Структура индивидуального занятия

(используется по мере усвоения учебного стереотипа)

1) Первая часть (вводная) - введение в си­туацию занятия.

Позволяет ребенку на­строиться на занятие, способствует вызыванию у ребен­ка ориентировки на взрослого, его голос, ин­струкции; постепенному усвоению простых требований и т.п.

Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и др.

Время, отводимое на ввод­ную часть, непродолжительное - около 10-15% времени занятия. Как правило, в качестве пер­вого предлагается интересное и довольно простое задание (для которого ребенку не нужна помощь специалиста).

2) Вторая часть (основная) - решение задач основных линий развитияс акцентом на раз­витие познавательной, предметно-игровой деятельности.

Эта часть самая большая: 50-60% времени занятия.

Чтобы не перегру­зить ребенка, удержать его внимание, интерес к предложенным заданиям и работоспособ­ность, предлагаемые игры чередуются; вни­мание переключается с одного вида деятель­ности на другой. При этом более сложные за­дания проводятся в начале занятия (после вводного игрового задания).

Между двумя- четырьмя игровыми познавательными зада­ниями необходимо предложить ребенку простое задание. Выбор его определяется ин­дивидуально: для подвижного ребенка, ко­торому трудно сидеть за столом, это может быть задание на полу; для пассивного ребен­ка, устающего от необходимости выполнять задания по инструкции и отвечать на вопро­сы специалиста, - невербальное задание: прикрепить наклейки на страницу, найти в бан­ке с крупой стеклянные шарики и пр.

3) Третья часть (заключительная) - поддер­жание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков.

Как правило, эти задачи решаются при выполнении заданий по продуктивным ви­дам деятельности, а также по игровому виду.

В завершение подводится итог. Взрослый по­могает вспомнить ключевые и эмоциональные моменты занятия (например, для ребенка с недостаточным уровнем речевого развития и формальным отношением к занятию можно предложить выложить задания в ряд, чтобы вспомнить, что делали сначала, а что потом), убрать игрушки на свои места.

Заключитель­ная часть -10-15% времени занятия.

Таким образом, структурированное, зара­нее продуманное индивидуальное занятие согласно описанным требованиям способ­ствует эффективной коррекционно-педаго­гической помощи детям с РАС.

Стереотип коррекционно-педагогического занятия счи­тается сформированным, если ребенок:

• охотно приходит на занятие;

• не прерывается во время занятия (не убе­гает, не отказывается от игровых действий и др.);

• выполняет предложенные задания и мо­жет принимать помощь взрослого (согла­шается на совместную деятельность);

• соглашается на некоторые изменения привычного задания;

• выделяет начало и окончание задания;

• может сделать выбор из двух предло­женных вариантов;

• выполняет простые инструкции в при­вычных заданиях;

• хотя бы кратковременно смотрит в лицо взрослому (в том числе в ситуациях, когда взрослый использует специальные приемы для привлечения внимания, например, подносит к своему лицу предмет или картинку, ис­пользуемые в задании).

Постепенно, по мере того как ребенок привыкает к занятиям, охотнее выполняет но­вые задания, количество заданий может воз­расти до пяти-шести или остаться прежним - два-три, но в этом случае увеличивается сложность заданий, а соответственно и вре­мя их выполнения.

Конечной целью посещения ДОО ребенком с РАС является обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей деятельности (организованной взрос­лым или свободной), а в дальнейшем, социализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: