Задание. Выберите один из вопросов и ответьте 4-8 предложениями. Номер вопроса запишите

Задание по В.В. Маяковскому.

Учебник. Часть 1. стр. 279-309

 

Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «Облако в штанах»

А) Первые поэтические опыты Владимир Владимирович Маяковский начал в Бутырской тюрьме, где он отбывал полгода за революционную пропагандистскую деятельность (поэт ещё в школе увлёкся марксизмом). Там, по его словам, он «исписал... целую тетрадку», после чего Маяковский решил оставить партийную деятельность, чтобы «делать социалистическое искусство». Но из-за первых неудач в поэтическом деле Маяковский начал учиться живописи в Училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Д. Д. Бурлюком, В. В. Хлебниковым, А. Е. Кручёных — основоположниками футуризма в России.

Черты этого направления ярко проявились в поэтическом творчестве Маяковского. Лирическим героем раннего Маяковского стало «я». В соответствии с этим его произведения несут в себе эгоистическую направленность. Поэма «Облако в штанах» (1915) является «наиболее значительным, творчески наиболее смелым и обещающим произведением раннего Маяковского,— признавались современники.— Трудно даже поверить, что вещь такой напряжённой силы и формальной независимости написал юноша 22–23 лет!».

В январе 1914 г. Маяковский вместе с другими футуристами — Д. Д. Бурлюком, В. В. Каменским — находился в турне по России: читали лекции, стихи, 189пропагандировали футуризм. В Одессе Маяковский увлёкся гимназисткой Марией Денисовой, но взаимности не встретил. Это стало завязкой сюжета поэмы, содержание которой вышло далеко за рамки автобиографического эпизода. Начав поэму до первой империалистической войны, Маяковский закончил её летом 1915 г. Война, обнажившая многие социальные и нравственные проблемы времени, помогла поэту увидеть перспективу неизбежной революции. Впервые поэма вышла в изуродованном цензурой виде в сентябре 1915 г. После Октябрьской революции, когда Маяковскому представилась возможность, он осуществил второе бесцензурное издание поэмы.«Облако в штанах» — программное произведение Маяковского. Автор предварил его таким предисловием: «“Облако в штанах” (Первое имя “Тринадцатый апостол” зачёркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся.) считаю катехизи-сом сегодняшнего искусства. “ Долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу религию” — четыре крика четырёх частей».

Б) Задание (с опорой на текст поэмы)

• Прочтите первую главу поэмы. Покажите, как драма неразделённой любви отражается в остальных главах, где «долой!» адресовано другим составляющим действительности.

• Какую роль играет в поэме богоборческая тема? Какое место занимает в её разрешении утверждаемая поэтом концепция человека?

• Как соединяются в образной системе поэмы два плана: возвышенный, торжественный и приземлённый, откровенно натуралистический? В чём смысл такого соединения?

• Что вам известно о влиянии Ф. Ницше на русскую литературу рубежа XIX и XX вв.? Как сказывается оно в творчестве В. В. Маяковского?

• Выделите в поэме самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. Что сообщает им повышенную энергию и выразительность?

Аналитическая работа с текстами ранних стихотворений

А.Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Нате!».

Что показалось вам необычным, неожиданным в образной системе стихотворения «Нате!»?

Каков конфликт этого произведения?

Как развивает В. В. Маяковский традиционное для поэзии противопоставление поэта и толпы? Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта. Какие художественные приёмы использует поэт для его выражения?

 Как вы понимаете финал стихотворения?

Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания.

 

Б. Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!».

 

Чем необычно построение данного стихотворения?

Каким средством пользуется поэт для выделения особенно важных слов? Проанализируйте ритмический рисунок.

Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания.

 

В. Прочитайте стихотворение «Скрипка и немножко нервно».

 

Изучите образный строй и рифмы стихотворения. В чём заключается их экспериментальный характер?

Сделайте вывод об образности и своеобразии рифмы Маяковского. Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания

 

Темы и образы в ранней лирике В. В. Маяковского

1. Основной конфликт ранних произведений

Противопоставление

мечта действительность
стремление к гармонии невозможность гармонических отношений в современной поэту жизни
поэт толпа  

2. Ранимость и чуткость поэтической души

Внешнее представление о поэте Каков поэт на самом деле
• С первого же появления В. В. Маяковского в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана. • Высокий, странно выглядевший в неизменной жёлтой кофте («Чтобы не походить на вас!»), этот хулиган-гор- лопан был ненавистен опре- делённой категории публики За внешней, напускной грубостью В. В. Маяковского скрывается ранимая и чуткая душа поэта, одинокая и не всегда понятая. Маяковский одинок, и одинок его лирический герой: Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!

3. Лирический герой раннего Маяковского

• Сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей;

• личность, противопоставляющая себя обывателям;

• одинокий герой;

• автором создаётся образ, который несёт на себе печать трагизма;

• одинокий лирический герой ранней лирики Маяковского окружён антиподами;

• временами автор надевает на своего героя маску циника и пошляка от великого отчаяния, устав бороться с «громадиной зла»

 

 

Задание. Выберите один из вопросов и ответьте 4-8 предложениями. Номер вопроса запишите.

1. Как сочетаются в ранней поэзии Маяковского экстравагантность, бравада, эпатаж с ощущением одиночества, нотами отчаяния и трагической безысходности?

2.  В каких стихотворениях раннего Маяковского особенно ярко, на ваш взгляд, проявилась противоречивость натуры лирического героя?

3.  Почему, по вашему мнению, молодой Маяковский стал поэтом-футуристом?

4.  Почему, будучи ещё никому не известным, он подписал манифест «Пощёчина общественному вкусу»?

5.  Чем объяснялось в раннем творчестве поэта желание скандальной славы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: