Что же такое совесть?

Тема урока «В.А.Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой». Рассказчик и его роль в повествовании»

Знакомство с биографией писателя

Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в большой крестьянской семье. Семья насчитывала десять человек детей: шесть девочек и четыре парня. Самым младшим был Владимир.

«Село Олепино Владимирской области –   одно для меня на целой земле; я в нем родился и вырос», - писал он.

Семья была уважаемой в селе, трудолюбивой. В годы коллективизации они чудом спаслись от ссылки в Сибирь. Позже Владимир Алексеевич писал: «Я простой деревенский мальчик – мог погибнуть и лишь случайно не погиб».

Окончив среднюю школу, Владимир Солоухин в 1938 году поступил во Владимирский механический техникум, получил специальность механика-инструменталиста.

Во время Великой Отечественной войны он служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

Окончил Литературный институт им. М.Горького.

Главные темы произведений В.Солоухина – раздумья о судьбах Родины, красоте ее природы, любовь, философское осмысление жизни.

«Как важно, как нужно, как хочется оставить после себя добрый след в человеческом сердце! И как это не просто…»- писал В.Солоухин.

Прочитайте рассказ В.А.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»

 

Я уверена, что прочитанный вами рассказ писателя оставил «добрый след» в вашем сердце.

 

Беседа» по вопросам

А) - Понравился ли рассказ? Какие чувства вызвал? Взволновало ли вас это произведение? За кого вы переживали, читая рассказ?

- От чьего лица ведётся повествование?

Рассказ автобиографический.Это воспоминания писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.

Рассказчик - второклассник Володя.

Автор - Владимир Алексеевич Солоухин, писатель. Он смотрит на события с высоты прожитых лет.

 

Б) Почему это произведение можно отнести к рассказу?

Небольшое литературное произведение повествовательного типа, в нём речь идёт об одном, но важном событии в жизни героя.

 

В) Смысл названия рассказа. Удачно ли оно?

Прочитайте отрывки, определите, к какой части композиции относятся. Почему?

1. - Что случилось, почему ты под партой? (Значит, уж сполз я под парту в рвении поисков.) Встань, как следует, я говорю!

Наверно, я встал и растерялся, и, наверно, вид мой был достаточно жалок, потому что учитель смягчился.

- Что случилось, можешь ты мне сказать?

- Ножичек у меня украли... который из Москвы...

2. И вот что произошло, когда учителю осталось обыскать трех человек. Я стал укладывать в сумку тетради и книжки, как вдруг мне на колени из тетрадки выскользнул злополучный ножичек.

3.Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями.

С 1 сентября открылось еще одно преимущество моего ножа. Даже сам учитель Федор Петрович брал у меня ножик, чтобы зачинить карандаш.

 

 

4) Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Ножичек с костяной ручкой».

О чём мы узнаём в экспозиции рассказа?

Из Москвы Володе привезли красивый ножичек.

Опишите ножичек.

Небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями; одно лезвие побольше, другое– поменьше; на каждом ямочка, чтобы зацеплять ногтем; пружины новые, крепкие; лезвие летит само, даже еще и щелкает.

Почему так много места в начале рассказа уделено описанию ножичка? Что значит ножичек для Вовы?

«Ножичек превратился в бесценное сокровище».

Для деревенского мальчика это было «бесценное сокровище», т.к. ножичек имел много преимуществ. Назовите их.

Можно «срезать ореховую палку, а лоза висит почти что на кожице»; можно «перерезать палку толщиной с большой палец», можно «вырезать свисток», «выходили чистенькие, аккуратные свистки»; можно «зачинить карандаш».

На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли. Почему он так решил?

«Для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь завидовали моему ножу».

Остановимся на эпизоде «Обыск».

Идет подробное описание обыска – через внутренний монолог Вовы – тревожных мыслей, чувств мальчишки, который по неосторожности подверг своих товарищей такому унижению.

Монолог- речь героя

Как ведет себя каждый из них, что чувствует? Найдите в тексте слова и выражения, которые подтвердят ваш ответ.

Ученики: «покрасневшие лица моих товарищей», «растерянные, пристыженные», «каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя».

Нельзя не заметить «прямые» оценки автора: «в простеньких деревенских платьишках и рубашонках», «их ручонки», «проверял их портфелишки», «копался в вещичках», «обшарив пиджачки».

-Как автор сочувствует ученикам?

Учитель: «оглядывал класс злыми глазами», «хотел уличить в воровстве», «выстроил в линейку около классной доски», «кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун», «копался в вещичках ребятишек с пристрастием», «тщательно обыскав все сумки и парты, проверив карманы, обшарив пиджачки, заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки».

Вова: «Я  один сидел за партой, почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом, может быть, будет не так просто»; «мне было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку».

Еще не понимает, но уже осознает, что жизнь более сложна, чем ему представлялось до этого.

 На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек.

Выделить ключевые слова в абзаце, описывающем душевное состояние мальчика после того, как он нашел ножичек.

«Это не была радость от того, что пропажа нашлась»; «я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю»; «из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок унизительно обыскивали, подозревали», «из-за меня их оскорбили, обидели, ранили».

- Как вы думаете, понимает ли Вова, что совершил плохой поступок? (Да)

- Как вы думаете, мучит ли совесть Вову? (Да.)

Что же такое совесть?

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила».

Ребята, зачем человеку нужна совесть?

Совесть

заставляет размышлять о своих поступках,
критически оценивать свои поступки,
напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
никто не обратил внимания на хитрые оправдания,
заставляет говорить о себе правду.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: