Тема урока: Факторы, обеспечивающие здоровье человека. Закон ДНР «О здравоохранении». Физиологические условия труда

Задание на 14.05.2020                                           Предмет БЖД и ОТ

Группа №» «Парикмахер»

ПЛАН УРОКА №19

Тема урока: Факторы, обеспечивающие здоровье человека. Закон ДНР «О здравоохранении». Физиологические условия труда

Цели урока:

образовательная: сформировать понятие о здоровье человека, дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; убедить обучающихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни;

развивающая: развитие памяти;

воспитательная: экономическое, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание обучающихся.

Ход урока

1. Что такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос - типа «это ничего не болит»

В большой медицинской энциклопедии ЗДОРОВЬЕ - это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.(зачитываем с сайта из интернета по энциклопедии)

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Н.М. Амосов (1987г.) Здоровье органа определяется количеством его, которые можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

 

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы - основу которого составляет общий душевный комфорт.

4. Нравственное здоровье - система ценностей, установок, поведения индивида в обществе (презентация по ходу урока).

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

1. Для соматического и физического здоровья - я могу.

2. Для психического - я хочу.

3. Для нравственного - я должен.

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ

1. Иммунная устойчивость к действию повреждающих факторов.

2. Показатель роста и развития.

3. Функциональное состояние и резервные возможности организма.

4. Наличие уровня дефекта развития.

5. Уровень морально-волевых установок.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

20 % -наследственные факторы

20 % -экологические факторы

10 % - недостатки здравоохранения

50 % - образ жизни факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

2) образ жизни;

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗОЖ

· ОЖ должен быть возрастным

· ОЖ должен быть ритмичным

· укрепляющим

· эстетичным

· нравственным

· волевым

· самоограничительным

ПОНЯТИЕ ЗОЖ

1. Отказ от вредных привычек;

2. Оптимальный двигатель режима;

3. Рациональное питание;

4. Закаливание;

5. Личная гигиена;

6. Положительная эмоции

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Факторы влияние на здоровье человека (экологическое)

2. Массовое заболевание людей инфекционными болезнями (эпидемии)

3. Состояние полного физического, психического, нравственного благополучия.

4. Наука о сохранении и укреплении здоровья человечества

Ответить на вопросы: (да, нет)

1.Согласны ли вы, что зарядка- источник бодрости и здоровья?

2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы?

3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера?

4. Верно ли, что от курения ежегодно погибают более 10000 человек?

5.Правда ли, что бананы поднимают настроенье?

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?

7.Правда ли, что бывают безвредные наркотики?

8.Правда ли, что молоко полезнее йогурта?

9. Правда ли, что взрослые чаще, чем дети ломают ноги?

10.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию?

РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Объясните смысл фразы: врач спасает человека, гигиенист - человечество.

2. Спорят двое:

1-й - Здоров я или часто болею - это мое личное дело.

2-й - Нет, здоровье каждого человека общественное достояние влияет на жизнь и труд других людей.

Кто из них прав? Приведите доказательство.

Подведение итогов урока.

2.Закон о здавохранении ДНР (изучить спмостоятельно)

3. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Условия труда могут быть: физические, бытовые, социальные, производственные.

К физическим условиям труда относятся: температура, давление, загрязненность воздуха, влажность, сухость, освещенность, шум и вибрация, скорость движения воздуха.

В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать:

переутомление, переохлаждение, перегрев, загрязненность и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют.

В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия: t = 18-20 С°, давление 760 мм рт. ст., минимальная скорость движения воздуха - 0,1 м/сек. относительная влажность - 45 - 50% летом, 50 - 55% - зимой.

Классификация труда по тяжести и напряженности включает два подхода:

· физиологическая классификация, основанная на физиологических характеристиках напряжения функций организма и утомления;

· профессиографическая характеристика трудовой деятельности, основанная на описательных характеристиках труда.

Напряженность труда -- характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

Напряженность можно оценивать по изменению уровня функционирования соответствующих систем организма сравнительно с исходным состоянием оперативного покоя оператора.

Критериями степени напряженности является выраженное нарушение адекватности физиологических реакций, резкое снижение точности, быстродействия и надежности оператора, ведущее к дезорганизации деятельности.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, перемещениями в пространстве, рабочей позой.

Тяжесть труда (в широком смысле)- это степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье человека и его работоспособность. Тяжесть труда характеризует физиологическую «стоимость» (цену) работы, то есть степень функционального напряжения организма при выполнении любой работы, как умственной, так и физической.

Тяжесть труда (в узком смысле) -- характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10...12 МДж, работников механизированного труда и сферы обслуживания - 12,5...13 МДж, работников тяжелого физического труда - 17...25 МДж.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы:

· легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда);

· средней тяжести (допустимые условия труда);

· тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Легкий Средней тяжести Тяжелый
Затрачиваемая энергия Мужчины ~ 625 кДж; Женщины ~ 375 кДж Затрачиваемая энергияМужчины 625 - 1040 кДж; Женщины 375 - 624 кДж Затрачиваемая энергия Мужчины > 1040 кДж; Женщины > 624 кДж
Рабочая поза свободная Неудобная поза до 25% времени смены Неудобная поза > 25% рабочего времени
3 км за смену 14 км за смену  

 

Затраты энергии меняются и зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10% уровень основного обмена; при рабочей позе стоя - на 10 - 25%, при вынужденной неудобной позе - на 40 - 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 - 20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела).

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией на 94%, у операторов ЭВМ на 60 - 100%.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.

В физиологическом отношении благоприятны работы, относящиеся к 1-й степени напряженности труда, однако, при такой мобилизации функций невозможны высокая производительность и эффективность труда. Более эффективна работа при II степени напряженности труда, при которой в то же время не возникает явлений переутомления и работу можно выполнять длительное время. При III степени напряженности необходимы дополнительные перерывы или укорочение рабочего дня.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный - 1-й класс, допустимый - 2-й класс, напряженный - 3-й класс (труд трех степеней).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

· степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;

· нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; - эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;

· монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;

· режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

· 1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

· 2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

· 3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

· 4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Например, труд авиадиспетчера характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: