Абрамцево-кудринская резьба

Это ремесло возникло не в монастыре или артели резчиков, а в доме крестьянина Василия Ворноскова, который создал мастерскую резных деревянных изделий. Ворносков делал шкатулки, ларцы, ковши, небольшие шкафы и украшал их вычурной резьбой, которая очень быстро сделала его товары узнаваемыми, а его самого — известным далеко за пределами Подмосковья.

Сам Ворносков был воспитанником столярной мастерской для крестьянских детей, основанной женой знаменитого мецената и купца С. Мамонтова. Абрамцево — это имение самого купца, а Кудрино — соседняя деревня, куда переехал Ворносков. Отсюда и пошло название этой резьбы, которая изредка называется также и ворносковской.

Ворносков разработал свой особый стиль, получивший название «плоскорельефной заоваленной резьбы», которую в просторечии иногда зовут «кудринки». На деревянных изделиях он выполнял орнаментальные композиции из силуэтов животных, птичих перьев, завитков, веточек и листьев.

Абрамцево-кудринскую резьбу отличает нарочитая незаглаженность, со следами ножа и стамески, и особая рыхлость и бархатистость фона. Богатая цветовая палитра достигается с помощью морилок и красителей, придающих дереву не только привычный коричневый, но и серый или оливковый цвет.

Глухая домовая резьба

Глухая резьба, распространённая в Нижегородском, Балахнинском и Городецком уездах с середины XVIII до начала XX века, берёт своё начало с украшения судов. Отсюда и её другие названия — «барочная резь» (от слова барка) и корабельная резьба. Ремесленники работали на судах зимой, а в остальное время искали работу на стороне, привнося своё искусство в жилое зодчество - оконные наличники, ставни и ворота. Так на деревянных домах появлялись необычные орнаменты и сказочные существа, типичные для корабельных украшений — русалки или птица-сирин.

Глухая резьба выполнялась не одним мастером, а целой артелью, где обязанности были распределены между всеми работниками. Рисунок наносился иглой на сосновую, гладко обструганную доску, затем пудрился с помощью мешочка с истолчённым углем и обводился карандашом. После, с помощью набора долот, мастер вырезал рельеф и детально прорабатывал рисунок, который покрывал олифой.

Глухой эту резьбу называют за «глухой», без прорезей, фон. Правильное расположение высоких и низких участков рисунка создаёт выразительность, декоративность и непередаваемую игру светотени.

Шемогодская резьба по бересте

Самый известный берестяной промысел, шемогодская резьба, зародилась в конце XVIII — начале XIX века в Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии. Наибольшего мастерства достигли резчики деревни Курово-Наволок.

Шемогодские мастера делают туески, шкатулки, перчаточницы, платочницы, табачницы, пеналы и другие изделия, украшенные прорезной берестой или теснением. Ажурные узоры, названные «берестяным кружевом», состоят из растительных орнаментов — стелющихся стеблей с удлинёнными листьями, цветов и ягод, и геометрических рисунков - ромбов, кругов и овалов. Вырезаются также и более сложные изображения: животные и птицы, городские пейзажи, бытовые сценки — чаепития, танцы и гуляния в саду, или крестьянский быт — охота и рыболовство. Заметное влияние на шемогодскую резьбу по бересте оказали северная ажурная резьба по кости и черневое искусство.

Техника резьбы по бересте требует аккуратности и навыка. На бересту, мягкую и податливую от природы, тупым шилом наносится рисунок, который вырезается потом острым ножом. Чтобы получить резкие контуры, мастера держат нож под прямым углом, а чтобы рисунок приобрёл мягкие очертания, его слегка наклоняют — тогда оголится срез и толщина материала.

После революции берестяное ремесло сохранилось благодаря рабочим артелям, которые существовали даже в годы войны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: