1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров. 2.Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.
3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,
4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.
5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.
XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.
Ситуация, в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора уходит из дома. Куда она идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться "чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком». Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но значимым фоном действия?
|
|
Вопросы (ответить письменно):
1.Определите тему, главные проблемы и идею произведения.
2.Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?
З.К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.
4.В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?
ТЕМА ПРОИВЕДЕНИЯ - духовный упадок общества, что показано на примере распада семьи Хельмеров.
ПРОБЛЕМАТИКА - проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают философское значение.
ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - призыв к сохранению искренних семейных отношений, возрождению общечеловеческих ценностей - правды, совести, любви, чести.
КОНФЛИКТ - драматический. Сложное к напряженное столкновение между действующими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жизни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает недостатки людей и общества.
ЖАНР – социально-психологическая драма,
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ - драма показывает реальную жизнь и реальные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием оценки общества. Достоинство персонажей измеряется не только социальными законами, а, прежде всего - законами моральными. Особенность пьесы - ее психологизм. Автор мастерски использует формы монолога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскрывать драматический конфликт. Дом - своеобразная художественная модель в драме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается надежда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы - как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность человеческих переживаний.
|
|
Пьеса "Кукольный дом" - новаторская по форме.
В этой пьесе автор рассматривает проблему призвания, предназначения человека в этом мире. Это самый яркий пример ибсеновской "новой драмы", почти совершенное воплощение реализма в драматическом произведении. Кроме того "Кукольный дом" - интеллектуально-аналитическая пьеса, где всесторонне рассматриваются обстоятельства современной жизни, которые препятствуют развитию индивидуальности, мешают человеку раскрыть свое "я". Сначала, казалось, видим в драме дом, полный счастья, но эта иллюзия развивается под нажимом сложных жизненных обстоятельств. Незавершенная концовка - выдающийся вклад "новой драмы" Ибсена в мировую драматургию. В пьесе развязка не является развязыванием проблем, а только их констатацией, конфликт не исчерпывается после завершения действия, а все больше обостряется.
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Если хочешь быть счастливым – будь им!» («Ожерелье», «Кукольный дом»)
УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА! ВЫПОЛНЯЕМ И КЛАССНУЮ, И ДОМАШНЮЮ РАБОТУ! СДАЁМ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ! СОЧИНЕНИЕ (НЕБОЛЬШОЕ) ПИШЕМ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННЫХ И ИЗУЧЕННЫХ СЕГОДНЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ВТОРНИК!