Организация первичной профилактики алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния социальной среды, формировании нравственных и гигиенических убеждений, которые исключали бы и вытесняли возможность отклонений в поведении. Первичная профилактика направлена, прежде всего, не на предупреждение болезней, а на поддержание, развитие и использование физического, умственного, эмоционального и духовного потенциала человека.
Основой первичной профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни.
Прежде всего, здоровый образ жизни - это создание условий для наиболее полного раскрытия человеческого потенциала; воспитание поведения, направленного на удовлетворение физиологических потребностей человека (безопасности, принадлежности к группе) и основанного на уважении и самоуважении, любви и т.д. При таком воспитании не будет места любой социальной патологии.
Особенность современного и антиалкогольного воспитания состоит в инновационных методах обучения, которые заставили педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Педагогическое направление системного подхода к предупреждению наркологических заболеваний, а также их последствий и осложнений подразумевает последовательное противоалкогольное воспитание в школе с 1-го по 11-й классы, формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Важное значение в распространении здорового образа жизни отводится средствам массовой информации и рекламе. Через популяризацию знаний о здоровье с использованием всех средств массовой информации мы стремимся к укреплению психической устойчивости и хорошего самочувствия людей. К сожалению, сегодня реклама зачастую выполняет обратную функцию - воспитание нездорового и деструктивного образа жизни. Принципиальное значение имеет влияние семьи на воспитание здорового образа жизни взрослых и детей. Доказано, что здоровые семейные взаимоотношения являются непременным условием успешности в работе. Дети являются не менее успешными воспитателями своих родителей. Это подтверждается многими примерами: в присутствии детей взрослые уделяют большее внимание своему лексикону и стараются личным примером показать то, что проповедуют. Укажем на некоторые актуальные направления профилактики алкоголизма.
Для решения проблем алкоголизма выделяется несколько направлений:
Психологическое направление - коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с трудными детьми и имеющими отклонения в поведении.
Медико-социальное направление - комплексная работа с группой риска лицами, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками.
Прежде всего, следует дать определение человека, относящегося к группе риска. К лицам из группы риска аддитивного поведения относятся, прежде всего, те люди, которые не достигли состояния полной психической и социальной зрелости, в чьей жизни имеют место: прогулы школьных занятий или оставление школы без получения образования; добрачная беременность; жизнь в неудовлетворительных экономических условиях; проживание в семье алкоголиков или наркоманов; наличие психической травмы в результате каких-либо форм насилия: физического, психического, сексуального; проблемы в сфере психического здоровья; проблемы, связанные с поиском смысла жизни; попытки совершения суицида; поддерживание контактов с лицами асоциального поведения.
Здравоохранное направление - развитие и совершенствование государственной и негосударственной наркологической служб. Система мер по уменьшению распространенности алкоголизма. Широкая профилактическая работа всей общемедицинской сети.
Административно-правовое направление - законодательное регулирование сдерживания алкоголизма. Система ограничений и запретов, направленных на уменьшение распространенности наркологических заболеваний и их последствий.
Экономическое направление - система государственных мероприятий по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи алкоголя и табака. В современных условиях внедряются следующие технологии первичной профилактики алкоголизма: медико-психологические, целью которых является адаптация к требованиям социальной среды; формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, высоко функционального жизненного стиля. Осуществлением этих направлений могут заниматься специалисты в области профилактики. В их основе лежат знания и умения, связанные с медико-психологическими формами работы с населением (психотренинговая работа).
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики. Цель данного вида технологий - предоставление объективной информации о наркотиках и психоактивных веществах, их действии на психику и организм человека, последствиях их употребления; мотивация на здоровый образ жизни - создание сетей социальной поддержки. Данная цель может быть достигнута посредством специального образования, которое может осуществляться разнообразными способами - с помощью системного обучения детей и подростков, родителей, специалистов и волонтеров, которые в дальнейшем смогут работать с населением.
К технологиям социальной работы с молодежью, подверженной алкоголизации можно отнести такие технологии, как логотерапия, социотерапия, семейная терапия.
Логотерапия - одно из направлений психотерапии - психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации жизненного смысла.
Создатель логотерапии - В. Франкл - основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).
Теория и практика логотерапии исходит из того, что основная движущая сила в поведении личности и в ее развитии - именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния вакуума экзистенциального и фрустрации экзистенциальной, выступающие причиной неврозов ноогенных, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.
Логотерапия делает акцент на отношениях между пациентом и психотерапевтом. «Эти отношения между двумя людьми есть важнейший аспект психотерапевтического процесса, гораздо более важный фактор, чем любой метод или техника». С учетом многообразия пациентов и психотерапевтов «психотерапевтический процесс состоит из непрерывной цепочки импровизаций». Отношения требуют равновесия между двумя крайностями, человеческой близостью и научной отстраненностью. «Это значит, что психотерапевт не должен руководствоваться исключительно симпатией или желанием помочь пациенту, но также и не должен подавлять человеческий интерес к нему, сводя отношения к техническим приемам».
В связи с концентрацией на экзистенциальных, духовных или философских проблемах в логотерапии много времени уделяется обсуждению этих проблем. Однако этот метод нельзя считать интеллектуальным или строго рациональным. «Логотерапия в равной мере далека от того, чтобы быть как процессом «логических» рассуждений, так и обыкновенной нравственной проповедью. Прежде всего психотерапевт, в том числе логотерапевт, не является ни наставником, ни пастором». Может быть использован вспомогательный диалог в сократовском стиле; «в то же время отсутствует необходимость вступать с пациентами в изощренные дискуссии».
Затрагивание экзистенциальных или духовных вопросов «чревато сложными проблемами, поскольку у врача возникает необходимость занять определенную позицию в отношении ценностей. Когда врач посвящает себя такой "психотерапии"... неизбежно проявляется его собственная философия, хотя до этого его мировоззрение было скрыто за ролью врача». Логотерапевту следует «остерегаться навязывать свою философию пациенту. Не должен иметь места перенос (или скорее контрперенос) личной философии, личных представлений о ценностях на пациента». Основанием тому служит концепция ответственности пациента за самого себя. Логотерапевт лишь подводит пациента к переживанию этой ответственности; логотерапевт не сообщает пациенту, перед кем или чем - перед совестью, обществом, Богом или другой высшей силой - и за что - за реализацию ценностей, личных задач, за конкретный смысл жизни - пациент ответственен.
Классические подходы к лечению алкоголизма, созданные 30-40 лет назад, в настоящее время пересматриваются. Это совсем не означает, что такие методы, как например лечение алкоголизма кодированием, потеряли свою актуальность. Новые представления о заболевании и подходы к лечению позволили улучшить качество жизни и помочь более тяжелым пациентам.
В настоящий момент в фармакологическом реестре зарегистрировано около сотни препаратов для лечения алкоголизма. Часть их используется для снятия алкогольной интоксикации, вывода из запоя и купирования симптомов похмелья. Есть препараты, которые уменьшают тягу к алкоголю. Другие позволяют контролировать его употребление и созданы для профилактического приема. Появилось новое поколение антидепрессантов, безопасность которых расширила показания к их применению.
В одной из московских клиник используется современная медицинская технология "лечение алкоголизма без желания пациента". Под лечением алкоголизма врач подразумевает мероприятия для формирования мотивации к трезвой жизни, желания лечиться и жить трезво. Если пациент захочет всем сердцем, всей душой жить трезво, то ему поможет любое противоалкогольное лечение.
Для формирования желания лечиться и жить трезво существуют два способа. Способ первый - врач сформирует такое желание в процессе консультации в кабинете. Как привести больного на консультацию, если он ничего не хочет слышать даже об этом, подскажет врач. После такого занятия соглашаются на лечение практически все, если родные и близкие пациента выполняют рекомендации врача. Причем пациент уже не соглашается идти в трезвость на короткое время - он сам говорит, что "подольше, на всю жизнь". Вот тогда и снимается влечение к алкоголю.
Но есть другой способ решения проблемы. Пациент вообще не нужен. Врач может влиять на пациента через семью. Это социотерапия- лечение средой. Для этого нужно, чтобы родные и близкие сами, без него пришли к врачу. Это массивное, трехчасовое психотерапевтическое вмешательство. После такого занятия они исправят свое поведение в соответствии с новыми взглядами на проблему, вновь полученной информацией и рекомендациями врача, таким образом, что у близкого человека закончится алкогольная болезнь. Химически зависимый сам обратится к врачу, примет помощь и будет жить трезво.
В специализированном лечебно-диагностическом центре "СовМед" (Санкт-Петербург) применяется целый ряд современных технологий лечения алкоголизма, подбираемый с учетом индивидуальных особенностей организма, стадии болезни, возраста и сопутствующих заболеваний.
Основное инновационное преимущество применяемых в центре технологий "Наркоблокада" и "Двойной блок" - это комплексное воздействие на основные патологические звенья развития заболевания:
. Звено психической зависимости (тяга к алкоголю, ощущение желания выпить) - после проведения лечения тяга уменьшается, формируется отвращение к алкоголю.
. Звено физической зависимости (основное звено развития алкоголизма, способствующее проявлению рецидивов (запоев) и усугублению тяжести заболевания) - после проведения лечения создается стойкая непереносимость алкоголя, нарушение режима трезвости вызывает резкую негативную психосоматическую реакцию, вплоть до тяжелых последствий, что крайне тяжело переносится пациентом и делает невозможным прием алкоголя на срок действия методики.
В структуру действия инновационных технологий включено:
. Коррекция нарушений психики (депрессия, раздражительность, нарушение сна) - после проведения лечения назначается курс поддерживающей лекарственной терапии, нормализующий эти проявления.
. Нормализация деятельности всех систем организма страдающих от воздействия алкоголя.
. Улучшение адаптации и восстановления организма.
Только комплексное лечение заболевания и индивидуальный подбор методики позволяют, даже в сложных случаях, достичь по-настоящему успешных и стойких результатов.






