Игровой материал: 8 карточек по типу лото с цветными полосками внизу (2 – красной, 2 – зелёной, 2 – жёлтой). На 4-х карточках каждого цвета по две пустые клетки. На остальных по одной пустой клетке. На всех остальных клетках контурное изображение музыкальных инструментов, повторяющееся 4 раза, на 28 маленьких карточках изображены такие же музыкальные инструменты, обратная сторона которых соответствует цвету полосок на больших карточках. Музыкальные инструменты: триола, аккордеон, барабан, бубен, цитра, домра, металлофон.
Ход игры: Играют четверо детей и пятый ведущий. После пения песни, ведущий напоминает звучание каждого инструмента, и все начинают играть. На вопрос ведущего: «Какой инструмент играет?», отвечает тот ребёнок, у которого соответствующая по цвету полоска на карточке цвету карточке водящего. Выигрывает тот, кто первым закроет свои рисунки на карточках цветным изображением музыкальных инструментов.
Кого встретил колобок.
Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь2 – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Левкодимова.
Игры на различие динамики.
Море.
Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.
Кто самый внимательный.
Цель: Упражнять детей в различении четырёх динамических оттенков музыки: громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. Знать песню «Громко-тихо» Левкодимова.
Игровой материал: Три набора аккордеонов, разных по размеру: большой(красный), средний(синий), маленький(зелёный), очень маленький(жёлтый). Поощрительные жетоны, детский аккордеон, ширмы, карточки с заданиями – с изображением цветных кирпичиков, расположенных в различной последовательности: 1) красный, синий, зелёный, жёлтый; 2) синий, красный, зелёный, жёлтый; 3) жёлтый, зелёный, синий, красный; 4) жёлтый, синий, зелёный, красный.
Ход игры: Играют 4 детей, один из них ведущий. Он раздаёт детям по одному набору аккордеонов и ширму. Вначале дети поют песню, прослушивают звучание каждого аккордеона, стараясь правильно соотнести цвет с силой звучания. Затем ведущий просит прослушать задание. Дети за ширмами выкладывают аккордеоны разной величины в соответствии с предложенной последовательностью динамических оттенков. После этого они проверяют выполненное задание. За правильное выполнение ребёнок получает жетон.
Игры на восприятие музыки.
Наши песни.
Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Чей это марш?
Цель: Расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.
Игровой материал: Прямоугольная карточка (38-13см), разделённая на три квадрата. На первом - изображены марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные).
Ход игры: Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.
Музыкальный материал: «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г.Левкодимова.
Слушаем внимательно.
Игровой материал: Записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка).
Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.
Весело-грустно.
Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.
Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.
Музыкальный материал: «Три настроения» Левкодимова.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Чудесный мешочек.
Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.
Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, — говорит воспитатель, — к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» — русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др.Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Подумай и отгадай.
Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М.’ Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева.Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни«Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Птицы и птенчики.
Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика).
Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Курица и цыплята
Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).
Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
Угадай-ка
Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки— по две на карточку.
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Кто в домике живет
Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит воспитатель, — живут мамы, на втором — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы.Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.
Найди игрушку
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; фонотека (программные произведения).
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети.Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
В лесу
Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.
Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес», — говорит воспитатель. — Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.
Буратино
Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино.С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомым детям.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.
Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» З. Компанейца – из коробки достают картинку паровоза и т. д.
Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.
Большие и маленькие
Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.
Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.
Игровая цель: Угадать первым.
В лесу
Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!
Программное содержание: (Для старшей группы) Развивать ритмическую память учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуковысотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие, расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
Программное содержание: (Для средней группы) Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуковысотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.
Вертушка
Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.
Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.
Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.
Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.
Выложи мелодию
Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.
Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки. В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.
Программное содержание: Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов:
квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.
Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.
Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.
До, ре, ми
Программное содержание: Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.
Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.
Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность.
Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия: Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой.
Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.
Зайцы
Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.