Космическое путешествие
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Мягко направляйте действия ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Необитаемый остров
Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки. Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт. Рассматривайте самые необычные версии, например: «Дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который можно использовать вместо постели и т.п.». Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят. Как можно выбраться с острова. Играя, ребенок учится фантазировать, создавать модели различных ситуаций и искать пути решения проблем.
|
|
Когда я был...
Вы начинаете фразу — ребенок должен ее продолжить. Суть игры состоит в том, что ваши фразы описывают нестандартные ситуации, например: «Когда я был маленьким, как муравей...... Малыш должен придумать, что же с ним происходило: «... я дружил с божьей коровкой» или: «я пил росу с листьев деревьев». «Когда я был высоким, как жираф...» — «...я доставал звезды с неба», «видел, что происходит в другом городе» и т.д.
Что ты можешь сказать?
Выберите какой-либо объект и предложите ребенку составить подробный рассказ об этом предмете, по очереди описывая то или иное его свойство. Проигрывает тот, чья фантазия иссякла. Например: дерево.
— Оно растет.
— На дереве есть ветви и листья.
— У дерева есть корни.
— Осенью с дерева облетают листья.
— В дереве можно сделать дупло.
— На дерево садятся птицы.
— Дерево можно спилить или срубить.
— Под деревом — тень.
— Дерево может притянуть молнию.
— Весной на дереве набухают почки.
— Птицы на дереве вьют гнездо и т.д.
Придумай слово
Предложите ребенку придумать слово, которого нет в русском языке и объяснить, что оно обозначает. Приведите в пример ставшую знаменитой фразу русского ученого — академика Льва Владимировича Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Подумайте, о ком может идти речь в этом предложении. Потренируйтесь в составлении рассказов, состоящих из таких фраз. Обратите внимание ребенка на то, что, несмотря на использование в предложении несуществующих слов, смысл его вполне понятен. Приведите пример, подобрав слова, известные малышу: злая собака сильно укусила козла, и гоняет козленка и т.п.
|
|
Что было бы, если...
Предложите ребенку подумать, что могло бы произойти в случае той или иной нестандартной ситуации:
— Что было бы, если бы всегда было утро?
— Никогда не было дождя?
— Все дома были бы одноэтажными.
— Все животные были бы хищниками. И т.д.
Игры для развития памяти и внимания у детей 6-7 лет
Мы ходили в зоопарк
Эту игру можно проводить с группой детей. Первый игрок: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Посмотри и запомни
На листе бумаги в разных местах нарисуйте или наклейте изображения животных. Покажите лист ребенку на 10 секунд. После этого уберите рисунки и предложите малышу воспроизвести их схематично на другом листе бумаги. Обратите внимание ребенка на то, что все животные должны находиться на своих местах.
Послушай и запомни
Подберите 5 пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель - диван. Предложите ребенку прослушать их 2 раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово. Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
Вспомни, как было
Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности. Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради и т.д.».
Запомни и нарисуй
Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.
Другой вариант игры: покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.
Я тоже
Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.
Пример рассказа:
— Однажды девочка Лена пошла на речку.
— Я тоже.
— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.
— Я тоже.
— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.
…
— Подошли они к реке.
— Я тоже.
— Вдруг темная туча заслонила солнце.
…
— загремел гром.
— Застучали капли дождя.
…
— Девочка спряталась под тентом.
— Я тоже.
— А собака залезла в кусты.
— Я тоже.
— Вскоре дождь кончился.
…
— Девочка искупалась в реке.
— Я тоже.
— Подозвала собаку.
— Я тоже.
— И они побежали домой.
— Я тоже.
Кольца
Нарисуйте несколько рядов колец с разрывами в разных местах. Предложите ребенку найти и зачеркнуть кольца с разрывами в определенном месте, например: «Зачеркни, пожалуйста, кольца с разрывом справа красным карандашом, а кольца с разрывом внизу — синим».
|
|
Раскрась овощи
Нарисуйте контуры разных овощей (фруктов, цветов, животных). Предложите ребенку раскрасить все овощи в соответствии с восстановленными в памяти оригиналами.