Фермы. Фермы Бетанкура. Историческая справка

(по материалам научной студенческой конференции)

В 1817 году Августину де Бетанкуру, испанцу инженеру и градостроителю, Александр I поручает ответственную задачу – создание в Москве конногвардейского экзерциргауза у Кремля. Возведенное по его проекту здание стало не только памятником архитектуры, но и шедевром инженерной мысли. Уникальная конструкция кровли наглядно свидетельствовала, насколько Москва опередила Западную Европу в строительстве деревянных конструкций.

Московский Манеж – экзерциргауз, как тогда его называли по-немецки, был построен в 1817 году в ознаменование 5-й годовщины победы русских войск над Наполеоном. Пожар во время Отечественной войны 1812 года принес много разрушений, и император Александр I принял решение перенести царский двор на целый год в Москву, чтобы своим присутствием ускорить и активизировать восстановительные работы в первопрестольной столице. К приезду царя для проведения воинского парада было решено построить специальное помещение, в котором мог бы развернуться целый полк солдат. Мода на величественные сооружения, в которых целые полки обучались бы искусству верховой езды, пришла в Россию из Германии. Экзерциргаузы служили помещением для продолжения обучения солдат в зимний период. Из немецкого языка пришло и название – экзерциргауз. Впоследствии это слово было заменено более простым и изящным по звучанию, французским – «манеж». К началу XIX века в России, славящейся долгими и суровыми зимами, было уже построено несколько экзерциргаузов, но почти все они находились в Петербурге.

Александр Iизбрал для строительства манежа место вблизи Боровицкого моста. Московский военный генерал-губернатор А.П.Тормасов, в ведении которого находилась постройка здания, предложил 9 декабря 1816 года осмотреть это место инженеру генерал-майору Л.Л.Карбонье, главному инспектору Совета путей сообщения. С этой целью последний был откоман­дирован в Москву, и именно ему было поручено ру­ководство всеми земляными работами, предшествующими строительству, и предписывалось «сочинить план и фасад предполагае­мому экзерциргаузу такой обширности, чтоб в нем целый комплектный батальон мог свободно маршировать». Вскоре Л.Л.Карбонье закончил составление плана и сметы подготовительных работ, и в апреле 1817 года был откомандирован обратно в Петербург для личного представления всех чертежей на вы­сочайшее утверждение.

Проект Манежа, подготовленный Бетанкуром

Бетанкур представил проект здания с размерами внутри стен 166,1 х 44,7 метров. Он предложил исключительно оригинальное решение по постройке перекрытия, составленного из деревянных стропильных ферм. Манеж не должен был иметь ни одной внутренней колонны, фермы длиной по 44,86 метров должны были перекрывать все пространство. Для того времени такое инженерное решение было уникальным.

 Возведение здания было возложено на гене­рала Карбонье и производилось особым шта­том инженеров и архитекторов, ему подведомствен­ных. Главным архитектором строи­тельства был Ламони. С начала постройки в штате со­стоял инженер-поручик А.Я.Кашперов, кото­рый сыграл большую роль и в дальнейшей исто­рии здания. Фактически основная работа велась им, так как и А.Бетанкур, и Л.Карбонье находились в Петербурге и руководили строительством при помощи переписки. Правда, для наблюдения за работами Бетанкур несколько раз приезжал в Москву. Заготовление материалов к предстоящему строительству экзерциргауза началось с марта 1817 года. В мае начали рыть рвы под фундаменты. Но пол­ным ходом работы пошли лишь после оконча­тельного утверждения проекта и сметы постройки, 10 июня.

Особенно много затруднений встретилось при заготовлении сухого, длин­ного и толстомерного лесного материала для стропил, однако в столь короткий срок их все же не смогли заготовить в нужном количестве. Это вынудило Карбонье не­сколько изменить конструкцию стропиль­ных ферм, о чем упомянул в своей монографии Августин де Бетанкур, ошибочно приписывающий именно этому об­стоятельству случившиеся позднее повреждения в стропилах.

Одновременно с лесным материалом шла за­готовка железных и чугунных частей для стро­пил, которые были заказаны на основании лич­ного договора Бетанкура с заводом Шепелевых.

К началу осени 1817 года строительство уже подходи­ло к концу. В октябре производились кровельные работы, а в ноябре устраивался парапет на кры­ше, шло остекление окон. Первый этап строительства продолжался 6 месяцев и осуществлялся под непосредственным наблюдением Августина де Бетанкура. 30 ноября 1817 года Московский Манеж был открыт.

 

Московский Манеж 150 лет назад

 

Площадь построенного Манежа составила около 7,5 тысяч кв. метров и вмещала более 2-х тысяч человек. По словам современников, зданию Манежа «в огромности, в архитектуре и конструкции кровли точно нет в Европе подобного». Особенно отмечали необычное сочетание дерева и металла, что придавало всей конструкции прочность и простоту. Бетанкур разработал специальные крепежные элементы, благодаря которым две детали из дерева не соприкасались между собой. Нововведение заключалось в том, что на конце каждой стропильной фермы был использован наконечник из отбеленного железа, что препятствовало прямому втиранию древесины в другие части поддерживающей балки. Бетанкур воспользовался своим же опытом строительства Каменноостровского моста через Малую Невку в Санкт-Петербурге, где соединил семь крупных арок из дерева похожими элементами, и за что в 1811 году получил в подарок от Императора Александра I табакерку с алмазами.

При постройке Манежа Августин де Бетанкур старался исключить все возможные риски, которые могли возникнуть в будущем, например, крыша здания была специально спроектирована под асимметричную нагрузку, так как слой снега зимой мог быть неодинаковым на теневой и солнечной сторонах.

К сожалению, окончательная отделка здания, отложенная до лета 1818 года, так и не была осуществлена, потому что в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Бетанкур в письме Александру I из Ниж­него Новгорода от 2 августа старался доказать, что беда случилась потому, что в спешке, за не­достатком длинных бревен, генералу Карбонье пришлось несколько видоизменить начальную конструкцию в стропилах. Первоначальная конструкция имела 7 стоек, а измененная - 9. Однако причина лежала не столько в поспешности и упу­щениях при постройке, сколько в неточности некоторых расчетов. Прежде всего, пролеты между стропильными фермами оказались слиш­ком большими, поэтому при перестройке кровли Бетанкуру пришлось уве­личить количество стропил и вместо 30 первоначальных поставить 45, чем он приблизился к проекту Карбонье, а также уменьшить расстояние между ними с 18 до 12 футов. Кроме того, позже выяснилось, что «стропильные брусья в пятах своих не имели надлежаще­го прочного упора на стены при концах нижних двойных связей», почему пришлось их удлинить для более прочного «утверждения на стенах».

Окончательная реконструкция кровли была закончена в мае 1824 года, уже после смерти Августина де Бетанкура. Исполнителем работ оставался инженер Кашперов. За «способности и старание» Александр I согласился наградить Кашперова орденом Святого Владимира 4-й степени, «но не прежде, как по прошествии года, когда и временем оправдается прочность стропил экзерциргауза». Кашперов получил орден только в августе 1826 года.

Постройка и переделка здания с 1817 по 1825 годы обошлась российской казне в 1 204 693 рубля. Уже после смерти Александра I, в январе 1827 года Манеж был передан в ве­дение Кремлевской экспедиции и в таком виде сохранился до середины XX века.

В 1992 году началась реконструкция Манежной площади, которая, согласно планам московского правительства, должна была завершиться полной реконструкцией и самого Московского Манежа. Однако в 2004-м случился «загадочный» пожар, почти полностью уничтоживший творение Бетанкура. Неподвластными безжалостному огню оказались лишь уникальные стены конструкции испанского инженера. К счастью, в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге сохранилась точная модель, выполненная из дерева в масштабе (152 х 45 х 68 см).

Общественный градостроительный совет при мэре Москвы решил воссоздать исторический облик здания, и 18 апреля 2005 года, ровно через 400 дней после страшного пожара, восстановленный Манеж снова распахнул свои двери перед посетителями. Больше чем за год работы строителям удалось воссоздать инженерно-архитектурное строение практически в первоначальном виде. В частности, уникальная крыша восстановлена по проекту автора – архитектора и инженера Августина де Бетанкура. Все 45 деревянных стропильных ферм, построенные по проекту Августина де Бетанкура, открыты для обзора.

Манеж воссоздан в соответствии с историческими параметрами здания, все элементы, уничтоженные пожаром, сохранили свою геометрию и местоположение. Новые клеенодеревянные фермы по своим параметрам в точности повторяют уникальные фермы Бетанкура – шедевра инженерной мысли. Только теперь они покрыты специальным составом, который, не меняя цвет и текстуру поверхности, обеспечивает био- и огнезащиту». Более того, 1400 ламп освещают их - красоту должны видеть все.

Московский Манеж стал величественным памятником русскому народу в его победах в освободительных войнах, символизируя собой могущество России.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: