-ФЗ предусматривает ограничения на занятие игорной деятельностью, которые устанавливаются «в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан», при этом действие Закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность бирж. Как любому развитому государству, России необходим контроль соответствующего вида деятельности с целью защиты своих экономических интересов посредством установления режимов. В рамках федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ введены жесткие меры законодательного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, в частности к ним относятся:

1. выделение специальных территорий - игорных зон;

2. выдача соответствующих разрешений на осуществление игорной деятельности на территории игорных зон;

3. выдача лицензий на осуществление данной деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах.

Так же были установлены весомые изменения в требования к заведениям, осуществляющим игорную деятельность на специальных игорных зонах:

1. организаторами азартных игр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории России;

2. игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения;

3. проведение азартных игр может осуществляться только сотрудниками игорного заведения;

4. использованное в игорной деятельности оборудование должно соответствовать установленным технологическим требованиям, а также
находиться в собственности заведения;

5. средний процент выигрыша не должен составлять менее 90 процентов.

Законом ограничивается и круг организаторов азартных игр. Организаторами могут быть только юридические лица. Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления, за исключением созданного в соответствии с указом Президента Российской Федерации акционерного общества, которое объединяет ипподромы Российской Федерации и одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие национальной коневодческой индустрии. Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.

Организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Кроме того, организатор азартных игр обязан обеспечивать личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения, работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении.

Также государство осуществляет контроль за организацией проведения лотерей. Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей устанавливает федеральный закон «О лотереях» от 11.11.2003 года №138-ФЗ[8].

Одной из форм контроля служит обязательность ведения реестров. Законом предусмотрен, прежде всего, единый государственный реестр лотерейных терминалов, в который включаются сведения о лотерейных терминалах, используемых при проведении лотереи.
В настоящее время в России запрещены все частные, региональные государственные и муниципальные лотереи. С 1 июля 2014 г. возможно проведение только всероссийских государственных и международных лотерей. Организатором лотереи выступает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в установленном порядке на проведение лотереи. Для проведения лотереи организатор лотереи привлекает на конкурсной основе юридическое лицо - оператора лотереи.
Договор между участником и организатором игр (оператором лотереи) имеет специфическую особенность: будучи заключенным, он не порождает сразу же основного обязательства, ради которого заключается (о выплате выигрыша). Покупка лотерейного билета или сделанная в казино ставка не дают права требовать выплаты выигрыша. Более того, вероятность возникновения права на выигрыш достаточно мала. Право на выигрыш возникает только при наступлении определенных условий, установленных договором.

Соответственно, такой договор можно квалифицировать как сделку, совершенную под отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК РФ). Впрочем, данное утверждение небесспорно: есть, например, мнение, что в действительности это обязательства из односторонних действий наподобие публичного обещания награды. В законе, однако, речь идет именно о договоре (например, п. 2 ст. 1063 ГК РФ); «договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом» (п. 1 ст. 2 Закона о лотереях).
Форма такого договора может быть различной. Помимо документа в бумажном или электронном виде (квитанция, билет, электронный лотерейный билет и др.) о заключении договора может свидетельствовать совершение конклюдентных действий (в том числе в сети Интернет): от опускания монеты в приемник игрового автомата до заполнения форм на лотерейном сайте.

Задачей государственного контроля в области деятельности по организации и проведению азартных игр и пари является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по организации и проведению игр и пари, и участниками игр и пари требований законодательства Российской Федерации о деятельности по организации и проведению игр и пари.

Проанализировав содержание Федерального закона № 244-ФЗ можно однозначно сделать вывод, что необходимость совершенствования данного Закона не вызывает сомнений. Даже установление жестких рамок по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не мешают «желающим получить легкие деньги» расположить объекты игорного бизнеса на запрещенной территории и осуществлять игорную деятельность под предлогом лотереи. Сотрудникам органов внутренних дел после введения в действие указанного выше Федерального закона зачастую приходится сталкиваться с незаконным проведением азартных игр на территории субъектов России, осуществлением деятельности без получения необходимой лицензии, а, следовательно, уклонением от уплаты установленных государством налогов.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: