Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Роль (значение) события в истории | Участник события |
Битва на реке Калке | __________(А) | Даниил Галицкий |
__________(Б) | Ослабление агрессии крестоносцев | __________(В) |
__________(Г) | Первый шаг к ликвидации независимости Новгородской республики | Иван III |
Жакерия | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Уот Тайлер
2) Александр Невский
3) заключение перемирия в ходе Столетней войны
4) прекращение набегов печенегов
5) Куликовская битва
6) первое столкновение с монголами
7) Гильом Каль
8) Ледовое побоище
9) битва на реке Шелони
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 12. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
|
|
С-1. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?
С-2. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)
Из исторического очерка:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ 10 КЛАСС
ВАРИАНТ 3.
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Убийство Игоря древлянами
2) Основание Новгорода
3) Образование империи Карла Великого
Задание 2. Ниже приведен ряд имен видных государственных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в.
1) А. Д. Меншиков, 2) Г. А. Потемкин, 3) П. И. Шувалов. 4) П. А. Румянцев, 5) Н. Н.Новосильцев 6) Е. Ф. Канкрин.
|
|
Задание 3. Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
А) вира Б) полюдье В) удел Г) вече | 1) доля члена княжеского рода 2) штраф за совершенное преступление 3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви 4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани 5) народное собрание 6) точный размер дани |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 4. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана IV, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) присоединение Астрахани
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) присоединение Новгорода
4) появление книгопечатания в Москве
5) создание стрелецкого войска
6) постройка краснокирпичного Московского Кремля
Задание 5. Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были представителями революционного народничества? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) П. Н. Ткачёв
2) Н. М. Муравьёв
3) М. А. Бакунин
4) В. И. Ульянов
5) П. Л. Лавров
6) П. И. Пестель
Задание 6. Установите соответствие между военными конфликтами и событиями, которые к ним относятся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ | СОБЫТИЯ | |
А) Семилетняя война Б) Русско-турецкая война 1768–1774 гг. В) участие России во второй антифранцузской коалиции Г) Крымская война | 1) сражение при Гросс-Егерсдорфе 2) Чесменское сражение 3) битва при Нови 4) Синопский бой 5) взятие Азова |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Задание 7. Установите соответствие между именами учёных и сферой их деятельности.
УЧЁНЫЕ | СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
A) А. С. Попов Б) П. Л. Чебышёв B) В. Я. Струве Г) П. Н. Яблочков | 1) астрономия 2) физика 3) химия 4) математика 5) радиотехника |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 8. Установите соответствие между именами князей Древней Руси и прозваниями, закрепившимися за ними в истории.
ИМЕНА | ПРОЗВАНИЯ | |
A) Владимир Б) Святополк B) Ярослав Г) Олег | 1) Окаянный 2) Мудрый 3) Красное Солнышко 4) Вещий 5) Тишайший |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 9. Рассмотрите скульптуру и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Изображённый монумент целиком посвящён юбилею крещения Руси. 2) Создание монумента относится к XVIII в. 3) Монумент находится в Великом Новгороде. 4) Автором монумента был скульптор Э. Фальконе. 5) Монумент содержит элементы христианской символики. |
Ответ____
Задание 10. Напишите пропущенное словосочетание.
Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось _______.