Правила рассказывания о событии

Нам часто приходится рассказывать об увиденном или передавать рассказ о том, что увидел кто-то из наших знакомых. И в том и в другом случае наш рассказ об этом событии будет повествованием. Повествованием называется такой тип речи (или такой текст), в котором говорится о происходящих событиях, последовательности каких-либо поступков, действий. Обычно это рассказ, он имеет сюжет, в нем действуют персонажи, он отвечает на вопросы: что произошло, что было сначала, что потом, чем все закончилось?

Для того чтобы подготовить рассказ-повествошние, надо соблюдать следующие правила.

1. Сделать вступление, содержащее сведения о месте и участниках события, о котором вы будете рассказывать {Я расскажу вам о случае, который произошел — где? когда? с кем?).

2. Рассказать об общей обстановке, в которой начались события (например: Мы поехали на электричке всей группой за город. Погода была хорошая, было тепло, хотя небо немного хмурилось).

3. Перейти к рассказу о событиях в их последовательности. (Вдруг... Потом... Я... Мои товарищи... После этого...) Использовать описание предметов, обстановки, участников событий.

4. Рассказать об отношении участников к событиям, об их настроении, смене настроений по ходу событий (Сначала никто не обратил на это внимания... Потом мы все очень заволновались... Девочки испугались... Тогда мы успокоились... Потом нам вдруг всем стало очень смешно... и т.д.).

5. Описать, чем закончилось событие или происшествие, какова развязка.

6. После развязки рассказчик может сделать вывод из всего повествования или закончить фразой типа Вот такая (интересная, забавная, необычная, неожиданная и т.д.) история произошла... (тогда-то, там-то, с тем-то).

Эти правила лишь намечают основные элементы рассказа-повествования. Четкую последовательность перечисленных пунктов соблюдать не обязательно.

Если вы повествуете о лично увиденном, то у такого рассказа есть некоторые особенности.

В этом случае важно:

1. приводить больше подробностей;

2. описывать внешние признаки предметов, действующих лиц, используя эпитеты (художественные определения);

3. рассказывать о своих переживаниях, эмоциях в разные моменты происходившего;

4. говорить достаточно эмоционально.

Иногда нам приходится рассказывать о вымышленных событиях. Вымышленные рассказы призваны в основном развлечь слушателей, но они могут и предостерегать их от чего-либо, побуждать слушателей к каким-либо действиям. Кроме того, вымыш­ленные рассказы имеют большую учебную ценность — на них можно хорошо учиться риторике, отрабатывать самые разные риторические приемы.

Когда мы рассказываем о вымышленных событиях, для нас важнее всего, чтобы это было интересно слушателям. При этом важно передать не столько хронологию событий, сколько свое отношение к ним и их участникам.

В рассказе о вымышленных событиях наиболее важно:

1. говорить эмоционально;

2. говорить связно;

3. стараться, чтобы рассказ походил на действительные события: говорить уверенно, без больших пауз.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите основные жанры публичных выступлений.

2. Что такое рекламное выступление? Приведите три примера.

3. Что такое информационное выступление?

4. Назовите основные особенности информационного выступления, перечислите признаки.

5. Охарактеризуйте основные характеристики выступления в жанре «рассказ о себе»

6. Что такое «рассказ о событии»? Перечислите основные правила использования этого жанра

7. Перечислите общие требования к информационному выступлению.

 

 

                                                       Список литературы

Основная:

1 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский   государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

2 Крылова М. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -242с. - 978-5-4458-8818-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235641

3 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370

4 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208

5 Будильцева М. Б., Варламова И. Ю., Пугачёв И. А.. Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Российский университет дружбы народов,2013. -118с. - 978-5-209-05484-9 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226458

      Дополнительная:

1. Зубра А. С.. Ораторское искусство - ключи к Успеху [Электронный ресурс] / Минск:Дикта,2011. -294с. - 978-985-494-572-9

2 Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н.. Связи с общественностью. Учебное пособие для высшей школы [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2009. -512с. - 978-5-8291-1153-3 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210265

3  Крым И. А.. Основы общения и культуры речи: учебное пособие [Электронный ресурс] / Кемерово:Кемеровский государственный университет,2010. -118с. - 978-5-8353-1086-9 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232680

4 Кузнецов И. Н.. Деловое общение: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -528с. - 978-5-394-01739-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112230

 

Лекция  11: ПРОТОКОЛЬНО-ЭТИКЕТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Протокольно-этикетные выступления — это такие, которые имеют целью соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета, ритуала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: