Санитарно-бытовое обслуживание работников

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание рабочих является частью комплекса мер по охране труда. Оно должно обеспечить защиту жизни и здоровья человека от действия вредных производственных факторов в течение рабочей смены и прекращать их действие после ее окончания. Для этого нормативными документами предусмотрены обязанности работодателя [42] по санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию работников в соответствии с требованиями охраны труда. Они включают предоставление работникам оборудованных в соответствии с нормами санитарно-бытовых помещений, помещений для приема пищи, помещений для оказания медицинской помощи, комнат для отдыха в рабочее время и психофизиологической разгрузки. 

При проектировании и устройстве санитарно-бытовых помещений следует руководствоваться СП 44.13330.2011«Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» [22]. 

Вспомогательные помещения различного назначения следует размещать в одном здании при условии, что это не противоречит санитарным нормам и эстетическим требованиям. Эти помещения должны иметь улучшенную отделку и содержаться в хорошем состоянии.

Все вспомогательные здания и помещения должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. При определении внутренних габаритов помещений надлежит руководствоваться следующим. Высота этажа при его площади до 300 м2 должна быть 3,3 м (допускается до 3,0 м). Высота вспомогательных помещений, размещаемых непосредственно в производственных зданиях, должна быть не менее 2,4 м. Для размещения залов столовых, собраний и совещаний (площадью более 300 м2) допускается высота 3,6-4,2 м, если указанные помещения занимают не менее 60% площади этажа. Высота и площадь отдельных помещений зависят от назначения помещения. Административно-конторские помещения предназначены для рабочих комнат заводоуправления, общественных организаций, гимнастических упражнений, учебных занятий, кабинета по технике безопасности, цеховых контор. Площадь в этих помещениях планируется на одно рабочее место в управлениях и конторах - 4 м2, в конструкторских бюро - 6 м2. Площадь кабинетов должна составлять от 10 до 15% площади рабочих комнат.

Цеховые конторские помещения располагают в пристройках к производственным зданиям, потому что высота производственного помещения допускает устройство двух или даже трех этажей конторских помещений. При отсутствии такой возможности цеховые конторские помещения располагают внутри производственных зданий - на антресолях, на площадях, свободных от производства.

Естественное освещение предусматривается в помещениях с постоянными рабочими местами, для учебных занятий, в здравпунктах, для кормления грудных детей, культурного обслуживания и отдыха.

В группу санитарно-бытовых помещений входят: гардеробные; душевые; уборные; умывальные; курительные комнаты; помещения для обезвреживания, сушки и обеспыливания рабочей одежды; помещения для личной гигиены женщин; помещения для кормления грудных детей и помещения для обогревания рабочих. При размещении бытовых помещений, предназначенных для обслуживания работающих в отапливаемых производственных зданиях, в отдельно стоящих зданиях, необходимо устройство теплых переходов между этими зданиями.

Бытовые помещения необходимо освещать естественным светом, а в переплетах световых проемов должны быть открывающиеся створки для проветривания помещений.

В гардеробных, уборных, умывальных, душевых и в помещениях личной гигиены женщин полы предусматриваются влагостойкими, с нескользкой поверхностью, светлых тонов; перекрытия - из неорганических материалов. Стены и перегородки следует облицевать (на высоту 1,8 м) влагостойкими, светлых тонов материалами, допускающими легкую очистку и мытье горячей водой. Потолки душевых окрашивают в светлые тона масляной, а потолки прочих помещений - клеевой краской.

Состав и устройство санитарно-бытовых помещений зависят от группы производственного процесса. Группы производственного процесса установлены СП 44.13330.2011 в зависимости от санитарной характеристики производственных процессов. В этом отношении все производственные процессы разделены на четыре группы. Каждая группа разделена еще на подгруппы.

Производственные процессы I группы осуществляются с незначительными избытками явного тепла, при отсутствии значительных выделений влаги, пыли, сильно загрязняющих веществ. Производственные процессы II группы осуществляются при неблагоприятных метеорологических условиях, при значительных выделениях влаги, пыли, сильно загрязняющих (но не вредных) веществ. Производственные процессы III группы характеризуются наличием резко выраженных вредных факторов. Производственные процессы, соответствующие IV группе, требуют особых условий для обеспечения надлежащего качества продукции.

Гардеробные для хранения домашней и рабочей одежды, уборные, умывальные и душевые выполняются отдельными для мужчин и женщин. Гардеробные уличной одежды предусматриваются общими.

Гардеробные предназначаются для хранения одежды: уличной, домашней, специальной. Хранение одежды в гардеробных может быть закрытым (одежда всех видов хранится в закрытых шкафах); открытым (одежда хранится на вешалках и в открытых шкафах) и смешанным, в зависимости от групп производственного процесса. Гардеробные уличной, а также уличной и домашней одежды во всех случаях могут быть общими для всех групп производственных процессов.

В гардеробных должно быть введено самообслуживание. Обслуживание допускается в гардеробных уличной одежды, а также в раздаточных специальной одежды. Для хранения различных видов одежды предусматриваются шкафы, которые могут быть запираемыми или открытыми (не огражденные с лицевой стороны). Размер шкафов: глубина 30 см, высота 165 см, ширина от 25 до 40 см, в зависимости от вида специальной одежды.

Количество отделений в шкафах принимается равным списочному количеству работающих: при закрытом способе - для хранения всех видов одежды; при открытом способе - для хранения рабочей одежды. При хранении одежды на вешалке ее длина определяется из расчета 8 плечиков или 6 крючков на один метр вешалки.

Душевые размещают в помещениях, смежных с гардеробными. Расположение душевых кабин у наружных стен здания не допускается. Открытые душевые кабины имеют размеры - 0,9 х 0,9 м, а закрытые -          1,8 х 0,9 м. Душевые кабины оборудуются душевыми сетками, полочками для мыла, водонепроницаемыми раздвижными занавесками или дверями. При душевых обязательны преддушевые для переодевания, когда количество сеток 4 и более.

Уборные размещают так, чтобы расстояние до них от рабочих мест, находящихся в зданиях, было не более 75 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м. Уборные в многоэтажных производственных зданиях должны быть на каждом этаже. При входе в уборные устраивают тамбур с самозакрывающейся наружной дверью. Уборные должны быть оборудованы напольными чашами, или специальными унитазами без сидений, размещаемыми в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Количество напольных чаш (унитазов) в уборных зависит от количества людей, пользующихся этой уборной в наиболее многочисленной смене, из расчета 15 человек на одну напольную чашу (унитаз). В мужских уборных предусматриваются писсуары, количество которых должно быть равно количеству напольных чаш (унитазов).

Умывальные размещают в помещениях, смежных с гардеробными специальной одежды или в помещениях общих гардеробных. В зависимости от характера производства до 40% расчетного количества умывальников можно размещать в производственных помещениях вблизи рабочих мест. Количество умывальных кранов принимается из расчета один кран на 3-15 человек для мужчин и 3-12 для женщин, в зависимости от групп производственных процессов. Умывальники могут быть одиночные и групповые, снабжаться кранами, а также педальными или локтевыми устройствами.

Помещение для личной гигиены женщин предусматривается, если в наиболее многочисленной смене работает свыше 100 женщин. Размещать их следует смежно с женскими уборными с устройством общего тамбура, а также дополнительного тамбура при входе в помещение для личной гигиены женщин. В этих помещениях предусматриваются места для раздевания, индивидуальные кабины, оборудованные гигиеническими душами, умывальники. Количество индивидуальных кабин определяется из расчета одной кабины на каждые 100 женщин, работающих в наиболее многочисленной смене. При количестве женщин, работающих в наиболее многочисленной смене от 15 до 100, предусматривается помещение для гигиенического душа.

Помещения для стирки, химической чистки, сушки, обезвреживания и обеспыливания рабочей одежды предусматриваются в зависимости от вида производства. Они должны быть обособленными и при самообслуживании располагаться смежно с гардеробными для хранения рабочей одежды. Шкаф, предназначенный для сушки рабочей одежды, должен иметь в нижней части отверстия общей площадью 0,03 м2, а в верхней части - устройство для механической вытяжки воздуха.

Для работников, занятых в горячих цехах, должно быть предусмотрено снабжение газированной соленой водой для восстановления водного баланса в организме. Аппараты с газированной соленой водой устанавливаются из расчета потребления 4-5 литров в смену на одного работника.

При производственных процессах, связанных с вибрацией, передающей на руки, должны быть ручные ванны, которые при численности пользующихся этими ваннами 100 человек и более размещаются в умывальных или в отдельных помещениях, оборудованных электрополотенцами. При меньшем числе пользующихся ручными ваннами допускается размещать их в производственных помещениях.

При производственных процессах, связанных с работой стоя или с вибрацией, передающейся на ноги, следует устраивать ножные ванны (установки гидромассажа ног), которые размещаются в умывальных или гардеробных из расчета 40 человек на одну установку площадью 1,5 м2.

При численности работающих в смену до 200 человек следует предусматривать столовую-раздаточную, более 200 человек - столовую, работающую на полуфабрикатах или на сырье. При численности работающих менее 30 человек вместо столовой-раздаточной необходимо иметь комнату приема пищи площадью из расчета 1 м2 на каждого посетителя или    1,65 м2 на инвалида, пользующегося креслом-коляской, но не менее 12 м2. При числе работающих до 10 человек вместо комнаты према пищи допускается предусматривать в гардеробной дополнительное место площадью  6 м2 для установки стола для приема пищи.

При списочной численности от 50 до 300 работающих должен быть предусмотрен медицинский пункт. Площадь медицинского пункта следует принимать: 12 м2 при списочной численности от 50 до 150 работающих, 18 м2- от 151 до 300. На предприятиях, где используется труд инвалидов, площадь медицинского пункта допускается увеличивать на 3 м2.

Контрольные вопросы

1. Обязанности работодателя по санитарно-бытовому обслуживания   работников.

2. Какие требования установлены для бытовых помещений?

3. Гигиенические требования при оборудовании бытовых помещений.

4. От чего зависит устройство и состав санитарно-бытовых помещений?

5. Как обеспечивается и что предусматривается для приема пищи?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: