Но победить его невозможно

Мая 2020

Урок № 95

 

Эрнес Миллер ХЕМИНГУЭЙ

(1899 — 1961)

План:

1. Сведения о жизни и творчестве американского писателя.

2. Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море».

3. Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий.

4. Его непобедимость, способность выстоять и преодолеть все преграды. Ощущение единства с природой как источник силы человека.

5. Образ моря в повести.

6. Мальчик Манолин — опора Сантьяго.

7. Сантьяго – учитель и наставник мальчика.

8. Человек и Жизнь — главная проблема повести Хемингуэя.

9. Художественное новаторство Хемингуэя, сосредоточенность на эмоциональном состоянии души героя.

10. «Телеграфный стиль» и эстетика «айсберга».

11. Символика произведения.

12. Смысл финала повести.

13. Евангельские мотивы в произведении.

Цель:

·   познакомить с жизнью и творчеством Э. Хемингуэя; 

· в процессе творческого обсуждения содержания повести-притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» подвести учащихся к выводу – эпиграфу к уроку;

· воспитывать в учащихся чувство сопричастности к происходящему в

произведении, позитивные морально-психологические качества;

· прививать любовь к классической литературе.

Материал для самообразования

I. Слово учителя о теме, целях, эпиграфе.

Эпиграфом к уроку мне бы хотелось взять слова Хемингуэя:

Человек не для того создан,

чтобы терпеть поражения …

Человека можно уничтожить,

но победить его невозможно.

(Э. Хемингуэй «Старик и море»)

Эрнест Миллер Хемингуэй – один из самых знаменитых американских писателей, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.

Родился будущий писатель в 1899 году в Чикаго. Его отец был врачом, увлекался рыбной ловлей, охотой, был превосходным стрелком. Этому он научил и своего старшего сына Эрнеста. Мать хорошо играла на фортепиано и пела. Имея шестерых детей, она не переставала заниматься музыкой, руководила церковным детским хором. У Эрнеста был хороший слух, и он неплохо играл в семейном ансамбле на виолончели. Так любовь к искусству, артистизм, унаследованные от матери, сочетались в нем с любовью к природе, увлеченностью охотой и спортом.

Учеба давалась ему легко. Он пристрастился к чтению и хорошо знал английскую литературу. Из американских писателей больше всех любил Марка Твена.

Кипучей энергии живого, изобретательного подростка хватало на все. Будучи учеником старших классов, он стал репортером, а потом и редактором школьной газеты. Здесь он получил первые навыки журналистской работы, написав свыше 30 статей, посвященных спорту, охоте и различным событиям школьной жизни. В каникулы он много путешествовал, нанимаясь на работу то батраком на ферму, то официантом, то тренером по боксу. Это обогащало его жизненный опыт, тренировало волю, выносливость.

В 1917 году, окончив школу, Хемингуэй становится репортером провинциальной газеты «Канзас стар». Здесь он получил первые уроки мастерства от своих старших товарищей.

В мире было неспокойно, шла первая мировая война. Хемингуэй рвался на фронт. Но в армию его не брали: у него от рождения было плохое зрение, к тому же он серьезно повредил себе глаз, занимаясь боксом. И все-таки ему удалось попасть на итало-австрийский фронт в составе американского Красного Креста: Хемингуэй был шофером санитарного автомобиля. 8 июля 1918 года, незадолго до своего 19-летия, он, находясь на передовой, был накрыт минометным огнем, тяжело контужен и ранен осколками. От двух сидевших с ним в траншее итальянских солдат осталось лишь страшное кровавое месиво. У Эрнеста оказалось 227 ран. «Как будто 227 маленьких дьяволов забивали гвозди в живое тело», – писал он в письме к родным. Хемингуэй лежал в госпитале в Милане, где ему суждено было пережить первую большую любовь к медсестре Агн е ссе фон Кур о вски, которая описана в его романе «Прощай, оружие».

Короткое пребывание на фронте оказало решающее влияние на дальнейшее формирование личности Хемингуэя. Он разочаровался во всем, во что верил, что считал священным: «Меня подстрелили, меня искалечили, и я ушел подранком», – речь шла не только о физических ранах. Не случайно Хемингуэй стал писателем потерянного поколения, рожденного первой мировой войной, глубоко разочарованного в обществе, допустившем кровавую бессмысленную бойню. Вскоре после войны, в 1921 году, Хемингуэй становится специальным корреспондентом газеты «Д е йли Стар» в Европе. Некоторое время был корреспондентом на Ближнем Востоке. Он много видел, много размышлял, прошел хорошую школу как журналист. Он видел войну на Балканах, побывал на греко-турецкой войне. Всё это еще больше утвердило его в глубокой ненависти к войне и к тем, кому она выгодна.

             Настоящий успех пришел к Хемингуэю после публикации его первого романа «И восходит солнце» (1926 год). Это роман о «потерянном поколении» молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов.

Мировую славу принес писателю роман «Прощай, оружие» (1929). В произведении войне противопоставлена тема большой настоящей любви лейтенанта Фредер и ка Г е нри и медсестры К э трин Б а ркли. Эта любовь защищает их от чувства одиночества, от страха смерти, помогает выжить. Лейтенант, спасая любовь, дезертирует. Но его попытка замкнуться в мире личных чувств, в мире любви, заканчивается трагично. Умирает во время родов К э трин, погибает ребенок, и Г е нри остается еще более одиноким, чем раньше. Автор показывает, как война обесчеловечивает людей, показывает истинное отношение итальянского народа к войне.

             В середине 30-х годов он вступает в ряды борцов с фашизмом, а в 1936 году отправляется в Испанию, где вместе с испанским народом защищает республику. В 1939 году разразилась Вторая мировая война. Хемингуэй работает военным корреспондентом. Он считает, что его как писателя будут слушать миллионы людей, и он публично выражает свое отношение к этой войне. В 1941 году Германия, нарушив пакт о ненападении, перешла границы Советского Союза. И сразу же Хемингуэй посылает советскому правительству телеграмму: “Народ Советского Союза своей борьбой защищает все народы, сопротивляющиеся фашистскому порабощению”.

        Писатель рвался на фронт, но правительство США не разрешило ему участвовать в военных действиях в Европе. Получив отказ, Хемингуэй поселился на Кубе, и чтобы хоть как-то участвовать в борьбе с фашизмом, он переоборудовал свой катер “Пил а р” для охоты за немецкими подводными лодками.

После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента. В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. Во время высадки союзников в Нормандии добился разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях. Эрнест встал во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвовал в боях за Париж, Бельгию, Эльзас. 

В последние годы жизни Хемингуэй тяжело болел, им овладевают ностальгические настроения, он посещает дорогие ему места и страны, продолжает писать, но публикует лишь очень немногое. Так, настоящим событием стала его повесть «Старик и море» (1952), за которую он получил премию Пул и тцера, она же стала весомым аргументом в присуждении ему Нобелевской премии в 1954 году.

В своей жизни в годы войны Хемингуэй был неоднократно тяжело ранен, в мирное время перенес много травм во время авиакатастроф. и физическое, и душевное его состояние было подорвано, что привело к тяжелой депрессии, во время которой он покончил с собой. Произошло это в 1961 году.

Вот такая непростая человеческая судьба прошла перед вашим мысленным взором. Впечатляет? Несомненно.

     Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигентной «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, рыб и красивых женщин, в конце концов — на самого себя. Эрнест Хемингуэй. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Потому что теперь мы точно знаем - человека победить нельзя.

 

Сейчас мы перейдём к работе над анализом повести «Старик и море», которая

в полной мере отражает специфику творчества её автора.

Сюжет повести. Повествование о неудачной рыбалке. Как вы сказали: 50 страниц старик ловит рыбу. Ребята, а за что же автор получил 2 премии?

Мы вплотную подошли к одной из загадок величия творчества Хемингуэя.

Важную особенность современного реализма в литературе составляет психологизм – обращение к миру переживаний человека. С вниманием к внутренней жизни человека связан такой распространенный прием писателей-реалистов, как подтекст. Хемингуэй вырабатывает такой прием, как «принцип айсберга» (подтекст, насыщенный до предела).

Да, он любил сравнивать текст с айсбергом, только на одну восьмую возвышающимся над поверхностью воды.

Делаем вывод: повесть построена так, что за ее абсолютной внешней реалистичностью все время чувствуется подводная часть «айсберга»- глубина проблематики.

Вот, к примеру, мы знаем, что старика зовут Сантьяго, а мальчика Манолин, но их имена очень редко звучат в повести, автор просто пишет «старик и мальчик». Почему?

(символы двух поколений, старого и юного, уходящего и приходящего, символы передачи мудрого опыта детям).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: