Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм

Тема. Методика работы над орфографической зоркостью

 

Цель: расширить представление студентов о работе над орфографической зоркостью.

Задачи: уточнить понятие «орфографическая зоркость», раскрыть этапы её формирования и приемы работы над ней.

 

План

1. Понятие орфографической зоркости. Основы её формирования.  

2. Этапы работы над орфографической зоркостью.

3. Основные приемы работы над орфографической зоркостью. 

1.

Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы. Наличие орфографической зоркости предполагает поиск и определение орфограммы в момент письма. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать уже допущенные собственные и чужие ошибки.  

По мнению психологов и методистов, орфографическая слепота, неумение обнаруживать ошибкоопасные места – одна из главных причин орфографических ошибок. Если учащиеся не замечают мест, где нужно применять правила, то естественно и не обращаются к ним и пишут наугад.

Когда нужно начинать работу над орфографической зоркостью: до или после изучения орфографических правил?

По-разному.

В одних случаях целесообразно сообщить правило, и на основе указанных в правиле опознавательных признаков орфограмм тренировать и в обнаружении орфограммы и в выборе нужного знака.

Но для некоторых орфограмм, правила для проверки которых изучается только в 3-4 классах, работу над орфографической зоркостью нужно начинать гораздо раньше. (К таким орфограммам относятся безударные гласные в корне, окончании, суффиксе, парные звонкие и глухие согласные и др.)  Учить обнаруживать такие орфограммы нужно гораздо раньше: еще в период обучения грамоте. Потому школьники сна­чала должны узнать об «опасных» при письме местах, научиться их находить в словах, а потом приступить к знакомству с орфографическими правилами для написания знаком на «опасных местах».

 

2.

Система работы по формированию орфографической зоркости должна протекать в несколько этапов.

1 этап – знакомство с признаками «опасных мест» в предложении: заглавная буква, точка, пробелы между словами; умение обнаруживать эти «опасные места» и писать по правилу (схематически, в буквенной записи).  

2 этап – знакомство с опасными местами в слове: «опасные гласные», к которым относятся  безударные звуки а и и, парные согласные на конце слова и перед другим согласным. Возможет вариант: «опасные места» - где написание не совпадает с произношением (узкое понимание),  

3 этап – тренировочные упражнения, направленные на обнаружение «опасных мест» в предложении и слове.

Рассмотрим подробнее работу на 2 и 3 этапах.    

Знакомство с «опасными местами» у гласных    (Кузьменко, НШ, 1992, 9-10)

Основой для знакомства является наблюдение за звучанием и написанием слов, в которых один и тот же гласный звук может обозначаться разными буквами.

Чтобы познакомить детей с понятием «опасное место», предложим им понаблюдать за словами «сосна» и «насос».

Просим их произнести и послушать каждое слово, найти в нем ударный слог, назвать безударные гласные в каждом слове. Эти звуки одинаковы. Обозначим их одним звуковым значком. Далее просим детей посмотреть, как написаны эти слова. 

Наблюдая, дети обнаруживают, что этот звук обозначен разными буквами.

          А

А

           О

Делается вывод: Гласному звуку А нельзя доверять, он может посылать на работу разные буквы, установить, какую из них нужно выбрать, мы пока не можем. Этот безударный гласный - «опасное место». Аналогично дети знакомятся с опасным местом на месте звук И.

Когда умение обнаруживать орфограммы гласных начнет склады­ваться, нужно провести аналогичную работу с парными по глухости-звон­кости согласными. До этого момента должны быть изучены буквы для обозначения нескольких пар.

Работа над «опасными местами» согласных – самостоятельно по методическому пособию М.С. Соловейчик «Обучение грамоте» (сайт «Гармония»).

Для развития орфографической зоркости проводятся две группы упражнений.

1 группа упражнений – упражнения при восприятии материала на слух.

2 группа - упражнения при зрительном восприятии текста.

Самостоятельно!

Упражнения при восприятии материала на слух.

1. Определить, есть ли   опасные места в произнесенном слове.

Игры: Найди «опасное место».

- Я буду произносить слово, а вы хлопните, как только услышите звук, которому нельзя доверять.

 - «Светофор». Покажите красный сигнал светофора, как только найдете опасное место.

 - «Зажги маячок». Под схемы-модели кладутся красные кружочки под «опасными» местами Как будете находить «опасные» места?

2. Фонетико-орфографический разбор: дорожка

- составление звуковой схемы слова из карточек-фишек; в ней на месте тех мест, которые опасны при письме кладутся красные кружочки;

- схема чертится карандашом, тогда опасные места помечаются ручкой точками.

3. Печатание отдельных слов с пропусками «опасных мест» по следам фонетико-орфографического разбора. 

Составляется звуковая схема, выясняются опасные места. (Звук безударный, это опасное место, обозначить буквой не могу, оставляю пропуск.)

Такое письмо включает три такта: сначала строится схема-модель, затем в схеме-модели находится опасное место, а затем неопасные места обозначаются буквами, на месте опасного места оставляется пропуск.

Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм.

В цветах блестели капельки росы.

1) Вы читаете предложение орфоэпически.

2) дети записывают его схематически (черточками), подчеркивают опасные места (раздельное написание слов и большая буква);

3) Диктуют себе снова и записывают каждое слово предложения слоговыми дугами под черточками);

4) Еще раз произносят по схеме, чтобы поставить ударение и отметить опасные места.

5) Предложение читается еще раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети, слушая и следя по модели, вписывают в дугу нужную букву.

6) Под орфографическую самодиктовку дети записывают предложение и отмечают опасные места.

7) Под чтение учителя дети проверяют, читая по слогам и помогая себе карандашом.

Упражнения при зрительном восприятии текста.

1. Нахождение «опасных» мест в написанном тексте.

2. Два вида чтения опасного слова: как написано и как говорится; наблюдения за сходством и различием написания и произношения.

3. Списывание по специальной схеме

- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

- Выдели орфограммы (опасные места) в списываемом тексте.

- Прочитай предложение так, как оно пишется.

- Повтори предложение (не глядя в текст) так, как будешь себе диктовать.

- Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

- Проверь написанное.

Соловейчик, Кузьменко. Методические рекомендации, 1 класс. С.58-63.

 

Литература

1. Жедек П.С., Репкин В.В. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии //Обучение орфографии в восьмилетней школе./Ред.-сост. М.М. Разумовская. – М.: 1974

2. Кобызев А.И., Е.М. Заморзаева. Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости. //Обучение орфографии в восьмилетней школе./Ред.-сост. М.М. Разумовская. – М.: 1974.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. //Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: 1993 и послед. С. 136–145.

4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1.– Изд. 3-е, дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Тетрадь-задачник 1 к учебнику русского языка для четырехлетней начальной школы в 2 частях. – Изд. 3-е, дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004.

6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. – Изд. 3-е, дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: