Возрождение или Ренессанс зародилось в Италии и прошло несколько этапов, оказав при этом огромное влияние на искусство и культуру других западноевропейских стран.
Преемственная связь культуры Возрождения с античностью очевидна, её подчёркивали сами итальянские гуманисты. Ренессанс означает возрождение античной культуры. Италия стала очагом ренессансной культуры, особенно ярко она проявилась во Флоренции.
Причины:
· Независимость Италии, от правления феодальной аристократии, третье сословие, состоящее из купцов и ремесленников, захватило власть в свои руки, лишая дворянство избирательных прав. Органом правления во Флоренции стала городская коммуна, т.е. свободные граждане.
· В Италии сохранилось множество античных римских памятников; после нескольких столетий, в течение которых их созерцали равнодушно, интерес к ним колоссально возрос, начали вестись раскопки.
· Складываются благоприятные условия для прогресса. Успехи искусства, науки, и техники, великие географические открытия.
|
|
Сам термин "Возрождение" тесно связан с термином гуманизма. Гуманизм (лат.humanus человеческий, человечный)
Гуманисты полны веры в безграничные творческие способности человека. Человек свободен и уже сам кует свою судьбу, он становится центром мира. (Среди молодых людей стало модно носить старую одежду, чтобы показать, что они в этой жизни пробиваются не знатностью, богатством или внешностью, а своим талантом и умом). Формируется тип человека предприимчивого, активного, инициативного.
Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств, становятся многие властители. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы.
Но, эпоха была внутренне противоречива. Это идеализированное представление о человеке, а человек, далеко не идеален.
Добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Жажда жизненных ощущений, наслаждений независимо от их морального истолкования, жажда власти и наживы, побуждали некоторых людей действовать, не останавливаясь ни перед чем. Проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.
Широкий диапазон человеческих возможностей выявлялся наглядно, и активность личности была велика, так, что казалось, будто от её волевых усилий зависит всё. Это была историческая иллюзия, сменившая иллюзию рока. Образ самого себя создающего человека-творца, был не столько прямым отражением эпохи, сколько её великой мечтой. Но в искусстве он обрёл живую плоть и кровь.
|
|
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ЛЕКЦИИ
Стилистика эпохи Возрождения базируется на переплетении христианства (средневековья) и язычества (античности).
Принято выделять следующие этапы итальянского Возрождения:
13 век именуется дученто
14-й — Проторенессанс (треченто);
15-й — Раннее Возрождение (кватроченто);
Конец 15 –нач. 16-го — Высокое Возрождение (чинквеченто)
Вторая половина 16 в. - Позднее Возрождение
АРХИТЕКТУРА
Термины, характеризующие архитектуру Возрождения: приветливая, открытая, изящная, простая, ясная, вполне светская по духу.
Особенности планировки и формообразования: регулярность, симметрия, сомасштабность человеку, стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Использование золотого сечения.
Устремленным ввысь линиям готики, теперь противопоставляются спокойные горизонтальные членения форм зданий новой архитектуры. Кровли становятся плоскими; вместо башен и шпилей часто появляются купола, барабаны, паруса, сдвоенные ордера и др. Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения.
Именно в эту эпоху формообразование получает рациональ-ный, проектный характер. Материальные объекты зарождаются сначала в виде проектов, и лишь затем выполняются в натуре. Для этой эпохи характерно возведение, помимо зданий культового назначения (как правило, центрально-купольных), светских сооружений – домов, дворцов (палаццо) и общественных зданий новых типов: ратуш, складов, больниц, театров. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы.
Архитектура проторенессанса 13 век (дученто).
Устав от необозримых размеров готических храмов, подавляющих человека, художники стали искать форм ясных, упорядоченных и соразмерных человеку. Стали появляться постройки проторенессансного типа, такие как Флорентийский баптистерий (ц. Сан Миньято). Рис. 1
Рис. 1 Церковь Сан Миньято (проторенесссанс) |
Рис. 2 Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции 1430 г (кватроченто) |
Не теряют своей актуальности базиликальные в плане церкви, но меняется их облик. В конце 13 века интерьеры церквей и архитектура в целом становиться более светской по сравнению с мистическим характером готической архитектуры. Интерьеры зданий отличаются ясными формами, простором и большим количеством света. Этот эффект достигается благодаря небольшому количеству опорных столбов и широкими пролётами между ними. Сами столбы становятся тонкими, границы между нефами практически стираются. Помещение церкви приобретает характер парадного светского зала.
|
|
Происходит замена средневековых каменных сводов плоским деревянным перекрытием на горизонтальных стропилах — это позволило сделать опорные столбы более тонкими и расширить пролеты между ними. Особенно ярко новые веяния выразились в церкви Санта Кроче во Флоренции 1295 г. (Рис. 3)
Рис. 3 Церковь Санта Кроче во Флоренции 1295 г.
Здесь ещё чувствуется влияние готики, но в ясности и рационализме архитектурного языка этого сооружения уже угадывается предвестие стройной легкости просторных интерьеров Брунеллески.