Приготовление препарата чешуи кожицы

Лабораторная работа № 2

Тема: «Одноклеточные организмы и клетки различных тканей».

      Цель: сформировать у студентов знания о строении эукариотической клетки: раскрыть роль ядра в передаче наследственной информации и строения; ознакомить студентов со строением микроскопа и принципом его работы; изучить структуру растительных и животных клеток под микроскопом, установить их сходства и различия; рассмотреть клетки различных организмов и тканей.

Знать: - основные проблемы современной цитологии;

- строение растительной клетки;

- строение животной клетки;

- морфологию и функции основных компонентов клетки;

- основные положения клеточной теории.

Уметь: - работать с микроскопом, изучив правила пользования;

- приготовить временный препарат кожицы лука;

- отличать кровь человека от крови лягушки.

Средства обучения: микроскоп, покровные и предметные стекла, стакан химический с водой, пипетки, йод, лук, стеклянные палочки, скальпель; микропрепараты: кровь лягушки и человека, эпителий слизистой полости рта человека, клетки печени и спинного мозга, таблицы: «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», профессиограмма, рисунки (формы растительных клеток).

  ОК. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПРАВИЛА ТБ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: соблюдать осторожность при работе с колюще-режущими предметами.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология 10-11 кл. §§ 5; 14-20, М. 2008. 2. Общая биология, учебник для 10-11кл. Под. ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. §§ 7-10, М.2005

 

 

Актуализация опорных знаний

1. Кто является автором клеточной теории?

2. Сформулируйте основные положения клеточной теории.

3. Почему клетку считают основной структурной и функциональной единицей организма?

4. Каковы основные органеллы (органоиды) животной клетки?

5. Каковы основные органеллы растительной клетки?

6. Какую роль выполняет ядро?

7. В чем сходство животной и растительной клеток?

8. В чем их различия?

Ход работы

ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа и правилами работы с ним.

Поставьте перед собой микроскоп так, чтобы штатив был обращен к вам, а столик от вас. Поставьте в рабочее положение обьектив с малым увеличением (+8). Глядя в окуляр, осветите с помощью зеркала поле зрения. Положите на предметный столик препарат, прижмите его клеммами. Осторожно вращая макрометрические винты, опустите обьектив так, чтобы он находился на расстоянии 2-3 мм от препарата. Теперь глядя в окуляр, медленно поднимайте обьектив до тех пор, пока в поле зрения не появится четкое изображение обьекта. Рассмотрите обьект при большем увеличении. Для этого поставьте в рабочее положение обьектив(+40). Затем настройте на резкость изображение обьекта с помощью микрометрических винтов. Зарисуйте обьект. При этом в окуляр смотрите левым глазом, а в тетрадь – правым.

ЗАДАНИЕ 2. Изучить строение одноклеточных организмов под микроскопом.

а) Необходимо заранее подготовить живой материал. Для этого в емкость набирают воды с добавлением сенной трухи. Емкость на несколько дней оставляют в светлом помещении, а затем рассматриваем ее содержимое. Чистой пипеткой берут несколько капель воды и помещают на предметное стекло, затем накрывают покровным стеклом и рассматривают под микроскопом. Обнаруженных представителей одноклеточных описать и зарисовать.

б) Из водоема, сачком вместе с илом, набирают немного водных растений и помещают в стеклянную банку с водой. Помещают на несколько дней в теплое помещение, а затем под микроскопом рассматривают ее содержимое. Обнаруженных представителей одноклеточных животных описать и зарисовать.

Обратите внимание на отличительные особенности прокариот.

 

ЗАДАНИЕ 3. Приготовить временный препарат кожицы лука. Нарисовать 3-4 клетки кожицы лука (профессиограмма прилагается).

                                            ПРОФЕССИОГРАММА

«Техника выработки навыка приготовления временного препарата кожицы лука»

 

Последовательность действий студента Методика приготовления препарата Контроль
1. Выбор необходимых материалов Предметное стекло, вода, йод, лук, скальпель.  
2. Приготовление микропрепарата Очистить лук. Снять полупрозрачную легко отделяемую пленку с вогнутой поверхности луковицы репчатого лука, распластать ее в капле раствора Люголя (раствор йода в водном растворе йодида калия) на предметном стекле и дополнительно нанести каплю раствора Люголя на пленку, чтобы краситель покрывал ее сверху и снизу для хорошей окраски. Накрыть пленку покровным стеклом.  
3. Изучение препарата под микроскопом Готовый препарат рассмотреть, обратить внимание на составные части растительной клетки.  

Приготовление препарата чешуи кожицы

 

 У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.

 

 

 

      Формы растительных клеток

 

 

  ЗАДАНИЕ 4. Рассмотреть под микроскопом эритроциты человека и лягушки. Нарисовать 3-4 клетки. Описать, чем отличается кровь человек от крови лягушки.

 ЗАДАНИЕ 5. Изучить под микроскопом органоиды животной клетки. Нарисовать животную клетку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: