(используется по мере усвоения учебного стереотипа)
1) Первая часть (вводная) - введение в ситуацию занятия.
Позволяет ребенку настроиться на занятие, способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, его голос, инструкции; постепенному усвоению простых требований и т.п.
Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и др.
Время, отводимое на вводную часть, непродолжительное - около 10-15% времени занятия. Как правило, в качестве первого предлагается интересное и довольно простое задание (для которого ребенку не нужна помощь специалиста).
2) Вторая часть (основная) - решение задач основных линий развитияс акцентом на развитие познавательной, предметно-игровой деятельности.
Эта часть самая большая: 50-60% времени занятия.
Чтобы не перегрузить ребенка, удержать его внимание, интерес к предложенным заданиям и работоспособность, предлагаемые игры чередуются; внимание переключается с одного вида деятельности на другой. При этом более сложные задания проводятся в начале занятия (после вводного игрового задания).
|
|
Между двумя- четырьмя игровыми познавательными заданиями необходимо предложить ребенку простое задание. Выбор его определяется индивидуально: для подвижного ребенка, которому трудно сидеть за столом, это может быть задание на полу; для пассивного ребенка, устающего от необходимости выполнять задания по инструкции и отвечать на вопросы специалиста, - невербальное задание: прикрепить наклейки на страницу, найти в банке с крупой стеклянные шарики и пр.
3) Третья часть (заключительная) - поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков.
Как правило, эти задачи решаются при выполнении заданий по продуктивным видам деятельности, а также по игровому виду.
В завершение подводится итог. Взрослый помогает вспомнить ключевые и эмоциональные моменты занятия (например, для ребенка с недостаточным уровнем речевого развития и формальным отношением к занятию можно предложить выложить задания в ряд, чтобы вспомнить, что делали сначала, а что потом), убрать игрушки на свои места.
Заключительная часть -10-15% времени занятия.
Таким образом, структурированное, заранее продуманное индивидуальное занятие согласно описанным требованиям способствует эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с РАС.
Стереотип коррекционно-педагогического занятия считается сформированным, если ребенок:
• охотно приходит на занятие;
• не прерывается во время занятия (не убегает, не отказывается от игровых действий и др.);
|
|
• выполняет предложенные задания и может принимать помощь взрослого (соглашается на совместную деятельность);
• соглашается на некоторые изменения привычного задания;
• выделяет начало и окончание задания;
• может сделать выбор из двух предложенных вариантов;
• выполняет простые инструкции в привычных заданиях;
• хотя бы кратковременно смотрит в лицо взрослому (в том числе в ситуациях, когда взрослый использует специальные приемы для привлечения внимания, например, подносит к своему лицу предмет или картинку, используемые в задании).
Постепенно, по мере того как ребенок привыкает к занятиям, охотнее выполняет новые задания, количество заданий может возрасти до пяти-шести или остаться прежним - два-три, но в этом случае увеличивается сложность заданий, а соответственно и время их выполнения.
Конечной целью посещения ДОО ребенком с РАС является обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей деятельности (организованной взрослым или свободной), а в дальнейшем, социализации.