Схема применяется зарубежными инвесторами, желающими создать предприятие с участием иностранного капитала в стране резидента. Офшорная материнская компания создаёт на территории резидента свою дочернюю компанию со значительной долей иностранного капитала. При выплате дивидендов в пользу офшора, доходы от дивидендов облагаются офшорными налогами (по договору об избежании двойного налогообложения). Возникшие офшорные налоги значительно ниже налогов, которые могли возникнуть в стране-резиденте.
100 % предоплата
При заключении внешнеэкономической сделки, которая заведомо не будет выполняться, проводится 100 % или частичная предоплата на счета офшорных компаний. В дальнейшем резидент страны обращается в суд с иском о взыскании денежных средств с нерезидента и, естественно, получает необходимое решение, но деньги обратно в страну в любом случае не возвращаются. Соответственно группа компаний, которая совершает такие действия, в итоге имеет безнадежный долг в стране резидента, который увеличивает валовые затраты, и деньги на счету у офшорной компании[14].
Давальческая схема поставки сырья через офшорную компанию
Схема производства на давальческом сырье подразумевает деятельность, связанную с переработкой на условиях договора подряда сырья заказчика с передачей ему готовой продукции. Давальческое сырьё закупается на таможенной территории страны иностранным заказчиком только за иностранную валюту. Экспорт товаров без фактического вывоза с таможенной территории резидента таможенными органами не оформляется.
Подводные камни «офшоров»
При выборе места регистрации новой компании или подборе варианта для перевода давно существующей фирмы стоит предварительно обдумать целый перечень вопросов. Один из них — наличие «черных списков» «офшоров» в Министерстве налогов и сборов России в иных государствах. Следует сразу определить, где будет развиваться бизнес. Если не предусмотреть этого, можно столкнуться с отказами банков в кредитовании и в других моментах.
Бизнес может оказаться убыточным, если выбрать неудачную «офшорную юрисдикцию».
Неблагоприятными странами для регистрации предприятия, с точки зрения Минфина, считаются:
· Либерия.
· Лихтенштейн.
· Андорра.
· Анжуйские острова.
· Аруба.
· Вануату.
· Науру.
В этих странах не стоит регистрировать компанию, если планируется поддержка банков. Если владельцу предприятия важна высокая репутация его бизнеса, стоит заострить свое внимание на следующих респектабельных «офшорных зонах» — Гонконг, Сингапур, остров Мэн, Черногория, Швейцария, Ирландия, Мальта, Нормандские острова.
На уровне международной политики выделяют иные категории стран. Преимущественно акцентируют внимание на вопросах принятия мер по борьбе с «отмыванием» денег или по воспрепятствованию финансирования терроризма. Формально перечень этих стран нельзя считать «черным списком», он лишь разделяет государства в соответствии с имеющимся в них законодательством в отношении «офшоров» и нелегальной деятельности.
Международное регулирование
FATF
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) даёт рекомендации, которые в большинстве случаев сводятся к ужесточению идентификации владельцев офшорных компаний. Например, в виде запрета выпуска акций на предъявителя, обязательного раскрытия информации о владельцах.
Также западные банки при малейшем подозрении могут арестовать деньги на счетах офшорной компании и начать разбирательство (доклад 2000/2001 года «О типовых способах отмывания денег» выделила «серый» импорт в особую категорию методов отмывания денег)[16].
Основным инструментом ФАТФ в реализации своей функции являются 40 рекомендаций в сфере преступного отмывания доходов и финансирования терроризма, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года.
Данные «40+9 Рекомендаций» представляют собой свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.
OECD
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ведёт список стран и территорий, которые не предоставляют информацию о налоговых и финансовых операциях зарегистрированных в них юридических лиц. В отношении этих государств страны — члены ОЭСР принимают финансовые и фискальные санкции.
«Чёрный список» ОЭСР в 2008 году включал лишь следующие юрисдикции: Андорра, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова.
2 апреля 2009 года на встречу Большой двадцатки (G20) ОЭСР подготовило Текущий доклад о юрисдикциях, наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по введению налоговых стандартов, принятых на международном уровне. В этом Докладе ОЭСР разделил все государства на три категории:
· Юрисдикции, которые в достаточной степени внедрили налоговые стандарты, принятые на международном уровне: Австралия, Аргентина, Барбадос, Великобритания, Венгрия, Виргинские острова США, Германия, Гернси (коронное владение Великобритании), Греция, Дания, Джерси (коронное владение Великобритании), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (не включая Гонконг и Макао), Республика Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Остров Мэн, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сейшельские Острова, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Французская Республика, Швеция, Япония.
· Юрисдикции, которые приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, утверждённых на международном уровне, но пока ещё не в достаточной мере их внедрившие:
· Налоговые гавани: Ангилья (заморская территория Великобритании), Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба (территория в составе Нидерландов), Багамские Острова, Бахрейн, Белиз, Бермудские Острова (заморская территория Великобритании), Британские Виргинские Острова (заморская территория Великобритании), Вануату, Гибралтар (заморская территория Великобритании), Гренада, Доминика (Содружество Доминика), Каймановы Острова (заморская территория Великобритании), Острова Кука, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова (с 1986 года находятся в свободной ассоциации с США), Монако, Монтсеррат (заморская территория Великобритании), Науру, Нидерландские Антильские Острова (территория в составе Нидерландов), Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Теркс и Кайкос (заморская территория Великобритании).
· Иные финансовые центры: Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария.
· Юрисдикции, которые не приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, утверждённых на международном уровне: Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Уругвай, Филиппины.






