Убеждающее выступление и его основные особенности

 

Убеждающая речь — это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.

Существуют следующие основные виды убеждающих выступлений:                   

Воодушевляющее выступление

Оно ставит целью создать у слушателей положительный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их оптимистический лад. К таким выступлениям oтнocятcя,  например, речь тренера перед игрой, настраивающая команду на победу; выступление кандидата на выборах перед своими сторонниками, в котором выражает уверенность в победе; выступления лидеров на съезде победившей партии; выступление с характеристикой успехов работы организации во время празднования ее юбилея и т.д.

Правила подготовки воодушевляющего выступления.

Краткость, но не односложность (не менее 1—2 мин).

Повышенная эмоциональность.

Напомнить о предшествующих успехах и победах.

Восхититься профессиональными качествами, решительностью, моральным духом участников предстоящих событий.

Обязательно выразить уверенность в успешном преодолении предстоящих трудностей.

Агитационное выступление

Агитационные выступления ставят целью побудить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий. К агитационным выступлениям относятся речи на политических митингах, призывающие поддержать того или иного кандидата на выборах, рекламные выступления, выступления собраниях с призывами поддержать какую-либо инициативу, принять участие в каком-либо деле или общественной акции. Это выступления, заканчивающиеся призывами Покупайте! Страхуйтесь! Бросьте курить! Откажитесь от жирной пищи! Примите участие! Пожертвуйте! Поставьте свою подпись! Обратитесь к своему депутату и потребуйте! Голосуйте и т.д.

Правила подготовки агитационного выступления.

Выступление должно быть эмоциональным.

Оно должно быть кратким и образным.

Необходимо говорить короткими фразами.

Громкость должна быть выше средней.

Надо дать слушателям все необходимые данные для принятия ими немедленного решения.

Должны приводиться аргументы «за».

Не должно остаться никаких неясностей или недоговоренностей.

Необходимо учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие (например, люди должны иметь средства, чтобы купить то, к чему их призывают, призыв к голосованию должен быть обращен к людям, имеющим право голоса, и т.д.).

Аудитория должна быть приведена к согласию.

Выступление необходимо завершить прямым призывом к совершению конкретного действия.

Собственно убеждающее выступление

Цель собственно убеждающих выступлений — побудить аудиторию принять определенную точку зрения, оценку событий, мнение.

К такого рода выступлениям относятся выступления политиков и кандидатов на выборные должности с изложением своей программы; публицистические выступления на митингах и собраниях; морально-этические выступления; выступления известных людей по тем или иным обсуждаемым в обществе проблемам с предложением того или иного их решения, выражением собственной точки зрения, а также проповеди. В собственно убеждающем выступлении приводятся аргументы и «за», и «против», а также показывается, что тезис, защищаемый выступающим, наиболее аргументирован.

Это наиболее трудный вид убеждающих выступлений и публичных выступлений вообще. Нам иногда нелегко бывает убедить в чем-либо даже одного близкого человека, а убедить аудиторию гораздо сложнее. Умение выступать с эффективными убеждающими выступлениями — мечта любого политика, руководителя учреждения, журналиста, телеведущего, ученого.

Собственно убеждающее_ выступление это синтез всех знаний, умений и навыков оратора, отражение высокого уровня его общей риторической подготовки

Правила подготовки собственно убеждающего выступления.

'1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

- быть эмоциональным;

• обращаться к жизненно важным фактам;

• стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

отвлекаться в изложении;

быть лаконичным;

ссылаться на авторитеты;

использовать цифры;

опираться на наглядность;

использовать юмор.

2. Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому есть разные точки зрения.

3. Продолжительность выступления — не более 3 — 5 мин.

4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).

5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти справедливости, несправедливости).

6. Затрагивать вопрос истины — что правда, а что нет.

7. Использовать короткие фразы.

8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.

 

 

                                Вопросы для самопроверки:

1. Что такое протокольно-этикетное выступление?

2. Перечислите особенности протокольно-этикетных выступлений по цели и по форме.

3. Какие виды протокольно-этикетных выступлений вы знаете?

4. Назовите основные правила подготовки поздравительных и приветственных речей.

5. Охарактеризуйте основные правила представления гостя.

6. Перечислите особенности развлекательного выступления

7. Охарактеризуйте особенности убеждающего выступления. Что такое убеждающее выступление?

8. Правила подготовки агитационного выступления.

 

Список литературы

          Основная:

1 Антипов А. Г., Араева Л. А., Артемова Т. В.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Кемерово:Кемеровский государственный университет,2011. -338с. - 978-5-8353-1104-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232211

2 Бердник Л. Ф.. Практическая риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2011. -206с. - 978-5-9275-0827-3 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240981

3 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

4 Крылова М. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -242с. - 978-5-4458-8818-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235641

5 Шубина И. В., Завражин А. В., Медведев Ю. В.. Общая риторика. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / М.:Евразийский открытый институт,2010. -320с. - 978-5-374-00382-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90651

6 Риторика. Деловое общение. Деловой этикет. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс] / М.:Студенческая наука,2012. -1637с. - 978-5-00046-206-5  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228058

7 Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2014. -559с. - 978-5-394-02149-7 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255812

 

Дополнительная литература:

  

1 Алексеев А. П.. Теория аргументации: классические идеалы и технологические перспективы [Электронный ресурс] / М.:Когито-Центр,2010. -76с. - 978-5-89353-348-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144844

2 Балабанов П. И., Зауэрвайн Л. Т.. Структурно-функциональный анализ риторики [Электронный ресурс] / Кемерово:КемГУКИ,2009. -206с. - 978-5-8154-0145-7    http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227686

3 Гофман В.. Слово оратора. Риторика и политика [Электронный ресурс] / Л.:Издательство Писателей в Ленинграде,1932. -265с. - 978-5-4460-3819-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116357

4 Кузнецов И. Н.. Деловое общение: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -528с. - 978-5-394-01739-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112230

5 Лажечников И. И.. Публицистика [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2012. -115с. - 978-5-4460-4480-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96550

 

Лекция 12: «ДЕБАТЫ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: