Класс
№ п/п | Основные разделы курса | Всего часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Введение. Структура информатики | 1 | ||
2 | Информация | 15 | 5 | 1 |
3 | Информационные процессы | 14 | 2 | 1 |
4 | Программирование | 35 | 9 | 1 |
Резерв учебного времени | 3 | |||
Итого | 68 | 16 | 3 |
Введение. Структура информатики. – 1 час
Цели и задачи изучения курса информатики в 10-11 классах, составные части предметной области информатики.
Информация – 15 часов
Три философские концепции информации, понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации.
Язык представления информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации, примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо, понятия «шифрование», «дешифрование».
Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации, определение бита с алфавитной точки зрения, связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов), связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с позиции содержания сообщения
|
|
Основные принципы представления данных в памяти компьютера, представление целых чисел, диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком, принципы представления вещественных чисел.
Способы кодирования текста в компьютере, способы представление изображения; цветовые модели, в чем различие растровой и векторной графики, способы дискретного (цифрового) представление звука.
Практические работы
1. Шифрование данных.
2. Измерение информации.
3. Представление чисел.
4. Представление текстов. Сжатие текстов.
5. Представление изображения и звука.
Контрольные работы
1) Информация
Информационные процессы – 14 часов.
История развития носителей информации, современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики, модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи, основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, понятие «шум» и способы защиты от шума.
Основные типы задач обработки информации, понятие исполнителя обработки информации, понятие алгоритма обработки информации.
«Алгоритмические машины» в теории алгоритмов, определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной, устройство и система команд алгоритмической машины Поста.
Этапы истории развития ЭВМ, неймановская архитектура ЭВМ, использование периферийных процессоров (контроллеров), архитектура персонального компьютера, основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.
|
|
Практические работы
6. Управление алгоритмическим исполнителем.
7. Автоматическая обработка данных
Контрольные работы
2) Информационные процессы
Программирование – 35 часов
Этапы решения задачи на компьютере, исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя, возможности компьютера как исполнителя алгоритмов, система команд компьютера, классификация структур алгоритмов, основные принципы структурного программирования.
Система типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структура программы на Паскале
Логический тип данных, логические величины, логические операции, правила записи и вычисления логических выражений, условный оператор IF, оператор выбора selectcase.
Различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием, различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом, операторы цикла while и repeat – until, оператор цикла с параметром for, порядок выполнения вложенных циклов.
Понятие вспомогательного алгоритма и подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Правила описания массивов на Паскале, правила организации ввода и вывода значений массива, правила программной обработки массивов.
Правила описания символьных величин и символьных строк, основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Практические работы
8. Программирование линейных алгоритмов.
9. Программирование логических выражений.
10. Программирование ветвящихся алгоритмов.
11. Программирование циклических алгоритмов.
12. Программирование с использованием подпрограмм.
13. Программирование обработки одномерных массивов.
14. Программирование обработки двумерных массивов.
15. Программирование обработки строк символов.
16. Программирование обработки записей.
Контрольные работы
3) Программирование.
Резерв учебного времени – 1 час
Класс
№ п/п | Основные разделы курса | Всего часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Информационные системы и базы данных | 20 | 7 | 1 |
2 | Интернет | 15 | 7 | 1 |
3 | Информационное моделирование | 24 | 4 | 1 |
4 | Социальная информатика | 6 | 1 | |
5 | Резерв учебного времени | 3 | ||
Итого | 68 | 18 | 4 |
Информационные системы и базы данных – 20 часов
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема, основные свойства систем, «системный подход» в науке и практике, модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель, использование графов для описания структур систем.
База данных (БД), основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ, определение и назначение СУБД, основы организации многотабличной БД, схема БД, целостность данных, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД, структура команды запроса на выборку данных из БД, организация запроса на выборку в многотабличной БД, основные логические операции, используемые в запросах, правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Практические работы
1. Модели систем
2. Знакомство с СУБД LibreOfficeBase.
3. Создание базы данных «Приемная комиссия».
4. Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов).
5. Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой.
6. Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»
|
|
7. Создание отчета
Контрольные работы
1) Информационные системы и базы данных.
Интернет – 15 часов
Назначение коммуникационных служб Интернета, назначение информационных служб Интернета, прикладные протоколы, основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес, поисковый каталог: организация, назначение, поисковый указатель: организация, назначение.
Средства для создания web-страниц, проектирование web-сайта, публикация web-сайта.
Практические работы
8. Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями.
9. Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц.
10. Интернет. Сохранение загруженных web-страниц.
11. Интернет. Работа с поисковыми системами.
12. Разработка сайта «Моя семья».
13. Разработка сайта «Животный мир».
14. Разработка сайта «Наш класс».
Контрольные работы
2) Интернет