Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Современная педагогическая наука, опираясь на философские и психологические исследования, ставит своей целью развитие индивидуальности человека с целью сохранения его самобытности.
Компоненты творческой индивидуальности:
1.Высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе деятельности (самомотивация к деятельности вообще и творческой деятельности, в частности), самостроительство и самосовершенствование.
2. Интерес к людям, проявление высоких нравственных качеств, общение – значимая ценность, широта увлечений, высокий уровень эмпатии;
3. Гуманно-созидающее влияние на окружающих, оптимизм, сензитивность.
4. Интуиция, способность предчувствовать, воля и целеустремленность.
5. Интеллектуальность, философское отношение к действительности.
6. Способность творить.
|
|
7. Независимость суждений и поведения.
8. Эмоциональная экспрессивность.
Развитие творческой индивидуальности – приоритет современной педагогики.
Разработка проблемы развития творческой индивидуальности приводит отечественных и зарубежных исследователей к мысли о том, что раскрытие творческого потенциала человека, развитие его способностей с учетом индивидуального своеобразия, самобытности должно стать приоритетным направлением образования.
В настоящее время изучение проблемы развития творческой индивидуальности идет по пути рассмотрения ее в контексте конкретной деятельности педагога и ребенка.
Творческая индивидуальность у подростков.
Примерно к пятнадцати годам наступает важный момент в личностном развитии подростка, связанный со становлением дифференцированной и осознанной «Я-концепции», как системы внутренне согласованных представлений о себе.
Особенность данного возраста в том, как утверждают исследователи, что усиливается интерес к творческой деятельности в различных ее вариантах: часто подросток получает удовольствие от самого процесса творчества, а не только от его результата.
Ребенок ищет себя в искусстве и на первых порах бывает склонен подражать направлению, показавшемуся ему близким, или «сливаться» с художественной индивидуальностью какого-либо яркого автора. Происходит попытка заимствовать эстетическую позицию. Вслед за этим у ребенка проявляется «феномен авторства».