Синергия: итоговая сумма всех навыков

Излучайте любовь

Скотт Пек писал:

Желание любить – еще не любовь… Любовь есть акт воли – намерение, претворенное в действие. Воля всегда подразумевает выбор. Нас никто не принуждает любить. Мы сами выбираем любовь. Если нам хочется любить, но мы не любим, то это потому, что мы не сделали сознательный выбор в пользу любви. В этом случае любви нет – невзирая на все наши добрые намерения.

 

Кнопка «пауза» (остановитесь, подумайте и выбирайте)

Нам нужно иметь кнопку «пауза», что помогало бы остановиться в промежутке между тем, что происходит с нами, и тем, как мы реагируем на происходящее, после чего выбрать наилучший вариант поведения.

Мы имеем такую способность. Привычку делать паузу и выбирать более мудрую реакцию можно внедрить и в семейную культуру.

 

У меня есть друг, который, пользуясь своими человеческими дарованиями, делает проактивный выбор в пользу любви. Возвращаясь домой с работы, он какое-то время сидит в машине перед домом и нажимает на кнопку «пауза». Он в буквальном смысле ставит на «паузу» всю свою жизнь: осмысляет ее, думает о своих близких и о том, чем-то они сейчас занимаются, думает о той атмосфере, которую хочет создать, когда войдет в дом. Он говорит себе: «Моя семья – самая радостная, самая приятная, самая важная часть моей жизни. Сейчас я войду в дом и скажу своим близким, как я их люблю!»

Когда он переступает порог, то не выискивает, кто в чем провинился, не критикует, не садится прямо на диван отдохнуть и заняться собой. Он восклицает: «Я дома! Пожалуйста, не задушите меня, обнимая и целуя!» Потом он обходит все комнаты, уделяя внимание каждому члену семьи, целует жену, катается по полу с детьми или делает иные вещи, создающие атмосферу благополучия и счастья: выносит мусор, помогает с уроками или просто слушает. Он делает это невзирая на усталость, неприятности на работе, чувство раздражения, естественным образом возникающее, если кто-то провинился. Он становится сознательной и позитивной творческой силой в своей семейной культуре.

 

3) Главные законы любви

1. одобрение вместо неприятия

2. понимание вместо суждения 

3. участие вместо манипулирования

 

Навык 1 – ключ ко всем остальным навыкам

Навык 1 – проактивность – является тем ключом, который открывает дверь ко всем остальным навыкам. Более того, вы обнаружите, что люди, которые постоянно уклоняются от ответственности и не проявляют инициативы, неспособны развить в себе ни один из остальных навыков. Вместо этого они сосредоточены в своем Круге забот, обвиняя других людей в неприятностях, потому что живут не в ладу с собственной совестью и склонны выплескивать свое чувство вины на других. В большинстве случаев вспышки гнева – это выплеснувшееся чувство собственной вины.

 

Обсуждение материала со взрослыми и детьми - страница 40

 

Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель

Создайте свою семейную миссию

Миссия для двоих

Если ваша семья включает в себя лишь двоих супругов, вам имеет смысл уединиться на пару дней или хотя бы на несколько часов в таком месте, где вам никто и ничто не помешает. Некоторое время расслабленно наслаждайтесь уединением. Когда создастся подходящая атмосфера, попытайтесь представить, какими бы вы хотели видеть ваши взаимоотношения лет через двадцать пять или пятьдесят. Источником вдохновения для вас могут стать слова, которые вы говорили и слышали на собственной свадьбе.

 

А может быть, вас вдохновят какие-то другие слова и фразы. Мы с Сандрой, например, черпаем немалое вдохновение в квакерской пословице: «Ты подними меня, я подниму тебя, и так мы вместе поднимемся».

Полезно будет также обсудить следующие (или им подобные) вопросы:

Какими партнерами мы хотим быть?

Как мы хотим относиться друг к другу?

Как мы хотим разрешать возникающие разногласия?

Как мы будем вести финансовые дела?

Какими родителями мы хотим быть?

Каким принципам мы намерены учить своих детей, чтобы помочь им стать в будущем ответственными и заботливыми?

Как мы будем развивать у наших детей потенциальные таланты?

Как мы будем приучать детей к дисциплине?

Какие роли (материальное обеспечение, управление финансами, ведение домашнего хозяйства и т. д.) каждый из нас будет исполнять?

Как нам построить наилучшие отношения с прежними семьями друг друга?

Какие традиции каждый из нас привносит в нашу семью из тех семей, где мы воспитывались?

Какие традиции мы хотели бы сохранить или создать?

Что в прежних традициях мы хотим изменить?

Как мы намерены рассчитаться за добро, которое получали?

Какой бы метод вы ни выбрали, помните, что процесс так же важен, как и результат. Проводите больше времени вместе.

 

Если ваши дети уже взрослые, возможно, вам стоит задаться несколько другими вопросами, например:

Как мы можем помочь духовному росту и счастью наших детей и внуков?

Какие их устремления мы можем помочь осуществить?

На каких принципах должны строиться наши с ними отношения?

Как мы можем, не навязываясь, участвовать в их жизни и в жизни их семей?

Как мы можем им помочь разработать собственные семейные миссии?

Как побудить их преодолевать испытания и решать неизбежно возникающие проблемы, оставаясь в рамках сформулированной семейной миссии?

Как мы можем помочь рассчитаться по «долгам» перед жизнью?

 

Вы можете также подумать о создании миссии, рассчитанной на три поколения. Подумайте об организации мероприятий, в которых могли бы участвовать члены семьи трех поколений. Это могут быть совместно проведенные каникулы, праздники, дни рождения и т. п. Помните, дети по-прежнему нуждаются в вас и будут нуждаться всю жизнь. Когда вы воспитываете своих детей, вы воспитываете и своих внуков – ведь дети берут с вас пример.

 

Обсуждение материала со взрослыми и детьми - страница 67

 

Навык 3. Уделяйте главное внимание главным вещам

Да, я знаю, что говорят вам люди: «У нас нет времени». Но если у вас нет времени на то, чтобы один вечер или хотя бы один час в неделю проводить всей семьей, значит, семья для вас не является приоритетом.

Опра Уинфри

 

Резюме

Прежде чем мы двинемся дальше, давайте оглянемся назад и еще раз рассмотрим Навыки 1, 2 и 3, уже в более широкой перспективе.

Навык 1 – проактивность – является самым фундаментальным. Принимая решение быть проактивным, вы берете на себя ответственность за свою жизнь и отказываетесь чувствовать себя жертвой обстоятельств.

Если вы решаете сами отвечать за свою жизнь – берете на себя инициативу, становитесь созидательной силой в собственной жизни, – тогда возникает вопрос: «Какой жизнью вы хотите жить?» Так вы переходите к Навыку 2, суть которого заключена в создании семейной миссии, определении целей, смысла существования вашей семьи. Это можно назвать стратегическим решением, на основе которого будут строиться все последующие.

Стало быть, Навык 3 – это уже тактика, что-то вторичное по отношению к стратегии. Вы стараетесь практически реализовать то, что на предыдущем этапе определили как главное для себя.

 

Обсуждение материала со взрослыми и детьми - страница 101

 

Навык 4. Мыслите в духе обоюдной победы

Навыки 4 и 5 по плечу любому проактивному человеку, даже если он не находит в этом поддержки у других.

Но вот Навык 6 – синергия – требует участия двоих. Это увлекательное приключение, связанное с созданием общими усилиями чего-то нового, и оно произрастает из мышления, ориентированного на достижение обоюдной победы, и стремления к взаимопониманию, которые развиваются с помощью Навыков 4 и 5.

 

Как культивировать дух обоюдной победы

Мыслить в духе обоюдной победы – значит пытаться привнести этот дух в семейные отношения, желать всем самого лучшего.

 

Всегда имейте в виду, что быть родителем – это, в сущности, неблагодарное дело, и от родителей требуется высокий уровень зрелости и твердости. Помните, то, что делает детей счастливыми, не является прямой противоположностью тому, что делает их несчастными. Воздух, к примеру, не приносит вам удовлетворения, но когда его не хватает, вы испытываете страдания. В семье «воздух» – это понимание, поддержка, поощрение, любовь, справедливость в отношениях родителей к детям. Если этого нет, дети несчастны.

 

+ Пути культивации +

+ Позволяйте им «выигрывать» в мелочах.

Когда дети маленькие, 90 процентов их интересов такие же небольшие. Если наши дети хотели повесить качели в гостиной, копаться в грязи во дворе или на неделю превратить дом в крепость, мы обычно не препятствовали этому. Это было победой для них, но одновременно и для нас, потому что такие уступки способствовали укреплению взаимоотношений. В целом, мы старались проводить грань между принципами и предпочтениями и стояли на своем только в действительно важных вопросах.

 

+ Сотрудничайте с детьми в больших делах.

Таким образом, они поймут, что вы желаете им блага, а не пытаетесь укреплять свой авторитет или удовлетворять личные потребности за их счет. Будьте открыты к их влиянию. Вовлекайте детей в совместное решение серьезных проблем. Вполне возможно, они найдут вариант, который будет лучше вашего. Или, может быть, в результате синергии вы придете к альтернативному решению, которое будет лучше вариантов, предложенных и вами, и ими.

+ Старайтесь устранить фактор соперничества.

 

Обсуждение материала со взрослыми и детьми - страница 122

 

Навык 5. Сначала старайтесь понять, потом – быть понятым

Первая половина навыка – «сначала старайтесь понять» – вовсе не говорит о том, что мы должны ограничиваться только пониманием, должны отказаться от попыток учить других и влиять на них. Это просто означает, что сначала нужно выслушать и понять.

 

Когда вы высказываете свое мнение о другом человеке, полезно придерживаться пяти рекомендаций:

1. Всегда спрашивайте себя: «Мой отзыв будет действительно полезен для этого человека, или он лишь удовлетворяет мое желание заставить его измениться?» Если в вас кипит гнев, то от высказывания своего мнения в этот раз лучше воздержаться.

2. Старайтесь сначала понять. Знайте, что важно для другого человека и как ваше мнение может помочь ему достичь его целей. Всегда старайтесь разговаривать с людьми на их языке любви.

3. Отделяйте человека от его поступков. Постоянно помните об этом и никогда не судите его. Можно говорить о поведении этого человека, сравнивая его с определенными нормами и принципами, о своем отношении к его поступкам и о последствиях таких поступков. Но ни в коем случае нельзя клеймить человека. Это способно лишь нанести вред и ему, и вашим отношениям с ним. Вместо того чтобы называть человека ленивым, глупым, эгоистичным или властным, опишите лучше последствия его поведения, как вы их видите, а также ваши чувства и тревоги, которые оно у вас вызывает.

4. Будьте особенно осторожны и терпеливы в отношении «слепых пятен». Они потому и «слепые», что человеку неприятно и больно их признавать. Если он не готов что-то изменить в себе, о чем он и так знает, лишний раз говорить об этом бесполезно и контрпродуктивно. Кроме того, не стоит говорить о том, с чем ничего нельзя сделать.

5. Говорите за себя. Обратная связь – это ваше восприятие событий, и не более того. Поэтому высказывайте свои мнения в «я-форме»: «Мне кажется…», «Я озабочен тем, что…», «Вот как я это вижу…», «Я заметил, что…». В тот момент, когда вы переходите на «ты-форму» («Ты эгоист!», «От тебя одни неприятности» и т. п.), вы начинаете играть в Бога. Вы берете на себя функцию высшего судьи. И это крайне негативно сказывается на отношениях.

 

Обсуждение материала со взрослыми и детьми - страница 150

 

Навык 6. Добивайтесь синергии

Синергия: итоговая сумма всех навыков

Синергия является итогом и высшим проявлением всех ранее рассмотренных навыков. Синергия – это когда «один плюс один» оказывается равно одиннадцать. И это чудо происходит благодаря тому, что отношение между частями целого само является частью.

 

Синергия рождается из духа взаимного уважения (обоюдной победы) и взаимопонимания и приводит к созданию чего-то нового, ни в чем не ущемляя интересы сторон.

 

Ключ к достижению синергии в том, чтобы научиться ценить – и даже прославлять – различия между людьми. Вернемся к аналогии с человеческим телом. Если бы оно состояло из одних только рук, или ног, или внутренних органов, то не смогло бы выполнять те функции, которые выполняет. Само разнообразие частей тела позволяет ему столь много уметь.

 

Описать Навыки 4, 5 и 6 можно простой фразой: Вовлекайте людей в проблему и вместе работайте над ее решением.

 

Упражнение в синергии

Если вы хотите посмотреть, как процесс применения Навыков 4, 5 и 6 может быть осуществлен в вашей семье, предлагаю провести эксперимент.

Выберите проблему, требующую решения, по которой каждый член семьи имеет свое мнение. Попробуйте вместе прийти к решению, ответив на следующие четыре вопроса:

1. В чем заключается суть проблемы? Внимательно выслушайте каждого – с намерением понять, а не ответить. Работайте до тех пор, пока другие не смогут выразить точку зрения каждого удовлетворительно для него. Сосредоточьтесь на интересах, а не на личностях.

2. Каковы главные факторы проблемы? После того как все точки зрения изложены и поняты, вместе рассмотрите проблемы и определите те факторы, которые требуют разрешения.

3. Какое решение было бы полностью приемлемым для всех? Определите итоговый результат, который означал бы победу для каждого. Перечислите критерии приемлемого решения и расставьте их в порядке важности так, чтобы с этим согласились все участники дискуссии.

4. Какие новые варианты отвечали бы этим критериям? Достигайте синергии, используя новые творческие подходы и решения.

Пройдя через этот процесс, вы будете удивлены тому, сколько новых идей вам открылось и как это воодушевляет людей, когда они сосредоточены на проблеме и поиске желательных результатов, а не на личностях и собственных позициях.

 

Обсуждение материала со взрослыми и детьми - страница 169

 

Навык 7. «Затачивайте пилу»

Сущность семейного обновления: традиции

Семейные традиции включают в себя различные ритуалы и регулярно повторяющиеся важные события. Они помогают вам понять, кто вы есть: что вы часть семьи как единого целого, что вы любите друг друга, уважаете и почитаете друг друга, что вы празднуете все дни рождения и другие важные события, которые остаются в памяти каждого.

С помощью традиций семья сплачивается. У ее членов поддерживаются чувства принадлежности, понимания и поддержки.

 

Совместная учеба

Путь совместной учебы – проявить интерес к тому, что интересно другому члену семьи. Вникайте, изучайте, пропитывайтесь этим, читайте книги, выписывайте журналы, вместе обсуждайте прочитанное.

Совместная учеба или занятия спортом заряжают социально и интеллектуально. Они помогают обрести единый интерес, общую тему для разговоров.

Совместное приобретение каких-то навыков может стать замечательной традицией и источником самой большой радости в семейной жизни. Воспитывая своих детей, вы одновременно воспитываете и будущих внуков.

 

Еще одна важная традиция, связанная с совместной учебой, – чтение. Читать книги детям могут родители, но лучше, конечно, чтобы дети читали их сами и тем самым развивали свои навыки.

Недавно я прочитал результаты исследования, объясняющего причину детской нелюбви к этому занятию: они не видят, чтобы их отцы читали. Думаю, это было моей крупной ошибкой в воспитании детей. Жаль, что я не могу вернуться в прошлое и организовать свою работу так, чтобы дети видели меня читающим чаще и чтобы я больше делился с ними своими познаниями и интересами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: