Ф.И.О. студентки: Васильева Яна Дмитриевна
Воспитательная деятельность: выбор и обоснование действий вожатого (материалы статьи профессора Поповой В.И.) https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/11/05/forum-19_sbornik_1.pdf
Задание 1: Осмыслить материалы статьи и познакомиться со списком литературы.
Задание 2: См. сайты об организации и работе РДШ (Российского движения школьников).
(ЕСайт организации - рдш.рф https://vk.com/skm_rus - группа в социальной сети в контакте https://vk.com/skm_56 - группа Оренбургской области КС), 2017
Краткий комментарий материалов.
На сайте РДШ предоставлены ученики из разных школ, которые в преддверии праздника передают память о тех, кто сражался за мир и спокойствие на земле ценой своей жизни. Можно увидеть много школьников, читающих стихотворения, связанные с военной тематикой. На данном сайте много полезной информации, которая пригодится для работы педагогом и поможет воспитать из ребенка образованную личность.
На основании Указа Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).
|
|
В образовательных организациях, которые не только обеспечивают ор-ганизацию воспитательной деятельности, но и соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, важной и необходимой является деятельность вожатого.
Задание 3: Воспитание – это (ссылки на отечественных педагогов)
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
· По определению А. С. Макаренко, воспитание — это создание (выработка) устойчивых привычек поведения. Макаренко тем самым существенно разделял понятия «обучение» и «воспитание», указывая на то, что одно только словесно-теоретическое сообщение знаний (обучение) тому, «что такое хорошо и что такое плохо» обычно недостаточно для того, чтобы человек стал смелым, добрым, честным, порядочным. Одним из главных открытий А. С. Макаренко явилось определение того, что для успешного воспитания и для успешного обучения требуются разные средства, выявление и опробование необходимых и достаточных условий воспитания в учебно-трудовом коллективе, которое с одной стороны успешно, с другой — не нарушает допустимые нормы воздействия на воспитуемых лиц.
· В. А. Сухомлинский дает такое понятие определению воспитание: воспи-тание — это не искоренение недостатков, а укрепление лучшего. Пороки искореняются сами по себе. Воспитание осуществляется через уважение и любовь.
· Н. К. Крупская считает, что воспитание должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого и внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, а также организованно действовать.
|
|
Задание 4: Какие качества должны быть присущи вожатому? (4-5-6 тезисов).
1. Ответственность. Ведь вожатый несёт ответственность за жизнь и здоровье детей. При устройстве на работу каждый сотрудник подписывает соответствующий приказ. Имейте в виду: если с ребёнком произошёл несчастный случай на ваших глазах - это несчастный случай, если вас рядом не было - это ваша халатность и это уголовно наказуемо.
2. Организованность. Вожатый должен уметь организовать детей
3. Стрессоустойчивость – не менее важное качество для вожатого, так как могут возникнуть разные ситуации в коллективе и нужно уметь держать себя в рамках приличия.
4. Общительность является необходимым качеством для вожатого, потому что необходимо часто общаться с детьми, уметь находить с ними общий язык.
5. Доброжелательность. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе
6. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
Нет сомнения, что вожатый – это лидер, признанный детьми, и именно вожатый должен обладать навыками целеполагания, планирования собственной деятельности, а также навыками организатора деятельности детей. Но этого недостаточно, надо уметь самоорганизоваться и организовать детей в детско-юношеской организации, а также учитывать региональные особенности деятельности детских объединений.
Учитывая особенности региона (Оренбургский край многонациональный) и страны в целом, вожатому необходимо учитывать потребности детей; изучать отечественный педагогический опыт, что позволит преодолеть затруднения, которые испытывают дети в сложившихся обстоятельствах (семья, школа, социальное окружение).
Поскольку российское движение школьников (РДШ) направлено на удовлетворение жизненных потребностей детей (их признания, защиты, обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения в том числе), то есть необходимо говорить и об организации их свободного времени.
Это означает, что появляется возможность проектировать индивидуальный образовательный маршрут воспитуемого, так появляется у каждого возможность познать мира и себя в этом мире.
Вожатого следует рассматривать как носителя знаний, ценностей и способов организации деятельности.
Следует отметить, что современные дети активно включаются в общественные отношения, порой участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми. Но естественной потребностью детей все-таки остается стремление к объединению (ведь известно, что в коллективных отношениях эффективно развиваются индивидуальные возможности, приобретается опыт жизнедеятельности).
Необходимо учитывать и другое: асоциальные проявления в поведении детей и подростков. Выявленные особенности позволяют направить деятельность вожатого в направлении предоставления каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения на основе предупреждения и преодоления рисков современной социокультурной ситуации.
Следует исходить из того, что основная цель современного воспитания – гармоничное развитие личности, формирование ценностного отношения к социокультурной действительности, окружающим людям и самому себе. Это объясняется и тем, что в современных условиях высокого уровня информатизации транслируемая информация может нести негативный эффект и не всегда соответствует запросам подрастающего поколения.
|
|
Таким образом, выбор и обоснование действий вожатого основывается на понимании важности совместной деятельности детей и взрослых во имя гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Поддержка со стороны вожатого способствует развитию у детей лидерского потенциала, организаторских способностей не только в детском сообществе, но и в сообществе взрослых и детей.
7. Список литературы:
8. 1.Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. С. 7-20.
9. 2.Прокохина М.И. Мастерская вожатого: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Орел, 2016. 186 с. 58
10. 3.Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015ю -129 с.
11. 4.Щуркова Н.Е. Педагогика высокого полета. М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. 128 с.