Интервьюер, шоумен, модератор

IIIТ Задание от 4.05

Муз. критика

Блок «История муз. критики»

ТЕМА 6. Муз.-критическая деятельность Ф. Листа

Самыми заметными из его лит. работ стали книга о Шопене и труд, посвящ. венгерской нар. музыке — ее происхождению и истории развития.
Критик ставил своей целью утверждение новых принципов передового романт. ис-ва (книга «Ф. Шопен», 1850; статьи «Берлиоз и его симфония Гарольд», «Р. Шуман», «Летучий голландец Р. Вагнера» и др.). Чтобы сделать понятными широкому кругу слушателей сложные и малоизвестные соч-я, Лист посвящал им обширные крит. статьи, разъясняя основные идеи этих пр-ний и одновременно излагая собств. эстетич.взгляды на пути развития совр. музыки (статьи об операх Вагнера, «Берлиоз и его симфония "Гарольд"», «"Орфей" Глюка», «"Фиделио" Бетховена» и другие).

Он решил приступить к работе над «Шопеном» сразу же после его смерти. Лист почти нигде не остается в пределах избр. темы. Он пользуется каждым удобным случаем, чтобы высказаться по ряду общих эстет. вопросов, стремится, давая хар-ку тв-ва Шопена, обосновать, сформулир. и осн. цели своего ис-ва, рассказать кое-что о своем тв-ве, вскрыть его мотивы. Стиль изложения своей высокопарностью и многоречивостью неоднократно вызывал справ. нарекания.

Книга Листа о цыганской музыке. Труд, посвященный изучению истории происхождения и развития венгерской нар.музыки — одна из знаменитых работ Листа. Подлинным триумфом сопровожд. приезд Листа в родную Венгрию, где его чествовали как нац. героя. «Венгерские рапсодии» с их цыган. мелодиями стали для всего мира олицетворением именно венгер. нац. культуры.

Книга о цыганской традиции в венг. музыке оказала роковое влияние на отношения Листа и общественности страны. Если первое издание книги поссорило Листа с венг. националистами (он счит. венг. музыку несамостоятельной), то второе стало причиной обществ. порицания со стороны части либеральных европ. мыслителей и омрачило последние годы жизни великого венг. композитора.

В его представлении цыгане воплощали неукротимую волю к свободе. Цыганских музыкантов он называл «любезными коллегами»; себя самого считал «первым цыганом Венгерского королевства». Он желал быть их «песнопевцем», «воссоздавая» в «Венгерских рапсодиях» мелодии, которые считал фрагментами утрач. древнего цыганского эпоса. Он заблуждался: они не были ни цыганскими, ни народными, ни древними. Композитору даже в голову не приходило, что своей книгой он шокирует венгерское общественное мнение.

Прочитать конспект и фрагмент книги Ф.Листа «Шопен»

ТВ- и радиожурналистика

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

ИНТЕРВЬЮЕР, ШОУМЕН, МОДЕРАТОР

Интервьюер, шоумен и модератор воздерживаются от высказывания собственных суждений. В этом противоположность их роли описанным выше комментатору и обозревателю. Если обозреватель, принимая гостя в студии, может пуститься в пространные рассуждения (особенно это было свойств. ведущим «Кинопанорамы» – от А. Каплера до Э. Рязанова), то интервьюер и шоумен проявляют свою индивидуальность лишь в продум. постановке вопроса – такого, до которого не додумался бы обыкнов. телезритель, но направленного на получение интересной для всех информации.

Интервьюер – самостоят. журналист. специализация. Понятно, что уровень подготовки к интервью и методика его проведения (а интервью-портрет может длиться и 30 и 60 м.), принципиально отличаются от репортерской работы.

О том, что с одним собеседником можно говорить целый час и даже больше, отеч. аудитория узнала из работ Урмаса Отта. Этот эстон. диктор использовал опыт мирового тв (в Эстонии финское тв давно играло роль «окна в Европу»). Расцвет Отта пришелся на период т. н. перестройки и гласности, когда многое говорилось с экрана впервые и воспринималось как откровение.

В америк. учебниках тележурналистики подготовка к большому интервью сравнивается с разработкой плана сражения. Если в инф. интервью репортер и его собеседник выступают как сотрудники, которым надо решить общую задачу, т. е. в доходчивой форме поведать что-то аудитории, то проблемное и портретное интервью всегда содержат «ловушки», нечто неожиданное для партнера. В этом - объяснение, почему хороших интервьюеров так мало. Чтобы добиться откровенности и эмоц. накала интервью, журналист пускает в ход все психолог. и актер. ресурсы своей личности; он должен передать своим обликом и взглядом велич. заинтересованность, иногда сочувствие, в нужном месте – сомнение; иногда полезно притвориться непонимающим, чтобы собеседник яснее выразил свою позицию. Молодые журналисты боятся этого и механически кивают, даже если от волнения плохо слышат собеседника.

И все же высший класс интервьюирования, как подчеркивают подлинные мастера, основан на тончайшей взаимосвязи интеллектов (В.Познер)

Не менее редкий талант – шоумен, ведущий «ток-шоу». Слово «шоу» напоминает о том, что разговор становится зрелищем. «Шоу Фила Донахью» – программа, появившаяся на одной из телестудий США, стала впоследствии известной во многих странах мира. Имя Донахью связано у нас с телемостами, соединив. в прямом эфире простых граждан из амер. и росс. городов. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике. Нац. академия искусств. США 8 раз присуждала ему премию «Эмми» как выдающ. ведущему в серии развл.-восп. программ.

Такие передачи, как «круглые столы», за кот. собираются сторонники противопол. мнений, бывают довольно острыми, если ведущий заранее продумал свою тактику, изучил опублик. высказывания будущих собеседников и возможное развитие событий в их споре. Ведущий (модератор) следит за справедливым распределением времени высказываний (но не обязательно делать это с секундомером в руках, превращаясь из журналиста в хронометриста). Его задача – не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета спора, который может быть очерчен и в предварительной беседе, до эфира. Всегда есть и другая опасность – потерять горячность и спонтанность, т. е. как раз то, что является особенностью передачи. Важнейший принцип: ведущий дискуссии не является ее участником, не становится на сторону кого-либо из собеседников. Безусловно, он имеет право выражать сомнение или ставить под вопрос чье-то мнение – все это необходимый арсенал ведения передачи. Часто судят о личности ведущего по тому, как он держится с высокопоставленными гостями. В интервью и ток-шоу любого вида первостепенное значение имеет быстрота реакции ведущего, остроумие, дружелюбие, контактность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: