Тема: Введение в предмет

Дата: 14 мая 2020-05-20

Дисциплина: Русская детская литература

Вид занятия: лекция

Время: 4 часа

Лекция №1

Тема: Введение в предмет.

Цель изучения: ознакомиться со своеобразием детской литературы определить роль литературы в развитии и воспитании детей, а также

 

Искусство для детей ­- это обширная, многообразная и поистине прекрасная область современной культуры. Она включает в себя детский театр, цирк, радио, видео и телевидение. Но даже в окружении всех этих муз, многие их которых рождены новейшей техникой, одно из древних искусств - литература, а также сопутствующая ей книжная иллюстрация занимает особое место в жизни современного ребёнка.

Дети даже в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы и магии поэзии. В младшем школьном возрасте эта способность еще более усиливается. Глубокую настоящую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по словесным богатством речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную, стихотворную речь С. Михалкова, К. Чуковского или юмористически окрашенную речь Н. Носова.

В.Г. Белинский отмечал, что «хорошая детская книга для детей - это праздник». Детская литература - органическая часть всей художественной литературы и как часть общей литературы является искусством слова. В литературе и для детей и для взрослых наблюдается общность исторического развития, творческого метода и идейной направленности, жанров, тематики, художественных средств. 

Особенности детской литературы определяются образовательно- воспитательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная черта ее - органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учёт интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей. Детская литература должна ориентироваться на развитие эстетического сознания ребенка, на формирование его мировоззрения, учить оптимизму и доставлять радость.

Итак, детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого – доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности [Арзамасцева, 1997]. Важную роль в создании книги для детей имеет ее оформление. Ведь для ребёнка важно ощущение книги – хорошая бумага, красочные рисунки, красивый шрифт, это неприменное условие так как у детей преувалирует чувственное познание (ощущение и восприятие).

 Детская литература ­- это то, что создано мастерами слова именно специально для детей. Так возникает еще один термин - " детское чтение " (т.е. круг произведений, которые читаются детьми). В детском произведении должно быть органическое слияние педагогического и эстетического начал, нравственная позиция, широкий связь его с жизнью. В.Г.Белинский начертил идеал детского писателя, наделяя его простой и ясной душой, живой фантазией, всесторонними знаниями, любовью к детям. Для детских писателей особенно необходима острая память детства: она помогает им учитывать и воплощать в художественных произведениях те особенности эстетического отношения к действительности, которые характерны для ребенка. Шмелёв (пример). Нередко произведения, первоначально адресованные взрослым, в тех случаях, когда они оказываются доступными пониманию детей, надолго, а иногда и навсегда переходят в круг детского чтения. Известно например, что сказки Пушкина, без которых мы не мыслим сейчас детскую литературу, предназначалась в первую очередь для взрослых, а не для детей. То же самое можно сказать и о баснях Крылова, отдельных лирических произведениях Лермонтова. Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения. Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин-Сибиряк, Бианки и Пришвин и многие, многие мастера художественного слова.

В детское чтение вошли такие произведения Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Короленко, Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие художники. и многих современных поэтов и писателей. Очень часто за литературу для детей принимаются многоуровневые взрослые произведения, обычно написанные в жанре воспоминаний о детстве (пример: “Детские годы Багрова-внука” С.Т.Аксакова, “Детство” Л.Н.Толстого). Действительно, в силу своей специфики и предмета изображения (ребенок в процессе взросления и различных столкновений со взрослым миром) эти произведения очень часто читаются детьми, но, как правило, в отрывках или в существенно адаптированном виде. К этим произведениям ребенок еще возвращается с течением времени и, как правило, открывает в них много непрочитанного или прежде недопонятого.

Итак, все литературные произведения можно разделить на

 а) собственно детские;

b) собственно взрослые, вообще в силу своих особенностей непонятные детям и не предназначенные для них;

c) произведения “универсальные”, чаще всего приключенческо-беллетристические;

d) произведения, перешедшие в детскую литературу из литературы взрослой;

e) произведения “многоуровневые”, где существуют ниши, как для взрослого, так и для ребенка. Обычно такие произведения написаны в жанре воспоминаний. Это многочисленные “Детства...”, а кроме них еще многие исторические, эпические, былинные или просто остросюжетные произведения, сюжет в которых, однако, играет вспомогательную роль.

Детская литература - это та литература, которая соответствует уровню детских знаний, их психологическому развитию и имеет свои жанровые и художественные особенности, соответственно тематику и техническое оформление. Детская литература поднимает те же проблемы, что и вся художественная литература вообще. Она изображает настоящую действительность.

Характерными чертами детской литературы являются [Карайченцева, 2000]:

▪ Отведение детям главной роли. Не все произведения, героями которых являются дети, написаны для детей и, соответственно, являются детскими. Напротив, детскими могут также являться произведения, в которых не участвуют и даже не встречаются дети (зообеллетристика, приключенческие повести, сказки, басни, притчи и проч.).

▪ Учет возрастных особенностей детей.

▪ Соответствие детскому возрасту по тематике. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняются и усложняются темы.

▪ Относительно небольшой объём, множество рисунков (особенно в книгах для маленьких детей). Яркость - иллюстративный материал.

▪ Простой язык. Доступность лексики и восприятия.

▪ Напевность произведений. Звукоподражания; (для малышей).

▪ Большое количество диалогов и действий, мало описаний.

▪  Образность детской литературы. Эмоциональность - особая интонация.

▪ Счастливый конец (победа добра над злом)

▪  Оптимистичность;

▪ Драматизм, но без трагизма

▪ Часто имеет своей целью воспитание. Дидактические мотивы - назидательность 



Главная черта детской литературы - органическое слияние искусства и педагогики. Специфика детской литературы обусловливается возрастными особенностями читателей, адресуется детям определенных возрастных групп. Педагогика различает четыре основные возрастные этапы в развитии детей:

1. дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет);

2. младший школьный (от 6-7 до 11 лет);

3. средний школьный (с 11-12 до 14-15 лет);

4. старший школьный (от 15 до 18 лет).

Специфика детской литературы должна проявляться не только в подборе специальных " детских " тем, а именно в особенностях композиции и языка произведений. Сюжет детских книг должен иметь четкий стержень. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и захватывающие ситуации. Раскрытие характеров персонажей должны осуществляться предметно и очевидно, через их дела и поступки, ведь ребенка больше всего привлекают действия героев.

Требования к языку книг. Какой язык наиболее воспринимает ребенок? Литературную, точную, образную, эмоциональную, согретую лиризмом. Детская литература готовит читателя к жизни.

Литература для детей, как и вся художественные литература имеет те же роды, виды и жанры художественных произведений.

Литературные роды:

1. эпос

2. лирика

3. драма

Еще во времена Древней Греции были выработаны три основных рода или способы выражения художественного содержания - эпос, лирика и драма. Эпос - название древнегреческое, означает " рассказ ". В широком смысле слова это любое сообщение, любая важная информация прозой, повествование и не только прозой, но и стихотворным текстом (рассказы, повести, романы, баллады, сказки и легенды). Слово лирика - происходит от названия древнего струнного музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись песни, которые положили начало лирическим стихам (детские стихи и песни, колыбельные). Драма - от греческого слова " drama " - действие Детские пьесы).

Определение трех литературных родов - эпоса, лирики и драмы принадлежит еще Платону и Аристотелю. Жанр (фр. genre, от лат. Genus - род, вид) - исторически сложившаяся классификация литературных произведений по их форме, объему и другим признакам.

Книга для детей дошкольного возраста должна иметь интересный, захватывающий сюжет с динамическим развертыванием событий, веселыми сценами. Требование простоты и доступности языка отнюдь не связывается с примитивностью лексики, обеднением поэтики. Книга должна быть хорошо, со вкусом иллюстрирована. Ребенка прежде привлекают рисунки, благодаря которым она лучше воспринимает содержание.

Книга для детей м ладшего школьного возраста отмечается шире и сложнее тематикой. Кроме сказок, дети охотно и с интересом читают и басни, стихи и рассказы классиков и современных писателей, произведения на исторические темы, приключенческие и популярные книги. С особым восторгом и интересом дети читают доступную им историко - документальную литературу о героической жизни людей и героические подвиги.

Поэзия для детей младшего школьного возраста отмечается своеобразием поэтики. К. Чуковский в книге " От двух до пяти" изложил основные ее принципы (13 заповедей). Их смысл в том, что все написанное поэтом должно легко переводиться на язык графики, поэзия должна иметь игровой характер. К. Чуковский предостерегал от обилия эпитетов, тогда как детям необходимы ощущение движения, действенности.

Для произведений любого жанра большое значение имеет построение сюжета (развитие, острота и напряжение), яркая образность изложения, звучность языка.

Сначала детская литература отождествлялась с учебной, т.е. учебниками. Не сразу происходил процесс превращения ее в самостоятельную отрасль искусства, постепенно осмысливались ее органические связи со всей художественной литературой. Проблемы детской литературы изучали многие ученые, русские критики: В.Г.Белинский, М.Г.Чернишевський, М.О.Добролюбов, они заложили основы научного изучения детской литературы, ее критики и теории, разработали методику ее исследования, основные принципы которой остаются приемлемыми для науки.

За развитием детской литературы внимательно следил К.Д.Ушинский, он последовательно проводил мысль, что главной задачей детской книги является стремление вызвать эмоциональное отношение к знаниям, интерес к познанию мира, привитие навыков самостоятельного мышления. Заметный вклад в развитие детской литературы и ее научное изучение сделал Лев Толстой, который любил и детей и педагогику. Он отстаивал право детской литературы на реалистическое изображение действительности, разнообразие тем, ставил вопрос о связи детской литературы с педагогикой, указывал на необходимость тесных связей этического с эстетическим в произведениях для детей. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой осознанно вступили в детскую литературу как составители и авторы текстов для первоначального обучения и, стремясь сделать эти тексты доступными ребенку, выработали особое сюжетно-композиционное построение, особый язык и стиль, выступив тем самым как пишущие для детей. Ребенок является главным и, по сути, единственным адресатом рассматриваемых произведений К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. На примере их литературного наследия нагляднее всего можно отметить основные закономерности развития детской литературы и проникновения в детскую психологию, а также отследить языковые, композиционные и нравственно-дидактические особенности, отделяющие литературу для детей от литературы о детях. Кроме того, в создании детской литературы и отборе круга текстов для нее из литературы взрослой принимают участие известные педагоги, такие как В.П.Острогорский и Д.И.Тихомиров.

Также выдающимся критиком и теоретиком детской литературы выступает И.Я.Франко. Трудно переоценить его роль в развитии критики детской литературы, разработке ее теории.

Возрастные периоды психического развития представляют собой качественно своеобразные ступени формирования детской личности. Дети различного возраста отличаются друг от друга не только количеством приобретенных знаний и умений, но и особенностями своей психики, своим отношением к окружающей действительности. Особое значение имеет для характеристики возраста ведущая деятельность, в которой реализуются типичные для данной ступени развития отношения ребенка с людьми и предметной действительностью и в рамках которой осуществляются основные изменения его психики. В качестве такой деятельности выступает вначале игра, затем труд и обучение. Переход от более элементарных к более сложным, ведущим деятельностям в ходе возрастного развития увеличивает возможность усвоения нового опыта. В то же время каждый возрастной период обладает своей чувствительностью, сенситивностью к различным сторонам познания мира, и детская литература может и должна этому способствовать.

В целом детская психология выделяет следующие возрастные периоды:

младенческий возраст (от рождения до 1 года);

ранний детский возраст (от 1 года до 3-х лет);

дошкольный возраст (от 3-х лет до 7-ми лет);

младший школьный возраст (от 7-ми лет до 10-11 лет);

подростковый возраст (от 11-12 лет до 14-15 лет);

ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет).

В той или иной степени данная классификация психологических периодов развития относится и к привычной возрастной классификации детской литературы, подразделяющейся обычно на литературу для младшего, среднего и старшего возраста, что соответствует раннему детскому и дошкольному, далее младшему школьному и подростковому возрастам. Ранний юношеский возраст детской литературой, как правило, не охватывается. Учитывая пластичность нервной системы ребенка, можно внести положительные изменения в его психику и с помощью литературы. В известной степени причиной пластичности нервной системы является способность ребенка к подражанию, имеющая социальные корни и необъяснимая только с точки зрения физиологических закономерностей. Следовательно, в литературе для детей должны быть созданы образы для позитивного подражания, как это нередко происходит в произведениях Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского. Особенно выражена эта потребность у детей подросткового возраста, у которых под воздействием литературных образцов вырабатываются нравственные идеалы, конкретно выраженные в людях и их поступках, а также основные принципы и правила, в которых данная личность видит конечную цель своих стремлений. Литература для детей, таким образом, учитывает, что при формировании индивидуальных особенностей ребенка любого возраста в его основную потребность входят труд, обучение и игра. Писатели непременно опираются на этот его интерес, используя его в рамках художественного произведения. Можно сказать, что на уровне литературы проблему обучения решают многочисленные научно-познавательные, географические и исторические рассказы для детей на сходные темы. Литература такого рода имеет возрастную адресность и уровень сложности, учитывает периоды развития ребенка. Потребность в труде и приобретении специальных навыков удовлетворяется специальной литературой и рассказами о моделировании, научных изобретениях, а также всевозможными пособиями по шитью, обучению языкам и проч. И, наконец, игровое начало универсально охватывает все жанры, развивающее творческое воображение, фантазию и самобытность ребенка как основу формирования его личности. С точки зрения детской психологии, ребенок, как объект изучения, представляет собой сложную динамическую систему взаимосвязанных процессов и явлений. В процессе превращения беспомощного младенца во взрослого происходит и развитие психики ребенка, усложняется и совершенствуется процесс познания мира. Необычайно важны для детской литературы вопросы, связанные с восприятием ребенком окружающего мира. Литература для детей учитывает своеобразие детской психики и наличие в детском сознании таких явлений, которые в корне отличаются от соответствующих психологических процессов у взрослых. К таким явлениям относятся чувство обиды, переживание, дружба, первооткрытие мира, чувство сострадания, соперничества и многие другие. Кроме того, особенностями отличается и детское восприятие - цветовое, вибрационное и осязательное. Усвоение ребенком информации не является простой совокупностью восприятия, запоминания, понимания, а представляет собой особую психологическую деятельность, обнаруживающую специфические для нее закономерности. Художественная литература для детей включает в себя сложнейшие компоненты психологии и нравственного воспитания, привитие этических и моральных норм. На начальном этапе психического развития личности литература для детей играет важнейшую роль, поскольку ребенок остро нуждается в информации, позитивных установках “сочеловечности” и взаимного сотворчества, а также в возможности выбора действительного идеала для самоидентификации. Моральные убеждения в этом возрасте формируются, углубляются, делаются более стойкими, и дети, как никогда, нуждаются в опоре со стороны. Литература для детей, учитывая психологию детства и отрочества, видит мир на уровне восприятия ребенка. Ассоциативное, наивно-образное детское мышление нуждается в своем особом языке. Между детьми в процессе игры и персонажами литературных произведений протягивается нить человеческой общности. Другая психологическая тенденция детской литературы связана с максимализмом и однозначными нравственными оценками. Детство как явление психологическое остается временем становления личности, разграничения на “черное” и “белое”, максималистской уверенности в том, что есть некая нравственная и человеческая непогрешимость, к которой нужно стремиться. Именно поэтому в литературе для детей в основном поддерживается позиция однозначности психологического противостояния. У детей и подростков очень сильна нравственная неустойчивость, и хотя эта неустойчивость закономерна, характер формирующейся личности в период становления требует объективности всепонимающего взгляда. Ответственность литературы для детей в том, что нравственно неустойчивая психика ребенка легко поддается “развоспитанию” и дурным влияниям, в том числе и литературным. Поэтому литература для детей не может служить только задачам образования, то есть развитию рационального разумного начала, не подкрепленного нравственным воспитанием. Понятие объективности в литературе для детей опять-таки предстает как специфика подростковой психологии, в которой важную роль играет “родитель”, “старший брат”, литературный герой. В противном случае отсутствующий нравственный элемент будет замещен ущербным началом, поскольку оценочная позиция и опыт ребенка не развиты и психологический анализ ему не доступен. Этим объясняется частота использования в литературе для детей метода однозначных оценок.В литературе же о детях способы раскрытия психологии человека решаются иными средствами. Взрослый адресат уже не нуждается в создании воспитательного нравственно-гармонического пространства добра, он понимает, что далеко не все в историческом процессе и человеческой душе укладывается в жесткую схему этических категорий.

 

Литература:

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебник для высш. и сред. Пед. учеб. заведений: - М.: «Академия», 2001. – 472 с.

2. Первова, Г. М. Детская литература и детское чтение: учебное пособие / Г. М. Первова. — Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2016. — 226 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137580   — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

3. Первова, Г. М. Литературное образование дошкольников: учебное пособие / Г. М. Первова. — Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2017. — 104 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137582 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

4. Кутейникова, Н. Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации / Н. Е. Кутейникова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 158 с. — ISBN 978-5-9765-3753-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/110563  — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: