Сложная система – это такая система, которая состоит из различных подсистем. Подсистема – это относительно автономная часть системы

Раздел 4. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ЭТИКИ.

Тема 4.1. Общество как сложная и открытая социальная система.

 

План:

1. Системный подход к анализу общества.

2. Общество как сложная социальная система.

3. Общество как открытая система.

1

Существует особый срез философского знания – социальная философия или философия общества. Есть множество наук, изучающих как отдельные сферы общества (экономическая теория, политология, юриспруденция), так и общество как некое целое, то есть как систему (история, социология). Но если история и социология изучают конкретные общества (российское, американское), то социальная философия изучает общество вообще. Социальная философия опирается на те знания об обществе, которые ей дают социальные науки, но она вырабатывает знание особого рода. Социальные философы изучают проблемы взаимодействия общества с природой, человеком (личностью), факторы, формы и модели его развития, строят научно обоснованные прогнозы развития общества в свете существования глобальных проблем, анализируют результаты воздействия техники на бытие человека и общества. Социальная философия тесным образом связана с такими разделами философии как онтология, гносеология, методология, антропологическая философия, аксиология и этика.

Объектом социальной философии является социальное бытие во всем его многообразии: экономическое, социальное, политическое, духовное. Иначе говоря, социальная философия изучает социальную реальность в ее целостности, то есть как систему. В качестве предмета социальной философии выступает деятельность как субстанциальная основа существования человека и общества.

Итак, социальная философия изучает общество как систему. Но что такое общество?

Общество – это результат и условие осуществления деятельности человека. Общество – это итог эволюции материи, в результате которой общество обособилось от природы. Общество – это форма социальной материи.

Главным свойством материи является системность. Поэтому общество можно рассматривать в качестве системы.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов. Системы бывают: открытыми, закрытыми, простыми, сложными, биологическими, техническими, социальными.

Открытая система – это такая система, которая взаимодействует с окружающей его средой. Общество, техника, биологические организмы взаимодействуют с природной окружающей средой. Следовательно, они являются открытыми системами.

Сложная система – это такая система, которая состоит из различных подсистем. Подсистема – это относительно автономная часть системы. 

Общество – это пример сложной системы, поскольку оно состоит из четырех подсистем, или сфер общества. Это: экономическая, социальная, политическая, духовная подсистемы.

Организм человека тоже является сложной подсистемой, поскольку состоит из кровеносно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной и других подсистем. Относительно автомобиля можно сказать, что он тоже является сложной системой. Автомобиль состоит из подсистемы управления, тормозной подсистемы, подсистемы зажигания, топливной подсистемой, трансмиссионной подсистемы и так далее.

Общество - это социальная система, так как является не только результатом, итогом человеческой деятельности и условием ее осуществления, но и включает человека в различные структуры, то есть состоит из людей. Культура, цивилизация тоже являются примерами социальных систем.

Человеческий организм, как и любой биологический организм, является примером биологической системы. Газотурбинные установки, автомобили, компьютерами – примером технических систем.

  Любая система и подсистема состоит из элементов. Элемент – это неделимая часть системы. 

Каждый элемент играет определенную роль. Она называется функцией. Функция – это роль элемента в системе. Например: политическая подсистема общества выполняет функцию управления также, как рулевое колесо и рейка в автомобиле.

В любой системе есть главный элемент. Именно он образует структуру системы и выполняет ее предназначение. Такой элемент называют структурообразующим.

Структурообразующим элементом автомобиля является двигатель: именно на двигатель «заточены» все подсистемы автомобиля. Как известно, основное назначение автомобиля как транспортного средства – обеспечить перемещение человека в пространстве. Машина без двигателя – просто «недвижимое имущество». Роль структурообразующего элемента в организме человека выполняет сердце.

По поводу структурообразующего элемента общества в философской литературе ведутся до сих пор дискуссии. Философы-материалисты (К. Маркс) полагают, что в качестве структурообразующего элемента можно рассматривать материальное производство, то есть производство еды, воды, одежды и других материальных благ. Без еды и воды человек долго не проживет.

Противоположный лагерь образуют философы-идеалисты, считающие, что структурообразующим элементом является такой компонент духовного производства как религия. Важную роль религии в обществе раскрывали М. Вебер, С. Булгаков, А. Солженицын.

Система не просто состоит из элементов. Элементы взаимодействуют друг с другом на различных структурных уровнях. Структура – это иерархически образом организованная взаимосвязь между элементами. Структура отвечает на вопрос: из каких элементов состоит система, как они взаимодействуют друг с другом, обеспечивая ее функционирование.

Таким образом, социальная реальность (общество) имеет системный характер. Поэтому общество нужно рассматривать с точки зрения системного подхода, то есть как сложную и открытую социальную систему.

2

Общество является сложной системой, состоящей из подсистем со своей структурой, структурообразующими элементами и функциями:

1) Экономическая подсистема общества. Структурообразующим элементом этой подсистемы является материальное производство. Материальное производство, в свою очередь, состоит из производительных сил и производственных отношений. К производительным силам относят людей, инструменты, станки, то есть технику. Производственные отношения – это такие отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Материальное производство включает следующие этапоы: собственно производство, распределение, обмен, потребление. Главная функция экономической подсистемы – функция жизнеобеспечения. Еда, вода, одежда жилье обеспечивают жизнь человека и общество в целом. Главная проблема – проблема соотношения безграничных потребностей и ограниченных ресурсов. Эту проблему решает экономическая наука и философия экономики. В научно-философской литературе можно встретить следующие варианты ее решения: переход на альтернативные источники энергии, включая космические полеты с целью расширения ресурсной базы человечества, трансформация антропоцентрической мировоззренческой установки, реализация концепции «нулевого роста» (А. Печчеи), акцент на внутреннее развитие, духовно-нравственное самоограничение (А. Солженицын);

2) Социальная подсистема общества. Главный элемент – социальная общность. Выделяют следующие социальные общности: а ) поселенческие (город, село), б) демографические (возрастные, половые); в) этнические (род, племя, народность, нация); г) классово-стратификационные (класс богатых, бедных, средний класс, страта маргиналов); д) профессионально-образовательные (студенты, преподаватели, инженеры, газовики, нефтяники, водители). Человек одновременно относится к различным социальным общностям и структурам. Например, у человека есть пол (мужской или женский), он достиг определенного возраста (ребенок, взрослый), то есть относится к демографической структуре, является либо сельским, либо городским жителем (поселенческая структура), принадлежит к определенной нации (этническая структура), занимает определенное место в системе общественного производства (преподаватель, работник газовой промышленности). Главная функция социальной подсистемы – функция социального воспроизводства. Главная проблема – проблема достижения социального равенства. Проблему социального равенства решают социология и социальная философия;

3) Политическая подсистема общества. Структурообразующий элемент – политическая власть. В структуру политической подсистемы входят политические потребности, интересы, отношения, институты. Основная функция – управление. Главная проблема – захват и удержание политической власти. Эту проблему призваны решать политология и политическая философия. Доктор философских наук, профессор ВолГУ, специалист по политической философии, политический эксперт А. Л. Стризое выделяет три способа политического управления и удержания политической власти. Это: директивный, трактуемый им как монолог властвующего субъекта, такой способ управления, при котором одни властвуют, а другие только подчиняются; функциональный, при реализации которого властвующий субъект превращается в «диспетчера»: субъект власти рассматривает объект власти как носителя полезных свойств, то есть функционально; коммуникативный, актуализирующий у властного субъекта способности по выстраиванию социальных и межличностных отношений с другими политическими субъектами как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях;

4) Духовной. Структурообразующий элемент – духовное производство. Главная функция – социализация. Главная проблема – соотношение традиций и инноваций. Над данной проблемой «бьются» культурологи и специалисты по истории философии, философии культуры.

Таким образом, общество – это сложное социальное образование, сложная социальная система, состоящее из нескольких сфер, или подсистем, которые в свою очередь, имеют сложную структуру, и в которые включен человек. Каждая сфера общества выполняет определенные функции и пытается решить конкретную проблему. От того, насколько успешна, будет решена та или иная проблема, зависит будущее общества.

Особенностью развития общества на современном этапе является возрастание влияния духовной сферы общества на остальные сферы. Неслучайно поэтому ученые обращают внимание на такие проблемы как вандализация культуры, девальвация (обесценивание) духовных ценностей, нацеленность большинства людей на потребительский образ жизни.

Какая подсистема общества является главной, системообразующей – нет единой точки зрения в философии:

1) К. Маркс и его сторонники утверждали, что материальное производство, а, следовательно, экономическая подсистема социума является главной. Прежде чем заниматься наукой, искусством, как писал Маркс, необходимо питаться и одеваться. А первичные, базовые потребности (А. Маслоу) как раз и удовлетворяет материальное производство. Необходимо отметить, что Маркс не принижал роль духовной подсистемы социума. Он отмечал, что по мере развития общества обратное влияние духовной сферы (науки, искусства, морали) на другие подсистемы общества будет возрастать;

2) Н. Бердяев, М. Вебер полагали, что духовная сфера общества оказывает решающее воздействие на все остальные сферы. Н. Бердяев это доказал с помощью анализа таких феноменов как культура производства, экономическая культура, а М. Вебер в книге «Протестантизм и дух капитализма» раскрыл роль протестантской религии в эволюции капиталистической системы.

3

Общество представляет собой не только сложную социальную систему, но и еще открытую систему, так как взаимодействует с окружающей средой, то есть с природой. 

Единственным источником жизни на Земле – Солнце: не было бы Солнца – не было бы жизни. Планета Земля на очень удачном расстоянии находится от него: если бы находилась дальше, то на Земле было бы очень холодно, а если ближе – то очень жарко. И в том, и в другом случае жизнь на планете Земля была бы невозможна Сторонники эволюционной теории антропогенеза считают, что именно радиоактивное излучение способствовало генной мутации, которая рассматривается в качестве главного фактора антропогенеза. Человечество берет от природы различные ресурсы (газ, нефть), использует энергию воды, солнца, ветра. Кислородом человек дышит тоже благодаря природной среде. Воздействует на природу человек негативным образом: загрязняет воду, почву, воздух. Пытаясь минимизировать негативные последствия своего воздействия, человек осуществляет природоохранные мероприятия: сажает деревья, заносит в Красную книгу исчезающие виды растений, животных, создает заповедные зоны, регулирует охоту и рыболовство, чтобы окончательно не уничтожить то, чем он питается. Однако главный итог взаимодействия общества и природы – появление и обострение экологических проблем, которые уже давно достигли планетарный, глобальный характер.

Главная причина обострения экологической проблемы заключается, выражаясь словами немецкого философа М. Хайдеггера в том, что человек провозгласил себя господином бытия, то есть реализует антропоцентрическую мировоззренческую установку. О том, что такая установка по отношению ко всему обществу носит губительный характер, хорошо, в образной манере, выразился А. И. Солженицын. «Не могут черви бесконечно изгрызать одно и то же яблоко», - с горечью констатировал российский мыслитель.

О негативных последствиях господства потребительского отношения к бытию писали Э. Фромм, Г. Маркузе. Однако философы расходились в том, что должно прийти на смену антропоцентризму и связанному с ним потребительству. Если А. И. Солженицын выступал за ренессанс теоцентризма, то М. Хайдеггер, позиционируя себя в качестве сторонника коэволюционизма, рассматривал человека в качестве пастуха бытия. Не потреблять, а заботиться о природе также, как пастух заботиться о своем стаде, - вот сущность хайдеггеровского императива.

 Таким образом, анализ взаимодействия общества и природы образует основной нерв социальной философии. С одной стороны, общество взаимосвязано с природой, так как является результатом длительной ее эволюции, возникло из нее. Общество функционирует в природной среде. Природа образует окружающую для нее среду. С другой стороны, общество в результате эволюции обособилось от природы, и в этом смысле социальная, рукотоворная реальность противостоит реальности природной, естественной. Поэтому неудивительно, что в социальных науках анализируется воздействие природных факторов на развитие общества, а в некоторых концепциях, например, в концепциях географического детерминизма, пассионарного этногенеза, влияние этого фактора на социум абсолютизируется.

  Подведем итоги. Мы, изучив эту тему, узнали, что общество является системой социальной, так как является результатом и условием человеческой деятельности, состоит из людей. Социальными системами также являются цивилизация и культура. Общество, как и биологические организмы, как и технические устройства, является сложной системой, так как состоит из нескольких подсистем. В свою очередь, каждая подсистема имеет свою сложную структуру, элементы, функции. Поскольку общество - не только результат длительной эволюции природы, в процессе которой оно от него обособилось, но и функционирует в природной среде, общество является открытой системой. Функционирование подсистем общества, его взаимодействие с природой, образует множество проблем глобального характера, решением которых занимается социальная философия, представляющая собой важный срез философского знания

 

Вопросы и задания:

1. Что такое социальная философия? Что она изучает? Что является ее объектом и предметом изучения? С какими науками и разделами философии она связана?

2. Что общего, а что различного в изучении общества со стороны социальной философии, истории, социологии, политологии, экономической теории? Чем социально-философские проблемы отличаются от проблем в исторической науке и в социологии?

3. Дайте определения таким понятиям как «система», «подсистема», «структура», «элемент», «структурообразующий элемент», «функция». Приведите свои примеры этих понятий.

4. Что такое общество? Почему общество является сложной социальной системой?

5. Дайте характеристику экономической подсистеме общества. Как вы лично вписаны в ее структуру?

6. Дайте характеристику социальной подсистеме общества. В какие социальные структуры вы вписаны, к каким социальным общностям относитесь?

7. Что представляет собой политическая подсистема общества? Каким образом вы вписаны в ее структуру?

8. Какие способы захвата и удержания политической власти выделяет А. Л. Стризое? В чем их сущность? Подумайте, какой из этих подходов господствует в современной России. Свою точку зрения обоснуйте.

9. Имеете ли вы отношение к духовной подсистеме общества? Ответ дайте в развернутой форме.

10. Какая подсистема общества с вашей точки зрения является самой важной? Свой ответ аргументируйте.

11. Почему общество является открытой системой? Оцените результаты взаимодействия общества с природой.

12. Как вы относитесь к антропоцентрической установке? Разделяете ли вы мнение некоторых мыслителей об опасном характере ее господства в современном обществе?

13.  Что общего и что различного можно выявить, если сравнивать общество, человеческий организм, техническое устройство?

14. Как общество и природа взаимодействуют друг с другом? Что общего, а что различного между ними?

15. Докажите, что общество является сложной, социальной и открытой системой.

16. Что вы нового узнали из этой лекции? Какой учебный материал был вам уже известен, а какой нет? Что в этой лекции вызвало у вас интерес?

17.  Как вы думаете: легко или сложно будет изучать социальную философию? Какие науки и разделы философии помогут вам ее изучить? Какая социально-философская проблематика, изложенная в этой лекции, привлекла ваше внимание? Ответ аргументируйте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: