Сатира на дворянство и невежественных буржуа в пьесе Мольера

“МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ”

Комедия “Мещанин во дворянстве” была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699 году в Париж прибыло турецкое посольство, король принял его со сказочной роскошью. Однако турки, с их мусульманской сдержанностью, не выразили никакого восхищения по поводу увиденного ими великолепия.

Более того, турецкий посол заявил, что на коне его господина драгоценных камней больше, чем на короле Франции.

Обиженный король захотел увидеть на театральных подмостках зрелище, в котором бы высмеивались турецкие церемонии. Таков был внешний точок к созданию пьесы. Первоначально Мольер придумал одобренную королем сцену посвящения в сан “мамамуши”, из которой выросла в дальнейшем вся фабула комедии.

Однако впоследствии талантливый драматург изменил первоначальный замысел и комедия, перестав быть сатирой на турецкие обычаи, стала сатирой на современные нравы дворянства и невежество мелких буржуа.

В центре комедии – ограниченный и тщеславный мещанин Журден, во что бы то ни стало желающий стать дворянином.

Он, как и тысячи подобных ему буржуа, пытается усвоить дворянские манеры, язык и нравы, приблизиться к тем, от кого его отделяло дворянское происхождение.

Дворянство, переживавшее в то время экономический и моральный упадок, все еще сохраняло авторитет, сложившийся на протяжении многих веков. Дворяне оставались хозяевами положения в государстве, не имея на то ни морального права, ни материальных возможностей. Они могли кичиться своими славными предками, светскими манерами, приближенностью к царствующей особе, но не более того: реально их место со временем должны были занять представители буржуазии.

В комедии дворянство представлено двумя персонажами: граф Дорант и маркиза Доримена. Граф Дорант имеет благородное происхождение, изысканные манеры, подкупающую внешность. Но при этом он нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество.

Господина Журдена он называет любезным другом. Он готов хвалить его манеры, его внешний вид: “Вид у вас в этом костюме безукоризненный. У нас при дворе нет ни одного молодого человека, который был бы так же сложен, как вы”.

Дорант “признается”, что он имел необычайно сильное желание повидаться с Журденом, более того, замолвил о нем словечко в королевской опочивальне. Затем, подкупив грубой лестью, граф любезно осведомляется о величине своего долга, а потом бессовестно просит еще взаймы. Действуя как тонкий психолог, Дорант говорит, что множество людей с радостью дали бы ему взаймы, “…но вы мой лучший друг, – говорит он Журдену, – и я боялся, что обижу вас, если попрошу у кого-нибудь еще”.

Этот разговор происходит на глазах у жены Журдена, поэтому истинные причины, породившие дружбу дворянина и мещанина, здесь не раскрываются. Наедине с Журденом Дорант сообщает, что маркиза отнеслась к его подарку благосклонно, и тут выясняется, что Журден не только манерами и обхождением стремится быть похожим на дворянина, вдобавок ко всему он еще воспылал “неземной страстью” к прелестнейшей маркизе и, следуя советам графа-сводника, пытался привлечь ее внимание подарками. Однако граф сам влюблен в Доримену, и, будучи стесненным в средствах, использует средства и возможности Журдена, а также его глупость и доверчивость только с одной целью – самому добиться благосклонности маркизы.

Изображая буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству.

К первой группе в комедии относится жена Журдена, истинная представительница дворянства. Это здравомыслящая, практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами пытается противостоять мании своего мужа, его неуместным претензиям: “Ты помешался на всех этих причудах, муженек.

И началось это у тебя с тех пор, как ты вздумал водиться с важными господами”. Все усилия госпожи Журден направлены на то, чтобы очистить дом от непрошеных гостей, живущих за счет ее мужа и использующих его доверчивость и тщеславие в своих целях: “Вот что, гони-ка ты своих учителей в шею со всей их тарабарщиной”. Хотя госпожа Журден не брала уроков фехтования, она смело парирует изысканные замечания и вопросы графа Доранта. “А где же ваша уважаемая дочка?

Что-то ее не видно”, – угодничает граф. Госпожа Журден, не склонная поддаваться подкупающей лести, отвечает: “Моя уважаемая дочка находится именно там, где она сейчас находится”.

В отличие от своего мужа, она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на ее мещанскую родню: “От неравного брака ничего хорошего не жди. Не желаю я, чтоб мой зять стал попрекать мою дочь родителями и чтоб их дети стыдились называть меня бабушкой”. В этом человеческом желании жены господин Журден усматривает мелочность души. “Тебе бы век прозябать в ничтожестве”, – упрекает он ее.

Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, все его честолюбие подталкивает его к достижению сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, и в своем умственном ослеплении он теряет даже правильное представление о мире, доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей. При этом господин Журден действует и рассуждает себе во вред. Его дурачат все, кому вздумается: учителя, портные и подмастерья, граф Дорант, Клеонт и его слуга Ковьель.

Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и манер господина Журдена контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Так, например, после урока философии, не дождавшись костюма от портного, Журден отчаянно вопит: “Чтоб его лихорадка замучила, этого разбойника портного! Чтоб его черт подрал, этого портного! Чума его возьми, этого портного!” Хотя всего за несколько минут до того господин Журден писал полное любовного восторга письмо к маркизе: “Прекрасная маркиза!

Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви”. Несмотря на все это, Журден вызывает искренний смех, а не отвращение. В отличие от других выскочек-буржуа, он преклоняется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

Дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт – люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Потому, не зная о задумке возлюбленного и его слуги, искренно возмущается и сопротивляется попытке отца выдать ее замуж за сына турецкого султана: “Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого-нибудь, кроме Клеонта”.

Клеонт благороден не по происхождению, а по характеру, он честный, правдивый, любящий. Он утверждает, что стыдиться своих родителей, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, – признак душевной низости. Клеонт уверен, что только душевное благородство человека и его разумное поведение в обществе являются истинными.

По его мнению, всякий обман бросает на человека тень.

В образе Клеонта воплотился идеал классицизма: истинно благородным человеком мог быть только тот, кто в своем поведении руководствовался требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром. То, что в финале комедии Журден попался на уловку разумного Клеонта и его находчивого слуги Ковьеля, должно было свидетельствовать о превосходстве разума: Журден согласился на брак дочери. Справедливость восторжествовала.

 Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

Тема – изображение того, что происходит с мещанином, пытающимся подражать дворянам

Идея – подражать достойным

Завязка – конфликт Журдена с буржуазной средой

Кульминация – конец 4 действия, когда купца делают турецким вельможей

Развязка - счастливый тройной брак героев

Журден – буржуа, главный герой комедии, для кото­рого желание стать дворянином – прекрасная мечта. Страстно желая осуществить эту мечту, Журден ни о чем не может рассуждать здраво, поэтому его дурачат все окружающие, в том числе кормившиеся у него учителя лингвистики, философии, танцев, фехтова­ния. Журден хочет усвоить манеры дворян, чтобы внешне походить на них.

Комическое заключается в сопос­тавлении неисправимой грубости ничему не учивше­гося человека, его наивного невежества, вульгарности языка и манер и его претензий

на дворянское изяще­ство. Такая ситуация вызывает у зрителей смех, но не презрение. Однако при всей страсти “одворяниться” Журден сохраняет свою живую натуру и остается самим собой: давая деньги в долг, он всегда знает им счет; если его рассердить, он ругается и дерется, за­бывая все великосветские правила; изучая науки, он выбирает самую практическую; веселую народную песенку он предпочитает заунывной песне пастушков; он прославляет науку за то, что существуют гласные и согласные, приходит в восторг от того, что говорит прозой.

Веря во всесилие денег, Журден нанимает дорогого портного и не жалеет

средств на платье. (Вот что зна­чит одеться по-господски! А будете ходить в мещан­ском платье – никто не скажет “ваша милость”). Тщеславие толкает Журдена на излишние расходы: услы­шав обращение “ваша милость”, он увеличивает чае­вые подмастерьям портного; те, видя эту его слабость, по мере возрастания чаевых возводят его в “сиятель­ство” и даже “светлость”. Из-за того же тщеславия Журден отказывает Клеонту, влюбленному в его дочь Лю­силь. “…Дочь моя будет маркизой, а разозлишь меня еще пуще, так я ее герцогиней сделаю!” – отвечает он госпоже Журден, в отличие от мужа считающей удачным только брак с равным и видящей ослепление своего мужа.

Необоснованные претензии Журдена препят­ствуют личному счастью его дочери, но они же в кон­це концов помогают слуге Ковьелю устроить брак Лю­силь и Клеонта, остроумно разыграв доверчивого и го­тового на все ради приобщения к аристократическому сословию буржуа: переодевшись и представившись турец-коподданным, Ковьель просит руки Люсиль от имени сына турецкого султана и посвящает его в “мамамуши”, для чего Журдена переодевают турком, бреют и заставляют участвовать в нелепейшей “церемонии посвящения”.

Клеонт – представитель молодого поколения в комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”, юноша, влюбленный в дочь господина Журдена. Люсиль также отвечает ему взаимностью, но господин Журден против их брака, так как Клеонт не дворянских кровей. Госпожу Журден такой зять устраивает и она напоминает мужу, что он и сам из мещанского сословия.

Но Журден непреклонен. Он давно мечтает выучиться и стать аристократом, а дочь его должна, соответственно, выйти замуж за какого-нибудь маркиза, герцога или еще более титулованного человека.

Тогда Ковьель, влюбленный в служанку господина Журдена, решается на аферу.

Представившись турецко-поданным и другом покойного отца Журдена, который по его словам был истинным дворянином, он рассказывает о сыне турецкого султана, безумно влюбленного в Люсиль. Клеонта переодевают в турецкие одежды и представляют как сына султана. Господин Журден рад породниться с такой знатной семьей, но, по словам Ковьеля, он должен пройти специальную процедуру посвящения в “мамамуши”.

Журден на все соглашается и верховные дервиши приступают к обряду. Для этого его и бреют, и заставляют участвовать в нелепейшей церемонии. В конце концов, он дает родительское благословение и Клеонт, может жениться на Люсиль.

Граф Дорант – представитель благородного сословия, аристократ из комедии “Мещанин во дворянстве”. Такие, как он водят дружбу с такими, как господин Журден исключительно из-за денег. Он часто берет в долг у Журдена и не возвращает. Будучи влюбленным во вдовую маркизу Доримену, все подарки и растраты Журдена он приписывает себе.

Так, например, когда господин Журден устраивает прием в честь очаровательной маркизы, Дорант преподносит это словно свою идею. Подаренный Журденом бриллиант, он тоже преподносит как свой подарок.

Такие ухаживания не остаются незамеченными маркизой, и вскоре она отвечает графу взаимностью.

Госпожа Журден недолюбливает Доранта и называет его “дойной коровой”. Она прекрасно видит, что он водится с ее мужем только из-за денег, в то время как господин Журден готов тратить любые деньги лишь бы общаться с истинной аристократией. По сути Дорант авантюрист.

Он пользуется благосклонностью наивного Журдена в своих целях. В конце комедии, зная о планах Ковьеля поиздеваться над простодушным господином, он с Дорименой приходит посмотреть на это зрелище и с самым серьезным видом поздравляет его с посвящением в “паладины”. Когда Журден вызывает нотариуса, чтобы женить Люсиль и “сына турецкого султана”, этими услугами решают воспользоваться и Дорант с Дорименой.

Маркиза Доримена – представительница аристократии, вдова из комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”. За ней тайно ухаживают господин Журден и граф Дорант. Ради нее Журден готов научиться светским манерами и стать истинным дворянином.

Он тратит безумные суммы на то, чтобы угодить маркизе, в то время как хитрый и циничный граф Дорант приписывает все эти растраты себе. Маркиза Доримена мила, но далека от идеала. Она с удовольствием принимает дорогие подарки и бриллианты, при этом жеманно добавляет, что не стоило так тратиться.

Тоже самое происходит во время приема у господина Журдена, который по ее мнению устроил граф Дорант. Она не без удовольствия поглощает изысканные яства, при этом фальшиво говорит, что не стоило делать таких растрат. С появлением госпожи Журден, она надевает маску смущения и обиды, а затем удаляется, дабы не вносить смуту в честную семью. За ней следует граф Дорант и уговаривает вернуться, чтобы не пропустить представление, подготовленное в ее честь.

В конце комедии, Дорант и Доримена решают скрепить свой союз у нотариуса, вызванного для Клеонта и Люсиль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: