В эпоху Александра III

При вступлении на престол император обнародовал манифест, утверждавший ценность самодержавия. Для надзора за крестьянским самоуправлением введены должности земских начальников, на которые назначались дворяне.

В интересах дворянства Александр III учредил Дворянский банк, который позволял помещикам получать льготные кредиты под залог имений.

После отмены крепостного права помещики сохранили большую часть своих земель. В 60-е гг. XIX в. им принадлежало 79 млн. десятин земли, однако, средств, полученных ими в ходе выкупной операции (264,5 млн. рублей за вычетом долгов казенным банкам), было далеко недостаточно, чтобы приспособиться к новой экономической ситуации. Большая часть сословия начинает продавать имения, чтобы погасить задолженности[12].

Наряду с этим шла конфискация частного имущества. Некоторым дворянам оставляли их усадьбы и выделяли клочки земли, которые они должны были обрабатывать сами. Те, кто не имел ни малейшего представления о труде, не получали урожая, обрекая себя на голод. Многие дворянские усадьбы приходили в упадок. О событиях данного периода повествует пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

Дворянство в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад», написанная в 1903 г., отображает события, связанные с продажей дворянских имений при наступлении капитализма в России.

Проблематика пьесы стала откликом на вопросы, волновавшие общество перед революцией 1905 года. Основная тема — гибель дворянского гнезда. В ней глубоко затронуты вопросы гибели дворянского уклада жизни. А вишневый сад — это символ старой помещичьей России. Он переходит в руки новых владельцев вместе со страной.

Раневская и Гаев –дворяне, олицетворяющие уходящее поколение. Если когда-то помещики были опорой власти, то к концу XIX века их положение ослабло. Неумение Раневской управлять поместьем довело дело до того, что имению грозит продажа за долги. В жизни Гаева есть две страсти- леденцы и бильярд. Он умет лишь говорить, но ничего дельного для спасения сада не предпринимает.

В хозяевах осталась лень и полная беспомощность: «У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знал, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно». Герои не хотят бороться за свои привилегии, интересы, положение в обществе[8]. У них нет стимула к защите собственной культуры, что говорит о «вымирании» сословия.

В противовес сложившимся взглядам выступает новое поколение, представителями которого являются Аня, дочь Раневской, и Петр Трофимов. Лопахина должен сменить Петя, полный преобразовательных идей. Аня же здесь символизирует «раскаявшееся» дворянство, которое примет активное участие в революционных преобразованиях. «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест»,-говорит Петя. Эта фраза говорит о том, что у молодого поколения нет интереса и привязанности к саду.

Гаевы и Раневские, а вместе с ними и Лопахины «недостойны ни красоты будущего, ни даже красоты умирающего прошлого». Любовь Раневской ничего не стоит, Гаев «пуст и призрачен», они настолько нереальны, что жизнь их даже не наказывает, как бы понимая их неспособность к страданию. Истинной красоте, которая порождается стуком топора, соответствует только образ Ани- «образ будущего» [6].

Таким образом, вишневый сад стал символом помещичьей России, переходящий на новый этап своего развития. В ходе, которого русское дворянство остается в бедственном положении в связи с наступлением капитализма. Привыкшие к праздной и беззаботной жизни дворяне не могут смириться с новым укладом и найти способ спасти свое положение: «…Если бы энергия, которую вы в течение всей вашей жизни затратили на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что-нибудь другое, то вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю…».

 

Жизнь и быт дворян XIX

Дом. Имение

В XIX в. в планировке городских домов и дворянских усадеб произошли изменения. На смену строгой геометрии пришла свободная группировке комнат. Строительство усадьбы тщательно скрывалось от посторонних глаз. Сама природа - это райский сад. Каждое дерево, каждый кустик что-нибудь да значили. Акация служила символом бессмертия души. Дуб придавал усадьбе величие, могущество, силу.

Одежда:

XIX век — время постоянных революций, поэтому мода менялась постоянно. Наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Простые костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость своих обладателей. В повседневной жизни мужчина надевал панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак.

В женской одежде преобладал стиль ампир, который предусматривал платья с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой. Что же касается верхней одежды, то были популярны пелерины. На смену ампиру вновь пришли громоздкие платья, женщины опять начали носить тугие корсеты.

Развлечения:

В начале XIX в. было популярно увлечение «живыми» картинами. В них участвовали хозяева и гости. Увлечение представляло собой костюмированную инсценировку сцен из популярных произведений литературы. Танцы стали частью досуга дворян. Они устраивались достаточно часто. Самым любимым занятием стало посещение театров.

Русское дворянство накануне XX вв.

После Февральской революции дворянство не играло самостоятельной роли. После Октябрьской революции оно лишено собственности на землю в соответствии с «Декретом о земле», а также сословного статуса в соответствии с декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов". К 1915 году мелкопоместное дворянское землевладение практически полностью исчезло. Некоторые выходцы из дворянства сотрудничали с советской властью, другие не приняли социалистическую революцию: эмигрировали или участвовали в вооруженной борьбе с советской властью, составили основу белой гвардии. Многие из оставшихся в СССР дворян в 1920-30-е года репрессированы.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: