Ноктюрн фа минор ор. 55 №1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА___беседы о музыке_________________________

преподаватель: ____Свидрова И.Б_____________________

_____________эстетическое________(отделение)

_1, 2 гр 2 класс_________________(группа, класс)

__13.05-14.05____(дата урока по расписанию)

Устный материал:

Тема урока: Ф.Шопен. Прелюдии. Этюды. Ноктюрны. (продолжение темы)

 

   Прелюдия (лат. praeludo — играю предварительно) — небольшая инструментальная пьеса, которая могла быть самостоятельной, но значительно чаще сочинялась как элемент цикла (Прелюдия и фуга или в составе сюиты). Такая трактовка жанра сохранялась на протяжении XVI — XVIII веков. И.С. Бах в каждом из двух томов «Хорошо темперированного клавира» создал по 24 прелюдии и фуги во всех тональностях.

В XIX веке, благодаря Ф. Шопену, жанр получил новую трактовку. Прелюдия становится законченной миниатюрой, которая кратко, но очень глубоко воплощает то или иное содержание.

Всего Ф. Шопен создал 27 прелюдий (цикл 24 прелюдии и 3 отдельные пьесы).

Цикл из 24 прелюдий (1839)

Представлены все тональности.

Каждая прелюдия воссоздаёт один образ — лирический, драматический или трагический.

Прелюдия ля мажор №7

Прелюдия очень миниатюрна (всего 16 тактов). В музыке господствует светлое настроение. Это изящная, грациозная пьеса, своим танцевальным ритмом напоминающая мазурку:

https://www.youtube.com/watch?v=cJJqs2n3kHg

 

 

   Этюд (франц. etude — изучение) — в музыке это пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на инструменте.

В XIX веке в связи с развитием концертно-виртуозного фортепианного стиля появилось множество этюдов таких авторов, как К. Черни, М. Клементи, И. Крамер, И. Мошелес.

Ф. Шопен и Ф. Лист представили новую трактовку жанра этюда как эффектной концертной пьесы с глубоким художественным содержанием.

Всего Шопеном создано 27 этюдов.

Этюд до минор ор. 10 №12

Этюд стал откликом композитора на поражение восстания 1830 года в Польше, поэтому получил название «Революционный»

Бурные пассажи левой руки передают боль и эмоции, которые охватили композитора. Выразительные пунктирные реплики в правой руке выражают то гневный протест против несправедливости, то тревогу и страдание. Вместе с тем этюд решает и техническую задачу — совершенствование навыка исполнения быстрых пассажей левой рукой:

 

https://www.youtube.com/watch?v=i8X0kGpJE8E

hhttpshttps://www.youtube.com/watch?v=i8X0kGpJE8E://vk.com/https://www.youtube.com/watch?v=i8X0kGpJE8Evideo11645262_456239215ttps://vk.com/videohhttps://vk.com/video1164

   Ноктюрн (фр. nocturne, итал. — notturno, нем. — nocturne, от латинского — nocturnes) — ночная песнь.

Композиторы-классики, в том числе Й. Гайдн и В.А. Моцарт, писали ноктюрны, которые исполнялись в ночное время ансамблем духовых или струнных инструментов.

В XIX веке возник романтический вариант трактовки ноктюрна. Это небольшая лирическая пьеса для фортепиано. Первым их начал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Фильд. Особенность ноктюрна — приоритет мелодии (в правой руке) над мягким аккомпанементом (в левой руке).

Ф. Шопен — автор 21 ноктюрна. Наряду с традиционной лирической трактовкой композитор создал ноктюрны-драмы и ноктюрны-монологи.

Ноктюрн фа минор ор. 55 №1

Пример лирико-драматической трактовки жанра.

 Основная тема сосредоточенная, задумчивая; неторопливая мелодия звучит на фоне мерно пульсирующего аккомпанемента, отдалённо напоминающего марш:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14020525949176226205&text=шопен+ноктюрн+фа+минор

Письменный материал: 1. записать в рабочую тетрадь название темы, описание прелюдии, этюда и ноктюрна (кратко);

 

2. выполнить тест №8 - Фридерик Шопен

 

 

 

Источники: Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран.

Интернет-ресурсы : www.musica.ru

 

Задание общее для 1 и 2 гр: 1.учить устный материал урока;

 

2.слушать Прелюдию Ля мажор, Этюд до минор «Революционный», Ноктюрн фа минор.

 

3.выполнить тест по Шопену №8

4.подготовиться к контрольному уроку:

1.прослушать музыкальные фрагменты из произведений, изученных в этом учебном году (Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт и Шопен (смотрите списки в рабочей тетради)

2. повторить устный материал по творчеству Шуберта и Шопена (смотрите маршрутные листы)

 

ВНИМАНИЕ! ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: