Выбор оптимального сочетания методов обучения

Выполнил: Гаврилов Михаил ИВТМ-01-19

Тестовые задания

 

Верные ответы отмечены - красным

 

       1. Что означает понятие «метод» (в переводе с греческого) - …

А) способ познания, исследования явлений социальной среды

 Б) способ познания явлений природы и общественной жизни

 В) как прием изучения личности

Г) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

       2. Как определял метод обучения Ю.К. Бабанский

А) - это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленный на решение комплекса задач учебного процесса

Б) – это способ взаимосвязанной деятельности учителей, направленный на решение дидактических задач;

В) – целенаправленный способ познания явлений общественной жизни, при котором учащиеся получают новые знания и умения;

Г) – целенаправленный способ достижения учащимися поставленных целей обучения.

 

 

      3. Выберите из предложенных наиболее точное определение понятия «прием обучения»:

А) прием обучения – единичное действие, которое учитель использует в работе;

Б) прием обучения - составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к понятию «метод».

В) прием обучения – конкретный способ для достижения цели, равнозначное понятие по отношению к понятию «метод»;

Г) прием обучения – составная часть метода устного изложения учебного материала, единичное действие, частное понятие по отношению понятию «метод».

 

 

4. Какая классификация методов осуществляется по признаку – характеру познавательной деятельности учащегося:

А) объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение знаний; частично-поисковый; исследовательский.

Б) объяснительно-продуктивный, репродуктивный, контроля знаний, формирования умений;

В)   исследовательский,     анкетирование,                тестирование, устный

опрос, проблемное изложение знаний;

Г)   метод иллюстрации;  метод демонстрации; репродуктивный, проблемный метод; контроля знаний.

 

 

       5. Какое основание соответствует данной классификации методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

А) классификация методов по сочетанию с формами сотрудничества в обучении;

Б) классификация методов по сочетанию методов преподавания и соответствующих им методов учения;

В) классификация соответствующая структуре деятельности;

Г) классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний

 

 

       6. Какие методы относятся к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

А) частично-поисковые, работа с книгой, наглядные;

Б) школьная лекция, устный и письменный контроль, тестирование;

В) беседа, фронтальный опрос, контрольная работа, практические;

Г) словесные; наглядные; практические; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

 

       7.Какие бывают виды лекций:

А)   традиционная, проблемная, лекция-беседа;

Б)   лекция-беседа, эвристическая, технологическая;

В)   проблемная, экологическая, творческая;

Г)   традиционная, научная, исследовательская.

 

 

                8.В каком отношении наиболее адекватно использованы следующие критерии: предварительный, текущий, тематический, итоговый:

                А) вид контроля;

                     Б) вид поощрения;

                     В) вид наказания;

                     Г) вид занятия.

 

9.Что является целью устного индивидуального контроля:

А) выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.

Б) выявление отдельных знаний учителя по предмету

В) определение уровня учебных достижений учащихся

Г) определение уровня отдельных умений и навыков у отдельных учащихся

 

 

                   10.Какую цель предполагает фронтальный опрос:

А) выявление уровня знаний у учащихся всей группы;

Б) определение уровня определенных знаний по предметам;

В) выявление уровня учебных достижений отдельных подгрупп учащихся;

Г)   определение уровня умений и навыков у всего коллектива

Учащихся.

 

 

2. Оцените высказанные суждения. Сформулируйте свою точку зрения по поводу обсуждаемого вопроса, обоснуйте ее. 

1. Сделать обучение эффективным — это значит добиваться усвоения всеми учениками программных знаний, умений и навыкав на уровне их максимальных учебных возможностей, обеспечивать должное воспитательное и развивающее влияние обучения, формирование научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

Для решения этой задачи исключительно важно преодолеть формализм в учебно-воспитательной работе, необъективность в оценке знаний учеников. Информация об их действительной подготовленности должна точно соответствовать реальному положению дел. Одновременно с этим необходимо предпринимать энергичные меры для совершенствования процесса обучения, предупреждения или преодоления неуспеваемости. Это, прежде всего решительное улучшение качества содержания и организации учебных занятий, повышение ответственности и учителя, и школьников за свой труд. Каждому учителю очень важно осознать, что строить учебный процесс эффективно - это значит целостно и во взаимосвязи применять оправдавшие себя на деле педагогические закономерности, принципы и дидактические правила, творчески используя их при решении новых задач в современных условиях. Только глубокое усвоение достижений науки и передового опыта всеми работниками народного образования, разумное, целесообразное внедрение их в практику могут принести должный эффект.

Эффективность усвоения знаний закономерно зависит от подключения к процессу познания разнообразных органов чувств человека, основывается на непосредственных ощущениях, восприятии, представлениях о реально существующих предметах и явлениях. Поэтому в дидактике давно уже сформулирован принцип наглядности обучения. Вместе с тем анализ практики обучения неизменно показывает, что все методы, формы и средства должны применяться целесообразно, в определенном оптимальном сочетании. Непродуманное, необоснованное сочетание может привести к снижению эффективности обучения.

 Гиперболизация и недооценка отдельных методов научно не оправданы, нелогичны и нецелесообразны. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться принципом оптимального сочетания форм, методов и средств обучения. Это закономерное требование в дидактике впервые было сформулировано в начале семидесятых годов и теперь оно вошло в круг требований, выдвинутых в документах о реформе школы.

(Ю.К. Бабанский О дидактических основах повышения эффективности обучения)

 

 

Ответ: Я полностью согласен с мнением Ю.К. Бабанского, но также хотел бы отметить то, что обучение стоит строить таким образом, чтобы обучаемому было интересно изучать, поскольку очень часто обучение становиться скучным и неинтересным.

 

Выбор оптимального сочетания методов обучения.

 

Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться учителем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. И если мы все-таки говорим о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность: чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

- соответствие методов принципам обучения;

- соответствие целям и задачам обучения;

- соответствие содержанию данной темы;

- соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.

- соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

- соответствие возможностям самих учителей.

Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и пр.

 

(Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского.)

 

 

Ответ: Частично согласен с высказыванием Бабанского Методы и средства необходимо использовать в совокупности, а при выборе нам стоит отталкиваться от принципов, целей и задач, а также учитывать возможности учеников и преподавателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: