№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Изучаемые вопросы | Требования к уровню подготовки обучающегося | Практические работы | Домашнее задание | Примечания (ЦОР) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
Информационные системы и базы данных – 20 часов | ||||||||||||||
1 | Система. | УИНЗ | Система, свойства системы, системный эффект, системный подход. | знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем - что такое «системный подход» в науке и практике уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) |
| §1, вопросы и задания к параграфам |
| |||||||
2 | Модели систем. | УИНЗ | Системный анализ, модель «черного ящика», модель состава. | знать: - понятие системного анализа - модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель уметь: - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. | 2, вопросы и задания к параграфам | |||||||||
3 | Структурная модель системы. Практическая работа №1 «Модели систем». Техника безопасности. | УЗЗ | Структурная модель системы, граф, дерево | знать: - использование графов для описания структур систем Уметь: - строить структурную модель системы. | Практическая работа №1 «Модели систем» (Практикум работа 1.1, задание 1-2) | §3, вопросы и задания к параграфу | ||||||||
4 | Информационная система Практическая работа №1 «Модели систем». Техника безопасности. | УИНЗ | Определение информационной системы, техническая база ИС, состав ИС, области применения ИС | знать: - определение информационной системы, области применения информационных систем, состав информационных систем | Практическая работа №1 «Модели систем» (Практикум работа 1.1, задание 3) | §4, вопросы и задания к параграфу | Этапы разработки ИС | |||||||
5-6 | Проект: системология | УОИСЗ | Закрепление полученных знаний по изученным вопросам: система, системный анализ, структурная модель, информационная система | уметь: проводить системный анализ выбранной предметной области, строить по ней структурную модель | Проектные задания по системологии (Практикум работа 1.2) | Практикум работа 1.2 | ||||||||
7 | База данных | УИНЗ | Назначение БД, предметная область, модель данных, виды моделей данных, структура реляционной модели, система управления базами данных | знать: - что такое база данных (БД) - основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ - определение и назначение СУБД | §5, вопросы и задания к параграфу | Понятие СУБД. Классификация СУБД. Проектирование баз данных, проектирование объектов данных. | ||||||||
8 | Проектирование многотабличной базы данных. | УИНЗ | Табличная форма модели данных, отношения и связи, схема базы данных | знать: - основы организации многотабличной БД - что такое схема БД - что такое целостность данных | §6 вопросы и задания к параграфу | |||||||||
9 | Практическая работа №2 «Знакомство с СУБД LibreOfficeBase». Техника безопасности. | КУ | Освоение простейших приемов работы с готовой базой данных вLibreOfficeBase | знать: простейшие приемы работы с готовой базой данных | Практическая работа №2 «Знакомство с СУБД LibreOfficeBase» (Практикум работа 1.3) | Практикум работа 1.3 | ||||||||
10 | Создание базы данных. | УИНЗ | Создание структуры БД, ввод данных | знать: - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД | §7 вопросы к параграфу | Ввод данных в БД | ||||||||
11 | Практическая работа №3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»». Техника безопасности. | КУ | Освоение приемов работы с LibreOfficeBase в процессе создания спроектированной базы данных | уметь: - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД | Практическая работа №3 «Создание базы данных «Приемная комиссия». (Практикум работа 1.4) | Практикум работа 1.4 | ||||||||
12 | Запросы, как приложения информационной системы. Практическая работа №4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктор запроса)». Техника безопасности. | УИНЗ КУ | Запрос, средства формирования запросов, структура запроса на выборку Освоение приемов реализации запросов на выборку в режиме дизайна | знать: - структуру команды запроса на выборку данных из БД - организацию запроса на выборку в многотабличной БД уметь: - реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов | Практическая работа №4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктор запроса)» (Практикум работа 1.6) | §8 вопросы и задания к параграфу. Практикум работа 1.6 | Запросы на выборку данных | |||||||
13 | Практическая работа №5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой». Техника безопасности | УИНЗ | Освоение приемов создания формы таблицы, заполнение таблицы данными с помощью формы | уметь: - создавать форму таблицы, заполнять с ее помощью таблицы данными | Практическая работа №5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой». (Практикум работа 1.7) | Практикум работа 1.7 | Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции. | |||||||
14 | Логические условия выбора данных. Практическая работа №6 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия». Техника безопасности | УЗЗ КУ | Условия выбора данных, простое логическое выражение, сложное (составное) логическое выражение, основные логические операции Закрепление навыков по созданию и заполнению таблиц, отработка приемов реализации сложных запросов на выборку | знать: - основные логические операции, используемые в запросах - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов уметь: - реализовывать запросы со сложными условиями выборки | Практическая работа №6 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия» (Практикум работа 1.8) | §9 вопросы и задания к параграфу Практикум работа 1.8 | ||||||||
15 | Практическая работа №7 «Создание отчета к базе данных «Приемная комиссия». Техника безопасности | КУ | Освоение приемов формирования отчетов | уметь: - формировать отчеты в базе данных | Практическая работа №7 «Создание отчета к базе данных «Приемная комиссия». (Практикум работа 1.9) | Практикум работа 1.9 | Проектирование отчетов | |||||||
16-19 | Проект: разработка базы данных | УОИСЗ | Обучение самостоятельной разработке многотабличной БД | уметь: создавать и заполнять таблицы, реализовывать сложные запросы на выборку, формировать отчеты | Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных (Практикум работа 1.5) | Практикум работа 1.5 | ||||||||
20 | Контрольная работа по теме «Информационные системы и базы данных» | УК | Уметь применять полученные знания и умения для решения поставленной задачи. | |||||||||||
Интернет – 15 часов
| ||||||||||||||
21 | Организация глобальных сетей | УИНЗ | История развития глобальных сетей: компьютерная грамотность, информационная культура, WorldWideWeb, аппаратные средства Интернета: провайдер, ip-адрес. Каналы связи, пропускная способность. Программное обеспечение Интернета. Пакетная технология передачи информации. | знать: - основные понятия: глобальная сеть, World Wide Web - аппаратные средства Интернета - программное обеспечение Интернета - систему адресации в Интернете | §10, вопросы и задания к параграфу | Архитектура Интернета. История создания и развития сети Интернет. | ||||||||
22 | Интернет как глобальная информационная система | УИНЗ | Службы интернета, коммуникационные службы, информационные службы, web-2 сервисы | знать: - назначение коммуникационных служб Интернета - назначение информационных служб Интернета - что такое прикладные протоколы | §11, вопросы и задания к параграфу | Глобальные компьютерные сети. | ||||||||
23 | WorldWideWeb – всемирная паутина Практическая работа №8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». Техника безопасности. | УИНЗ КУ | Структурные составляющие WWW, технология «клиент-сервер», web – браузер, поисковая служба Интернета Знакомство и практическое освоение работы с электронной почтой и телеконференциями | знать: - основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес - что такое поисковый каталог: организация, назначение - что такое поисковый указатель: организация, назначение уметь: - работать с электронной почтой, телеконференциями | Практическая работа №8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». (Практикум работа 2.1) | §12, вопросы и задания к параграфу Практикум работа 2.1 | Технологии обмена электронной почтой, представление информации в Интернете, языки программирования, эксплуатация интернет-систем. | |||||||
24 | Практическая работа №9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц». Техника безопасности. | УЗЗ КУ | Освоение приемов работы с браузером, изучение среды браузера и настройка браузера, получение навыков извлечения web-страниц путем указания URL-адресов, навигация по гиперссылкам | уметь: - изменять настройки браузера, - извлекать web-страниц путем указания URL-адресов, - перемещаться по гиперссылкам | Практическая работа №9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц». (Практикум работа 2.2) | Практикум работа 2.2, | ||||||||
25 | Практическая работа №10 «Интернет. Сохранение загруженных web-страниц» | УЗЗ КУ | Освоение приемов извлечения фрагментов из загруженных web-страниц, их вставка и сохранение в текстовых документах | уметь: - извлекать фрагменты из загруженных web-страниц, их вставлять и сохранять в текстовых документах | Практическая работа №10 «Интернет. Сохранение загруженных web-страниц» (Практикум работа 2.3) | Практикум работа 2.3 | ||||||||
26 | Практическая работа №11 «Интернет. Работа с поисковыми системами». Техника безопасности. | УЗЗ УК | Освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета, поиск информации с помощью поискового каталога, поиск информации с помощью поискового указателя | уметь: - осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. - извлекать данные из файловых архивов | Практическая работа №11 «Интернет. Работа с поисковыми системами». (Практикум работа 2.4) | Практикум работа 2.4 | Поисковые системы в сети Интернет и принципы их работы. | |||||||
27 | Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница» | УИНЗ КУ | Интерфейс программы KompoZer, глобальные настройки страницы, работа с текстом, создание текстовых гиперссылок, сохранение страницы, просмотр кода, добавление изображения, просмотр результата | знать: - какие существуют средства для создания web-страниц - в чем состоит проектирование web-сайта - что значит опубликовать web-сайт | §13, 14 вопросы и задания к параграфам | Технология создания web-сайта | ||||||||
28 | Практическая работа №12 «Разработка сайта «Моя семья»». Техника безопасности. | УЗЗ КУ | Знакомство с интерфейсом программы KompoZer, работа со шрифтами, вставка гиперссылок | уметь: - создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов | Практическая работа №12 «Разработка сайта «Моя семья». (Практикум работа 2.5) | Практикум работа 2.5 | Создание web-страницы с использованием основных тегов HTML | |||||||
29 | Создание таблиц и списков на web-странице | УИНЗ | Создание страниц, изменение свойств таблицы, выделение ячеек таблицы, объединение ячеек, добавление строк и столбцов, изменение цвета фона ячеек, изменение ширины столбцов, создание списков, изменение формата списка | знать: - основные действия с таблицами (через меню программы KompoZer) - способы выделения ячеек | §15 вопросы и задания к параграфу | Форматирование и оформление текста на примере HTML | ||||||||
30 | Практическая работа №13 «Разработка сайта «Животный мир»». Техника безопасности. | УЗЗ КУ | Вставка графических изображений, использование графических изображений в качестве гиперссылок, создание простых таблиц в программе KompoZer. | уметь: - в ставлять графические изображения, -использовать графические изображения в качестве гиперссылок, - создавать простые таблицы в программе KompoZer. | Практическая работа №13 «Разработка сайта «Животный мир»». (Практикум работа 2.6) | Практикум работа 2.6 | Создание и работа с таблицами (на примере HTML) | |||||||
31 | Практическая работа №14 «Разработка сайта «Наш класс»». Техника безопасности. | УЗЗ УК | Создание таблиц и списков в программе KompoZer, использование графических изображений. | уметь: - создавать таблицы и списки в программе KompoZer, - использовать графические изображения | Практическая работа №13 «Разработка сайта «Наш класс»». (Практикум работа 2.7) | Практикум работа 2.7 | ||||||||
32-34 | Проект: разработка сайтов | УОИСЗ | Получение навыков самостоятельного проектирования и создания сайта. | уметь: - создавать таблицы и списки в программе KompoZer, - использовать графические изображения - создавать гиперссылки | Проектные задания на разработку сайтов (Практикум работа 2.8) | Практикум работа 2.8 | ||||||||
35 | Контрольная работа №2 по теме «Интернет» | УК | Уметь применять полученные знания и умения для решения поставленной задачи. | |||||||||||
Информационное моделирование – 24 часа
| ||||||||||||||
36-37 | Компьютерное информационное моделирование | УИНЗ | Модель, виды моделей, компьютерная информационная модель, этапы построения компьютерной информационной модели. | знать: - понятие модели - понятие информационной модели - этапы построения компьютерной информационной модели | §16 вопросы и задания к параграфу | Назначение и виды информационных моделей | ||||||||
38 | Моделирование зависимостей между величинами | УИНЗ | Величины и зависимости между ними, математические модели, табличные и графические модели, виды зависимостей, способы отображения зависимостей | - понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины - что такое математическая модель - формы представления зависимостей между величинами | §17 вопросы и задания к параграфу | |||||||||
39-40 | Практическая работа №15«Получение регрессионных моделей». Техника безопасности. | УЗЗ КУ | Освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и графического тренда | уметь - с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами | Практическая работа №15 «Получение регрессионных моделей». (Практикум работа 3.1) | Практикум работа 3.1 | Построение информационных моделей ИС | |||||||
41-42 | Модели статического прогнозирования | УИНЗ | Статистика, статистические данные, метод наименьших квадратов, прогнозирование по регрессионной модели | знать: 1. для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель - как происходит прогнозирование по регрессионной модели | §18 вопросы и задания к параграфу | Формализация задач из различных предметных областей. Формирование требований к ИС. | ||||||||
43-44 | Практическая работа №16 «Прогнозирование». Техника безопасности. | УЗЗ КУ | Освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции | уметь: - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели | Практическая работа №16 «Прогнозирование». (Практикум работа 3.2) | Практикум работа 3.2 | ||||||||
45-46 | Проект: получение регрессионных зависимостей | УОИСЗ | Получение навыков самостоятельного прогнозирования регрессионных зависимостей с помощью табличного процессора | уметь: - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели | Проектные задания на получение регрессионных зависимостей (Практикум работа 3.3) | Практикум работа 3.3 | ||||||||
47-48 | Моделирование корреляционных зависимостей | УИНЗ | Корреляционные зависимости, корреляционный анализ, коэффициент корреляции. | знать: - что такое корреляционная зависимость - что такое коэффициент корреляции - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа | §19 вопросы и задания к параграфу | |||||||||
49-50 | Практическая работа №17 «Расчет корреляционных зависимостей». Техника безопасности. | УЗЗ КУ | Получение представления о корреляционной зависимости величин; освоение способа вычисления коэффициента корреляции с помощью функции КОРЕЛЛ | уметь: - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MSExcel) | Практическая работа №17«Расчет корреляционных зависимостей». (Практикум работа 3.4) | Практикум работа 3. | ||||||||
51-52 | Проект: корреляционный анализ | УОИСЗ | Получение навыков самостоятельного анализа корреляционных зависимостей с помощью табличного процессора | уметь: - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MSExcel) | Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» (Практикум работа 3.5) | Практикум работа 3.5 | ||||||||
53-54 | Модели оптимального планирования | УИНЗ | Оптимальное планирование, ограниченность ресурсов, целевая функция | знать: - что такое оптимальное планирование - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования | §20 вопросы и задания к параграфу | |||||||||
55-56 | Практическая работа №18 «Решение задачи оптимального планирования». Техника безопасности. | УЗЗ КУ | Получение представления о построении оптимального плана методом линейного программирования; практическое освоение раздела в MSExcel Поиск решения для построения оптимального плана | уметь: - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MSExcel) | Практическая работа №18 «Решение задачи оптимального планирования». (Практикум работа 3.6) | Практикум работа 3.6 | ||||||||
57-58 | Проект: оптимальное планирование | УОИСЗ | Получение навыков самостоятельного оптимального планирования с помощью табличного процессора | уметь: - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MSExcel) | Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» (Практикум работа 3.7) | Практикум работа 3.7 | ||||||||
59 | Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование» | УК | Уметь применять полученные знания и умения для решения поставленной задачи. | |||||||||||
Социальная информатика – 6 часов | ||||||||||||||
60 | Информационные ресурсы. | УИНЗ | Информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов и услуг. | знать: - что такое информационные ресурсы общества - из чего складывается рынок информационных ресурсов - что относится к информационным услугам | §21 вопросы и задания к параграфу | |||||||||
61 | Информационное общество | УИНЗ | Основные черты информационного общества | знать: - в чем состоят основные черты информационного общества - причины информационного кризиса и пути его преодоления - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества | 22 вопросы и задания к параграфу | |||||||||
62 | Правовое регулирование в информационной сфере Проблема информационной безопасности | УИНЗ | Федеральные законы «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» «О персональных данных», «Об электронной подписи» Доктрина информационной безопасности ПФ, объекты информационной безопасности РФ, национальные интересы РФ, методы обеспечения информационной безопасности, проблема информационного неравенства | знать: - основные законодательные акты в информационной сфере - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации Учащиеся должны уметь: - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности | §23, вопросы и задания к параграфу §24, вопросы и задания к параграфу | |||||||||
63-64 | Проект: подготовка реферата по социальной информатике | УОИСЗ | Закрепление полученных знаний по изученным вопросам: информационные ресурсы, информационное общество, правовое регулирование в информационной сфере, информационная безопасность | знать: - основные понятия информационных ресурсов, - характерные черты информационного общества, - законы в сфере правого регулирования в информационной сфере, - основные проблемы информационной безопасности | Реферат по социальной информатике | |||||||||
65 | Контрольная работа №4 по теме «Социальная информатика» | УК | уметь применять полученные знания и умения для решения поставленной задачи. | |||||||||||
Резерв учебного времени – 3 часа | ||||||||||||||
66 | ||||||||||||||
67 | ||||||||||||||
68 |