Симон Ушаков (1626 – 1686 ) – московский иконописец

- Симон Ушаков Парсуна Скопина-Шуйского (Симон Ушаков. Икона «Спас Нерукотворный»)

- Парсуна Скопина-Шуйского

- Парсуна Ивана Грозного

- Парсуна «Юный Пётр Великий»

- Парсуна «Александр Невский»

- Икона «Похвала Владимирской Божией Матери»

- Икона «Христос Эммануил»

 

Развитие портретной живописи.

Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов.

Начиная с Петровского времени, портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. Постепенно портрет начинал все глубже передавать внутреннее содержание человека. Уже в первой четверти 18 века появились портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников.

      Самыми крупными художниками первой половины 18 века были Никитин и Матвеев. Они скорее других преодолели старые иконописные влияния и создали произведения реалистического характера. Никитин неоднократно писал портреты самого Петра, из которых особенно выделяется портрет в круге. В отличии от многих иностранцев, писавших царя, как правило в парадном облачении, в пышной и торжественной обстановке, художник изобразил лишь одну голову Петра, правдиво передав его состояние.

 

Никитин Иван Никитич (от 1680 - не ранее 1742) - любимый художник Петра I.

 И. Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня. И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1716 Никитин и его брат Роман в числе первых были посланы в Италию: в Венецию и Флоренцию. В 1719 Никитин с блестящим аттестатом вернулся в Россию. Радушно принятый Петром I, Никитин становится придворным живописцем. Никитин отходит от условных приемов

- Портрет Прасковьи Ивановны, племянницы Петра 1.1714 г.

Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца. Здесь еще заметна парусная статичность, неумение передать световоздушную среду. Но в облике милой и привлекательной девушки чувствуется стремление художника не только к внешнему сходству. Он раскрывает внутренний мир дели, наделяя его поэтическим содержанием

- Портрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее 1716.

- Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее 1716 г.

- Портрет графа Г.И. Головкина 1720-е гг.

- Портрет напольного гетмана 1720-е годы.

Пётр I о даровании Никитина: Из письма Петра I, написанного жене в Данциг 19 апреля 1716 года: "Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, то попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; так же и протчих, каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры".

- Портрет Петра I 1720-е годы.

Из "походного журнала" Петра 1721 года: "на Котлине острову пред литургиею писал его величества персону живописец Иван"

Несмотря на внешне камерное решение, Петр I показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума.

- Петр I на смертном ложе

Траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре. Времени было мало; портрет написан беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника.

 

Матвеев известен как автор ряда портретов, а так же картин и декоративных росписей, которые он исполнил для Петропавловского собора, Зимнего дворца и других зданий Петербурга. Большинство этих росписей не сохранилось, так как сооружения, где они находились, были разрушены или перестроены. В последние годы жизни Матвеев был руководителем Живописной команды, которая сыграла большую роль в развитии русского искусства, и особенно в подготовке художников. Эта Живописная команда Канцелярии от строений, возникшая в Петербурге занималась созданием художественного убранства многочисленных построек столицы и других городов.

Антропов Алексей Петрович

Родился в семье солдата Семеновского полка. В 1732 г. он был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. М. Матвеева. Овладев профессиональными навыками, с 1739 г. работал там же в "живописной команде", которой руководил И. Я. Вишняков. В х гг. художник выполнял декоративные росписи во дворцах Петербурга и его пригородов. В 1755 г. Антропова пригласили в Москву, где он расписал плафон во дворце графов Головиных. Когда же в 1759 г. по инициативе графа И. И. Шувалова был основан Московский университет, художнику предложили место живописного мастера на факультете искусств. Оставался он там недолго, так как в 1761 г. получил назначение на должность главного художника Святейшего Синода в Петербурге.

--"Портрет статс-дамы А. М. Измайловой" (1759).

- " Портрет императора Петра III" (1762), выполненный художником для Сената.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: