Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Преобразование | Век |
Иван IV | Создание стрелецкого войска | __________(A) |
__________(Б) | __________(В) | XI в. |
__________(Г) | Установление уроков и погостов | Х в. |
Иван III | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Вильгельм Завоеватель
2) XVI в.
3) Дмитрий Донской
4) XV в.
5) ограничение крестьянского перехода Юрьевым днём
6) проведение всеобщей поземельной переписи
7) введение патриаршества
8) XIII в.
9) княгиня Ольга
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 12. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
С-1. К какому периоду (веку, века) российской истории относятся события, описываемые в отрывке? Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе
|
|
С-2. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите основные причины Смуты.
Из сочинения историка В. О. Ключевского. «... Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием...Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательства казаков... Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ 10 КЛАСС
ВАРИАНТ 4.
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Основание Киева
2) Первое упоминание о Москве в Летописи
|
|
3) Падение Западной Римской империи
Задание 2. Ниже приведён ряд имён государственных деятелей. Все они, за исключением двух, связаны с историей XIX в.
1) С. Ю. Витте 2) Е. Ф. Канкрин 3) С. С. Уваров 4) И. И. Шувалов 5) М. М. Сперанский 6) А. Д. Меншиков
Задание 3. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ | |
А) часть города, населенная ремесленниками одной специальности Б) часть города в Древнем Новгороде, отграниченная рекой Волхов В) торгово-ремесленная часть города Г) центральная укреплённая часть города | 1) кремль 2) конец 3) сторона 4) слобода 5) посад |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 4. Выберите из списка три события, относящихся к внешней политике России XVII в., и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) «Вечный мир» с Польшей
2) Ям-Запольский мир с Польшей
3) Столбовский мир со Швецией
4) Ништадский мир со Швецией
5) Андрусовское перемирие с Польшей
6) Плюсское перемирие с Швецией
Задание 5. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Александра I? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) подготовка М. М. Сперанским «Введения к уложению государственных законов»
2) создание Негласного комитета
3) введение суда присяжных заседателей
4) Крымская война
5) учреждение Государственной думы
6) участие России в Континентальной блокаде
Задание 6. Установите соответствие между категориями населения в начале XIX в. и их правами, обязанностями.
КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ XIX В. | ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ | |
А) крепостные крестьяне Б) поместные дворяне В) казачество Г) мещане | 1) обязанность охранять границы государства, участвовать в военных действиях 2) право заниматься мелкой торговлей 3) обязанность работать на барщине 4) право получать оброк с крестьян 5) обязанность работать на принадлежащих монастырям землях |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 7. Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ | СОЗДАТЕЛИ | |
A) «Хождение за три моря» Б) икона «Святая Троица» B) «Повесть временных лет» Г) «Поучение детям» | 1) Афанасий Никитин 2) Нестор 3) Андрей Рублёв 4) Владимир Мономах 5) Максим Грек |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 8. Установите соответствие между именами русских царей и событиями, относящимися ко времени их правления. Соответствующие цифры запишите в ответ.
ИМЕНА | СОБЫТИЯ | |
А) Федор Алексеевич Б) Василий Шуйский В) Михаил Романов Г) Иван IV | 1) завершение Смуты 2) восстание Ивана Болотникова 3) отмена местничества 4) битва на реке Калке 5) Ливонская война |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 9. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) это сооружение находится в Москве 2) памятник выстроен в русско-византийском стиле 3) данное здание имеет отношение к военно-морскому флоту 4) архитектор, построивший это здание, — А. Д. Захаров 5) создание этого памятника архитектуры относится ко времени правления Алексея Михайловича |
Ответ____
Задание 10. Напишите пропущенное понятие (термин).
Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ________.
|
|