Исключение составляют раненные животные, которым необходимо оказать помощь

Беседа: «Как вести себя на природе»

Цель беседы: закрепить знания о правилах поведения на природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Ребята, нашу беседу я хотела бы начать с таких слов: «Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател». Мы часто ходим в гости к природе, чтобы полюбоваться ее красотой, насладиться свежим, душистым воздухом, услышать пение птиц, набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов. Но мы не должны забывать, что мы – в гостях. Мы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Что же это за правила?

Воскресная поездка в лес

В конце учебного года в середине мая четвероклассники решили поехать в лес. Рано утром в воскресенье они собрались на автобусной остановке вместе с родителями Иванова Коли. Сели в автобус, купили билеты и с ветерком отправились на природу. С хорошим настроением они прибыли на окраину леса. И здесь перед ними возник вопрос, в каком направлении двигаться дальше. Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядываются белые стволы березок. Там, наверное, светло и уютно! Решение принято, и вся компания быстрыми шагами напрямик, по лесным травам, невысоким лесным кустарничкам направляется к выбранному месту.

Правильно, ли поступили четвероклассники? В чем их ошибка?

Послушайте одно выражение, которое, может быть, подскажет вам допущенную ошибку. «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню».

Теперь надеюсь, вам стало понятно, какую ошибку совершили гости? Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко можно повредить и утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от таких нашествий.

1.Не топчите зря лесные полянки и уголки, передвигайтесь по тропинкам!

Место действительно оказалось замечательным. Среди белоствольных березок росло много лесных цветов. Они были очень красивыми, просто не оторвешь глаз. И ребята решили нарвать букеты для своих близких. Собирая цветы, они шумно рассказывали друг другу, как обрадуются родители такому красивому подарку.

Правильно, ли поступили четвероклассники? В чем их ошибка?

Все меньше и меньше остается красивых цветов на наших лугах и в лесах из-за бездумного сбора: сорванные цветы быстро вянут и погибают. Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу. Поэтому старайтесь лучше любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать охапками по пути домой.

Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

2.Не рвите лесные и полевые цветы огромными охапками!

Довольные собранными букетами дети развеселились и стали громко петь песни. Они решили устроить соревнования между командами, кто громче исполнит песню. При этом не забыли и про магнитофон. Музыка гремела на весь лес. Даша решила всех похвалить: «Какие мы молодцы! Устроили в лесу настоящий праздник!»

Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Детеныши могут потерять своих родителей и погибнуть без них.

Если вы хотите увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаитесь и не шумите, прислушайтесь к шорохам и звукам. Вы - в гостях у природы, помните об этом!

3.Не шумите на природе! Передвигайтесь и отдыхайте без шума!

После веселого концерта все решили побродить по окрестностям леса, оглядеться, понаблюдать за животными. А потом рассказать, что интересного увидели. Вот о чем позже рассказали девчонки. Недалеко за кустами они нашли ежонка. Он испугался и свернулся в клубок. Дети подумали, что малыш потерялся, поэтому его надо взять с собой в город. Там он привыкнет к ним и станет ручным.

Весной и в начале лета в лесу много молодняка: маленькие пушистые бельчата, игрушечные серенькие зайчата, маленькие ежики. Все эти животные находятся у себя дома в лесу. Поэтому когда вы решаете взять их, то по сути дела крадете их. Крадете их из родного дома. Вы ничего не знаете об их привычках, о том образе жизни, который они ведут, об их пище. Кормите дома зверьков обычно не той пищей, которой они питаются в природе, а потом недоумеваете, почему это зверьки, несмотря на заботы, вдруг гибнут. Достаточно полюбоваться животными на природе и принести с собой массу впечатлений о встрече с ними, которые долго не забудутся!

4.Не берите зверей из леса домой!

Исключение составляют раненные животные, которым необходимо оказать помощь.

А на пути мальчишек вырос огромный муравейник. Вокруг своего дома суетились муравьишки. Они тащили в муравейник хвоинки, травинки, гусениц, насекомых. Вова сказал: «Муравьи вырабатывают кислоту. Хотите попробовать ее на вкус?» Желающих оказалось много. Мальчики выломали ветки из кустарника и стали ими протыкать муравейник. А потом с удовольствием облизывали кислые веточки.

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей леса. Их нужно охранять и всячески беречь. Ведь муравейников в лесах становится все меньше и меньше. Муравьи гибнут от лесоразработок, разоряют их несознательные люди, готовые поглядеть на то, как суетятся эти маленькие насекомые. Вылавливают муравьев лекари для приготовления муравьиного спирта. Разоряют муравейники и лесные звери: медведи, кабаны.

5.Никогда не разоряйте муравейники! Не беспокойте зря муравьев!

Настало время обеда. Решили устроить бивак под большим деревом. Мальчишки принялись собирать хворост, чтобы развести костер. Не забыли они и про еловые ветки, нарвали их, чтобы было мягко и удобно сидеть. Девчонки – стали раскладывать на лесной полянке съестные припасы. Разворачивали бутерброды и бросали в кучу бумагу. Туда же отправлялись пустые консервные банки и бутылки. Вскоре запылал яркий огонь. Дети с удовольствием жарили на костре сосиски, хлеб. А потом с аппетитом все это ели.

Пора возвращаться домой. Затушили костер. Дети торопливо засобирались и отправились в направлении автобусной остановки.

Посмотрите, что осталось после отдыха на природе. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадь. Огонь сжег корни и ветки соседнего дерева. Рядом – гора засохших еловых веток. На траве валяются бумажки, консервные банки, куски хлеба. Трава кругом вытоптана, поломаны ветки ближайших деревьев и кустарников.

6.Умейте организовать свой отдых так, чтобы не навредить природе!

Вот мы с вами и разобрали несколько заповедей поведения на природе. Конечно, это только небольшая часть правил поведения в природном окружении. Но и эти правила помогут сохранять природное многообразие.

Причина многих негативных поступков в природе – незнание. Поэтому первая ваша задача – изучить жизнь природы; узнавать, почему надо в природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов и ягод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: