Ибсен. «Кукольный дом» (прочитать)

Пора перестать ждать

 неожиданных подарков от жизни,

А самому делать жизнь

Л.Н. Толстой

 

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=HdfuNC3uY-k

 

Знакомство с биографией Ги де Мопассана (читать).

Судьба распорядилась так, что будущий известный писатель Ги де Мопассан, родившийся во Франции в 1850 году, прожил всего 43 года. Он принадлежал к богатому аристократическому роду. Но, к несчастью, его семья разорилась. Всего в жизни Анри добивался сам. С детских лет Мопассан увлекался литературой, но волей судьбы ему сначала пришлось простым солдатом участвовать во франко-прусской войне, а затем 10 лет работать мелким чиновником в морском министерстве. В течение всей жизни Мопассан боролся с тяжелой наследственной болезнью. Несмотря на все трудности, наперекор судьбе Мопассан становится писателем. П роизведения Мопассана имели и имеют большой успех. Хотя его жизненный путь оказался коротким, он достиг своей цели: занимался любимым делом и стал знаменит.

- Дополнения.

- Будущий писатель и его мать

Мать Мопассана на протяжении всей жизни страдала от неврозов, а его младший брат умер в лечебнице для душевнобольных. Терзаемый страхом перед наследственным недугом, Мопассан много времени уделял своему физическому здоровью.

- Густав Флобер

Большую помощь начинающему писателю и журналисту оказал писатель Густав Флобер. Друг детства матери Мопассана, Флобер стал его литературным учителем.

- Эйфелева башня в процессе строительства, 1888 г.

Мопассан, как и многие другие французские деятели искусства, активно выступал против возведения Эйфелевой башни. Тем не менее, когда башня (сильно портившая, по мнению тогдашних парижан, вид города) всё же была построена, Мопассана стали часто видеть обедающим в ресторане в её основании. Свое присутствие под ненавистной башней писатель объяснял так: «Это единственное место в Париже, откуда её не видно».

- Надгробный камень на могиле Ги де Мопассана. Кладбище Монпарнас, Париж.

Ги де Мопассан сам сочинил себе эпитафию: «Я жаждал всего, но не находил удовольствия ни в чём».

 

Работа с литературными терминами

- Случайно ли появление термина реализм? («Ожерелье» относится к реалистичному направлению). Какова основная черта реалистичного направления в искусстве? (изображение жизни такой, какая она есть).

- Определение «новелла» запишите в тетрадь.

Новелла - близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. Характеризуется динамичной интригой, вниманием к личности героя, его поступкам. Традиционная для новеллы сюжетная коллизия: герой предпринимает некие действия, которые должны привести его к успеху. При этом успех приходит к сильному, умному, активному и энергичному человеку. Композиция новеллы состоит из следующих частей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка и конфликт.

Мопассан был великим французским новеллистом. Он продолжал традиции Мериме и, по мнению Чехова, предъявил такие огромные требования к созданию новеллы, что писать в этой области по старинке оказалось уже невозможным. Новелла «Ожерелье» яркий тому пример, впервые она была опубликована в 1884 году во французской газете Le Gaulois. Кроме того, новелла является хрестоматийным примером в своем роде, ставшим эталоном для последующих рассказов и новелл подобного типа.

 

Анализ произведения

Композиция «Ожерелья» строится по классическому для новеллы принципу:

- в экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини – г-жи Матильды Луазель.

- завязка новеллы является и естественным продолжением экспозиции, и самостоятельным сюжетным элементом: стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, Матильда, с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на вечер в министерство её мужа.

- В каком словосочетании Мопассан употребляет слово счастье в сцене бала? (окутанная, словно, облаком счастья).

– Как по вашему, это настоящее счастье?

 – Какими словами описывает автор мнимость счастья героини (убогое убранство, дряхлый экипаж)

- кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и её муж обнаруживают пропажу ожерелья.

Дальнейшие события произведения развиваются по нисходящей линии. Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем решают возместить её, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь – за один миг счастья они платят годами тяжёлой работы. Именно в этой части произведения ярко выражены черты реалистической литературной традиции.

- развязка, неожиданный финал: случайная встреча Матильды с г-жей Форестье на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом: алмазное ожерелье оказывается фальшивым, как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни. Талант Мопассана проявляется в ярком финале.

- Когда вы читали впервые финальную сцену, какие чувства вас охватывали?

- конфликт произведения (учащиеся сами пытаются сформулировать конфликт новеллы) – письменно.

Автор поднял сразу несколько жизненных проблем:

- конфликт желаний и возможностей,

- несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования,

- пагубное воздействие буржуазного общества на душу,

- человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми.

Закрепление материала

- Опираясь на текст «Ожерелья», определение художественных особенностей новеллы, докажите, что это новелла.

а). Какова интрига произведения?

б). За счет чего развивается действие в новелле?

в). Каковы особенности композиции?

Ибсен. «Кукольный дом» (прочитать).

- В образе Норы есть целиком реальный прототип. это датско-норвежская писательница Лаура Килер (1849-1932). Под влиянием Ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с автором, посоветовав Лауре начать литературную деятельность, между ними завязалась дружба.

Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.

-  В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»? («Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается.)

- Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма. (В произведении затронуты социальные проблемы: богатства и бедности (Хельмер - Крогстад), гражданских прав женщины (Нора и вексель, который она подделала); психологические, так как напряжение произведения является, прежде всего, психологическим, внутренним; поведение героев пьесы является глубоко мотивированным)

- Определите черты «новой драмы». (Перенесение акцента с внешнего действия на внутреннее; конфликт завязывается раньше самого действия; «открытый финал»; непривычная тема)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: