Рынки факторов производства

Тема 2. Производство и издержки в рыночной экономике. Типы рыночных структур. Рынки факторов производства и распределение доходов. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов.

 

Производство и издержки в рыночной экономике. Типы рыночных структур.

 

Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата.

Издержки производства – это денежные затраты на приобретение применяемых факторов производства.

Наиболее экономически эффективным методом производства считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства (стремление любого предпринимателя, компании к ведению своей деятельности с минимальными затратами при всех прочих равных условиях.). Издержки производства измеряются в стоимостном выражении по произведенным затратам.

Задача экономистов состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант использования факторов производства и минимизировать издержки.

Издержки бывают:

Неявные издержки – это денежные доходы, которые жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащей ей ресурсы.

Явными издержками называются затраты в денежной форме, которые фирма осуществила в пользу поставщиков (труд, услуги, топлива, сырья).

Постоянные издержки – издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства, т.е. они не зависит от объёма выпускаемой продукции. Пример: аренда здания, обслуживание оборудования, зарплата администрации.

Переменные издержки – издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства, т.е. они зависят от объёма выпускаемой продукции. Пример: затраты на сырьё, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплата труда (рабочих).

Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Краткосрочный период – отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными. Постоянные факторы – общие размеры зданий, сооружений, количества машин и оборудования, количество фирм, которые работают в отрасли. Поэтому возможность свободного доступа фирм в отрасли в краткосрочном периоде ограничено. Переменные – сырье, количество рабочих.

Долгосрочный период – отрезок времени, в течение которого все факторы производства являются переменными. Т.е. за этот период можно изменить размеры зданий, оборудование, число фирм. В этом периоде фирма может изменить все параметра производства.

Средние издержки - величина переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

Предельные издержки - это прирост совокупных издержек, который имеет фирма при изменении объема производства на единицу.

Кривые средних и предельных издержек. Анализ предельных издержек (но не самих по себе) позволяет установить, при каком объеме производства предприниматель получит максимальную прибыль. Предельные издержки приобретают смысл только при сравнении их со средними издержками. Чтобы выявить интересующую нас зависимость, построим кривые предельных и средних издержек.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы.

Прибыль фирмы - это разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и общими издержками. Это главный, обобщающий показатель оценки хозяйственной деятельности предприятия.

Различают:

Бухгалтерская прибыль -это разность между валовым доходом (выручкой) и бухгалтерскими (явными) издержками фирмы.

Экономическая прибыль - это разность между выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками.

Экономические издержки - это упущенный доход, который фирма получила бы, если бы использовала свои ресурсы (средства) по-другому.

Нормальная прибыль появляется в том случае, когда общая выручка предприятия или фирмы равна общим затратам, исчисляемые как альтернативные. Минимальный уровень прибыльности – когда предпринимателю выгодно вести бизнес.

Рынки факторов производства

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг. (труд, капитал, земля, предпринимательская способность).

Рынки факторов производства – это рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы (труд, капитал, земля, предпринимательская способность), необходимые для производства товаров.

Виды экономических ресурсов (факторы производства):

1) Природные (земля) – земля, водные, лесные, биологические, климатические, полезные ископаемые.

2) Трудовые (труд) – люди с их способностью производить товары и услуги.

3) Капитал – в форме денег - денежный капитал, в форме средств производства – реальный капитал.

4) Предпринимательские способности- способности людей к организации товаров и услуг.

Виды рынков факторов производства:

1. Рынок труда.

2. Финансовый рынок.

3. Рынок земли.

Спрос на факторы производства носит производный характер, так как зависит от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих факторов. Спрос фирм на факторы и ресурсы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках.

Предложение на рынке факторов производства – это то их количество, которое поступает в сферу купли – продажи по существующим в данный момент ценам, выступающим в таких формах, как:

1) от земли – рента,

2) от труда – заработная плата,

3) от капитала – процент.

Во многом на рынках факторов производства предложение порождается спросом также, как и на рынках обычных потребительских благ.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита. Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества: - климат;- территория;- ресурсы.

Приобретенные преимущества: - технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо. Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное не преимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам.

Теория Хекшера-Олина. Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования: - у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов; - развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора; - существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих осо­бенности организации и функционирования того или иного от­раслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все ас­пекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты счи­тают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии ры­ночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкурен­ция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

Исходя из представленных характеристик можно дать опре­деления различных типов рыночных структур:

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизированной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками;

чистая монополия — тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену;

монополистическая конкуренция — тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж).

Каждая из этих рыночных структур отличается разной сте­пенью рыночной власти отдельного производителя, которая на­ходится в обратной зависимости от степени развития отноше­ний конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыноч­ной власть отдельного продавца будет обусловлена особенно­стями организации рыночной структуры и зависима от следую­щих факторов:

• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложе­ние, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыноч­ную власть данной фирмы;

• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникнове­ния рыночной власти у функционирующих в отрасли про­изводителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

Выше были определены главные источники рыночной вла­сти. Специфические условия функционирования фирм при со­вершенной конкуренции, чистой монополии, монополистиче­ской конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуа­цию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: