Ход урока
Повторение ранее изученного
. Вопросы фронтального опроса:
· Чему равен модуль вектора магнитной индукции?
· В каких единицах измеряется магнитная индукция?
· Дайте определение понятия линий магнитной индукции.
· В чем состоит характерная особенность линий магнитной индукции?
· Почему линии индукции магнитного поля, создаваемого катушкой с током, имеют практически такую же конфигурацию, как и линии индукции полосового постоянного магнита?
· Какой полюс магнита называют северным; южным?
· Почему магнитное поле действует на магнитную стрелку?
· Сформулируйте закон Ампера. Запишите его математическое выражение.
· Как ориентирована сила Ампера относительно направления тока и вектора магнитной индукции?
· Сформулируйте правило левой руки. Как определить направление силы Ампера с помощью правила левой руки. (ответ у доски)
· Получение формулы Силы Ампера и силы Лоренца (ответ у доски)
Оценивание ответов обучающихся.
Объяснение новой темы.
|
|
- Тема нашего урока «Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца» Запишите.
Беседа. Ориентирующее действие магнитного поля на контур с током используют в электроизмерительных приборах магнитоэлектрической системы — амперметрах и вольтметрах.
. Измерительный прибор магнитоэлектрической системы устроен следующим образом. На легкой алюминиевой рамке 2 прямоугольной формы с прикрепленной к ней стрелкой 4 намотана катушка. Рамка укреплена на двух полуосях 00'. В положении равновесия ее удерживают две тонкие спиральные пружины 3. Силы упругости со стороны пружин, возвращающие катушку в положение равновесия, пропорциональны углу отклонения стрелки от положения равновесия. Катушку помещают между полюсами постоянного магнита М с наконечниками специальной формы. Внутри катушки расположен цилиндр из мягкого железа 1. Такая конструкция обеспечивает радиальное направление линий магнитной индукции в той области, где находятся витки катушки. В результате при любом положении катушки силы, действующие на нее со стороны магнитного поля, максимальны и при неизменной силе тока постоянны. Векторы и - изображают силы, действующие на катушку со стороны магнитного поля и поворачивающие ее. Катушка с током поворачивается до тех пор, пока силы упругости со стороны пружины не уравновесят силы, действующие на рамку со стороны магнитного поля. Увеличивая силу тока в 2 раза, мы обнаружим, что стрелка поворачивается на угол, вдвое больший, и т. д. Это происходит потому, что силы, действующие на катушку со стороны магнитного поля, прямо пропорциональны силе тока: Fm ~ I. Благодаря этому можно определить силу тока по углу поворота катушки, если проградуировать прибор. Для этого надо установить, каким углам поворота стрелки соответствуют известные значения силы тока.
|
|
Такой же прибор может измерять напряжение. Для этого нужно градуировать прибор так, чтобы угол поворота стрелки соответствовал определенным значениям напряжения. Кроме того, сопротивление вольтметра должно быть много больше сопротивления амперметра.
Преподаватель демонстрирует обучающимся амперметр и вольтметр.
Обязательно загляните внутрь измерительного прибора и найдите все элементы его устройства, о которых шла речь.
Обучающиеся подходят к столу преподавателя и рассматривают приборы.
Закрепление знаний.
- Как устроен измерительный прибор магнитоэлектрической системы?
- Почему магнитные силы, действующие на проводники катушки прибора, не зависят от угла поворота катушки?
- Что удерживает рамку от вращения в магнитном поле?
- Чем амперметр отличается от вольтметра?