Введение. Общая характеристика эпохи

 

Возрождение или Ренессанс зародилось в Италии и прошло несколько этапов, оказав при этом огромное влияние на искусство и культуру других западноевропейских стран.

 

Преемственная связь культуры Возрождения с античностью очевидна, её подчёркивали сами итальянские гуманисты. Ренессанс означает возрождение античной культуры. Италия стала очагом ренессансной культуры, особенно ярко она проявилась во Флоренции.

Причины:

· Независимость Италии, от правления феодальной аристократии, третье сословие, состоящее из купцов и ремесленников, захватило власть в свои руки, лишая дворянство избирательных прав. Органом правления во Флоренции стала городская коммуна, т.е. свободные граждане.

· В Италии сохранилось множество античных римских памятников; после нескольких столетий, в течение которых их созерцали равнодушно, интерес к ним колоссально возрос, начали вестись раскопки.

· Складываются благоприятные условия для прогресса. Успехи искусства, науки, и техники, великие географические открытия.

 

Сам термин "Возрождение" тесно связан с термином гуманизма. Гуманизм (лат.humanus человеческий, человечный)

Гуманисты полны веры в безграничные творческие способности человека. Человек свободен и уже сам кует свою судьбу, он становится центром мира. (Среди молодых людей стало модно носить старую одежду, чтобы показать, что они в этой жизни пробиваются не знатностью, богатством или внешностью, а своим талантом и умом). Формируется тип человека предприимчивого, активного, инициативного.

Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств, становятся многие властители. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы.

Но, эпоха была внутренне противоречива. Это идеализированное представление о человеке, а человек, далеко не идеален.

Добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Жажда жизненных ощущений, наслаждений независимо от их морального истолкования, жажда власти и наживы, побуждали некоторых людей действовать, не останавливаясь ни перед чем. Проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.

Широкий диапазон человеческих возможностей выявлялся наглядно, и активность личности была велика, так, что казалось, будто от её волевых усилий зависит всё. Это была историческая иллюзия, сменившая иллюзию рока. Образ самого себя создающего человека-творца, был не столько прямым отражением эпохи, сколько её великой мечтой. Но в искусстве он обрёл живую плоть и кровь.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ЛЕКЦИИ

Стилистика эпохи Возрождения базируется на переплетении христианства (средневековья) и язычества (античности).

 

Принято выделять следующие этапы итальянского Возрождения:

13 век именуется дученто

14-й — Проторенессанс (треченто);

15-й — Раннее Возрождение (кватроченто);

Конец 15 –нач. 16-го — Высокое Возрождение (чинквеченто)

Вторая половина 16 в. - Позднее Возрождение

АРХИТЕКТУРА

Термины, характеризующие архитектуру Возрождения: приветливая, открытая, изящная, простая, ясная, вполне светская по духу.

 

Особенности планировки и формообразования: регулярность, симметрия, сомасштабность человеку, стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Использование золотого сечения.

 

Устремленным ввысь линиям готики, теперь противопоставляются спокойные горизонтальные членения форм зданий новой архитектуры. Кровли становятся плоскими; вместо башен и шпилей часто появляются купола, барабаны, паруса, сдвоенные ордера и др. Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения.

Именно в эту эпоху формообразование получает рациональ-ный, проектный характер. Материальные объекты зарождаются сначала в виде проектов, и лишь затем выполняются в натуре. Для этой эпохи характерно возведение, помимо зданий культового назначения (как правило, центрально-купольных), светских сооружений – домов, дворцов (палаццо) и общественных зданий новых типов: ратуш, складов, больниц, театров. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы.

Архитектура проторенессанса 13 век (дученто).

Устав от необозримых размеров готических храмов, подавляющих человека, художники стали искать форм ясных, упорядоченных и соразмерных человеку. Стали появляться постройки проторенессансного типа, такие как Флорентийский баптистерий (ц. Сан Миньято). Рис. 1

 

Рис. 1 Церковь Сан Миньято (проторенесссанс)
 По конструкции своей они похожи на романские постройки, но у них есть примечательные особенности. Во-первых, в оформлении фасадов использованы детали античного ордера – колонны и пилястры с античными капителями. Во-вторых, стены сплошь облицованы цветными мраморными плитками (поэтому стиль этих зданий называют инкрустационным). Из мрамора на фасаде создаётся крупный геометрический орнамент расчленяющий стену на прямоугольники различной величины в сочетании с кругами и дугами арок. Правда, расположение плиток ни как не связано с конструкцией самого здания. Здесь не столько подлинная архитектурная целесообразность, сколько графический символ целесообразности. «Инкрустационный» стиль как бы предваряет, тот строй ясных и соразмерных человеку форм, которое впоследствии так возлюбило Возрождение.

Рис. 2 Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции 1430 г (кватроченто)
   Позднее, этот приём расчленения стен при помощи геометрических форм, станет характерной чертой архитектуры Возрождения. В более зрелых произведениях он будет подчёркивать конструктивные элементы архитектуры, расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм (Рис.2) Круглые медальоны внутри здания, арочки, колонны, круглые кассеты, всё это придаёт интерьеру особую нарядность и привлекательность. В отличие от арок эпохи средневековья, где цвет стен и потолка были однотонными, в Возрождении вводится контрастное выделение конструктивных элементов.

 

 

Не теряют своей актуальности базиликальные в плане церкви, но меняется их облик. В конце 13 века интерьеры церквей и архитектура в целом становиться более светской по сравнению с мистическим характером готической архитектуры. Интерьеры зданий отличаются ясными формами, простором и большим количеством света. Этот эффект достигается благодаря небольшому количеству опорных столбов и широкими пролётами между ними. Сами столбы становятся тонкими, границы между нефами практически стираются. Помещение церкви приобретает характер парадного светского зала.

Происходит замена средневековых каменных сводов плоским деревянным перекрытием на горизонтальных стропилах  — это позволило сделать опорные столбы более тонкими и расширить пролеты между ними.  Особенно ярко новые веяния выразились в церкви Санта Кроче во Флоренции 1295 г. (Рис. 3)

Рис. 3 Церковь Санта Кроче во Флоренции 1295 г.

Здесь ещё чувствуется влияние готики, но в ясности и рационализме архитектурного языка этого сооружения уже угадывается предвестие стройной легкости просторных интерьеров Брунеллески.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: