Терпимость в старой и Новой Англии

 

«Toleration in Old England and New England».— Впервые работа была опубликована в газете «The London Packet» 3 июня 1772 г.; в том же году в Лондоне она была переиздана анонимно в качестве приложения к памфлету Радклифа (Е. Radcliff) «Два письма к преподобным прелатам, которые вторично отвергли билль диссидентов» («Two Letters addressed to the Right Rev. Prelates, Who a Second Time Rejected the Dissenters Bill», 1773).

Печатается по изданию: В. Франклин. Избранные произведения. М., 1956.

1. Диссиденты (нонконформисты) — так называли в Англии и ее колониях тех протестантов, которые не признавали учения и практики господствующей с середины XVI в. в Англии англиканской церкви. — 100.

2. Пресвитерианская церковь — протестантская церковь в Англии, общины которой возглавляются выборными пресвитерами (старейшинами) и не признают англиканской церкви.

Индепендентская (или конгрегационалистская) церковь — левое крыло протестантизма, отвергает англиканскую церковь. Приверженцы отстаивали полную независимость (англ. independence) религиозных общин. — 100.

3. Епископальная церковь — англиканская церковь называется также епископальной, так как возглавляется епископами; она преобладала в части английских колоний в Америке и олицетворяла в религиозной форме зависимость колоний от Англии. — 102.

 

ПРИТЧА ПРОТИВ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

 

«А Parable against Persecution». — По мнению библиографа П. Л. Форда, Франклин почерпнул идею этой притчи у богослова Джереми Тэйлора (1613—1667) из его «Свободы пророче-ствования» (Taylor, Jeremy. A. Discourse of the Liberty of Prophesying, 1647), которая восходит к Саади (XIII в.) (см. P. L. Ford. Franklin Bibliography. New York, 1889, p. XXXIII). Франклин облек ее в библейскую форму, поместил текст в свою Библию и читал вслух своим знакомым. Без согласия Франклина этот текст появился в лондонских газетах в 1757—1760 гг. Впервые отдельным изданием вышел предположительно в 1759 г. (но не позднее 1764 г.) в количестве 12 экземпляров.

Публикуется по книге: В. Франклин. Избранные произведения. М., 1956.

 

ОДНОДНЕВКА

Символ человеческой жизни

 

«The Ephemera; an Emblem of Human Life». — Эта морально-философская притча была предназначена Франклином для близких друзей. Напечатана в его доме в Пасси в 1778 г. Публикуется по книге: В. Франклин. Избранные произведения. М., 1956.

1. Брийон (Brillion de Jouy, Mme d’Hardancourt) — жена чиновника французского казначейства, соседка Франклина в пригороде Парижа Пасси. Дружила с Франклином и переписывалась с ним. — 108.

2. Cousin — комар; moscheto — москит. — 108.

 

СВИСТОК

 

«The Whistle». — Это сочинение также было напечатано Франклином в Пасси в 1778 г. Публикуется по книге: В. Франклин. Избранные произведения. М., 1956.

 

НРАВСТВЕННОСТЬ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

 

«Morals of Chess». — Также напечатано Франклином в 1779 г. в Пасси. Публикуется по книге: В. Франклин. Избранные произведения. М., 1956.

 

О ПЕРЕРАБОТКЕ ТЕКСТА БИБЛИИ

 

«Proposed New Version of the Bible». — Анонимный памфлет, написанный Франклином в 1779 г. Перевод А. Старцева. Журнал «Иностранная литература», 1956, № 1.

1. Франклин имеет в виду перевод Библии на английский язык, осуществленный при Якове I, в начале XVII в. — 119.

2. Приводится по русскому (синодальному, 1876) переводу Библии с древнегреческого, с внесением изменений по английскому переводу Библии с древнееврейского, которым пользовался Франклин. В английском издании Библии 1885 г. стих 11 переведен «и он отречется от тебя». — 119.

 

ДИАЛОГ МЕЖДУ ФРАНКЛИНОМ И ПОДАГРОЙ

 

«Dialogue between Franklin and the Gout». — Напечатан Франклином в Пасси в 1780 г. Публикуется по книге: В. Франклин. Избранные произведения. М., 1956.

1. Друг из Отейля — госпожа Гельвеций. — 124.

 

БУДУЩЕЕ НАУКИ

 

Письмо Франклина известному ученому и философу-материалисту Дж. Пристли. Переведено Н. М. Гольдбергом по: «The Complete Works of Benjamin Franklin», vol. VII. New York, 1888.

 

О РОСКОШИ, ЛЕНИ И ТРУДОЛЮБИИ

 

«On Luxury, Idleness and Industry». — Письмо Б. Вогану (1751—1835) — молодому другу Франклина и первому издателю его сочинений, написанное в Пасси в 1784 г. Было опубликовано на русском языке в книге «Собрание разных сочинений Вениамина Франклина». Перевод с французского. М., 1803. Перевод заново сверен по изданию: «The Complete Works of Benjamin Franklin», vol. IX. New York, 1888.

 

О ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

 

Стайлс (Stiles, Ezra, 1727—1795), к которому адресовано письмо Франклина, был ученым, богословом, священником конгрегационалистской церкви, президентом Йельского колледжа. Письмо впервые публикуется на русском языке. Оно переведено Н. М. Гольдбергом по: «The Complete Works of Benjamin Franklin», vol. X. New York, 1888.

 

ЖИЗНЬ БЕНДЖАМИНА ФРАНКЛИНА

Автобиография

 

«Life of Benjamin Franklin. Autobiography». — Франклин начал писать автобиографию, предназначая ее первоначально для своей семьи, в 1771 г. в Англии, затем продолжал работать над ней в 1784 г. в Пасси и наконец в 1788—1789 гг. в Филадельфии. Автобиография состоит из четырех частей и заканчивается кратким описанием миссии Франклина в Англию в качестве представителя ассамблеи Пенсильвании. Первая часть (1706—1731) была опубликована после смерти Франклина на французском языке в 1791 г., вторая часть (также на французском языке) — в 1798 г., первая — третья части на английском языке в 1817 г., а полностью на английском языке в 1868 г. в издании Джона Байджлоу.

На русском языке автобиография публиковалась неоднократно, но обычно без четвертой части.

Приводимые в данном сборнике извлечения из автобиографии характеризуют формирование мировоззрения Франклина, его философские взгляды, отношение к религии и церкви, к вопросам этики. Приводится по книге: В. Франклин.  Избранные сочинения. М., 1956.

1. Бениан (Bunyan, John, 1628—1688) — английский проповедник и писатель. Здесь имеется в виду самое известное его сочинение «Pilgrim’s Progress» (1678). — 138.

2. Бертон (Burton, Richard, 1632?—1725?) — псевдоним Натаниэля Кроуча. Английский писатель, автор большого числа популярных книжек по истории Англии, Шотландии, Ирландии и английских колоний в Америке. — 138.

3. «Жизнеописания» Плутарха (ок. 46—ок. 126) — 50 (дошедших до нас) биографий древнегреческих и римских деятелей. Русский перевод: «Сравнительные жизнеописания. В трех томах». Изд. АН СССР. М., 1961—1964. — 138.

4. Дефо (Defoe, Daniel, ок. 1661—1731) — английский писатель, защитник веротерпимости, автор знаменитого романа «Робинзон Крузо» (1719). Упоминаемая Франклином книга — «Опыт о проектах» («An Essay upon Projects») — вышла в 1697 г. — 138.

5. Мезер (Mather, Cotton, 1663—1728) — один из представителей массачузетской династии теологов, насаждавших теократию. Его книга «Опыты о том, как делать добро» («Essays to do Good») была опубликована в 1710 г. и впоследствии явилась объектом сатиры Франклина. — 138.

6. Трайон (Tryon, Thomas, 1634—1703) — автор книги «The Way to Health, Long Life and Happiness...». London, 1683 («Путь к здоровью, долгой жизни и счастью»). — 138.

7. Коккер (Cocker, Edward, 1631—1675) — известный английский математик. Учебник «Cocker’s Arithmetic...» (1678) переиздавался более 100 раз. — 139.

8. Селлер (Seller, John, ум. 1700) — английский гидрограф и картограф, автор «The English Pilot» (1671).

Стэрми (Sturmy, Samuel, род. 1633) — в некоторых изданиях «Автобиографии», вслед за изданием Байджлоу, ошибочно Шерми — автор неоднократно переиздававшейся книги «The Mariner’s Magazin, or Sturmy’s Mathematical and Practical Arts». London, 1669. — 139.

9. Локк (Locke, John, 1632—1705) — английский философ-материалист. Упоминаемая книга — «Опыт о человеческом разуме» — вышла в 1690 г. — 139.

10. Господа из Пор-Рояля — французские философы и моралисты, последователи Декарта — Антуан Арно (Arnauld, Antoine, 1612—1694) и Пьер Николь (Nicole, Pierre, 1625—1695). Они были приверженцами религиозно-философского учения янсенистов (по имени Корнелия Янсена, 1585—1638), отвергавших (как и кальвинисты) возможность «спасения» путем «добрых дел». Янсенисты нашли прибежище в монастыре Пор-

Рояль, неподалеку от Парижа, и преследовались иезуитами. Упоминаемый Франклином труд Арно и Николя «Логика, или Искусство мыслить» был опубликован в 1662 г. — 139.

11. Ксенофонт (ок. 430—355/354 до н. э.) — древнегреческий политический деятель, писатель, историк и философ. Сочинение «Воспоминания о Сократе» содержит апологию этического учения Сократа. — 139.

12. Шефтсбери (Shaftesbury, Anthony Ashley Cooper, 1671—1713) — английский философ-деист и политический деятель.

Коллинз (Collins, Anthony, 1676—1729) — один из главных (наряду с Толандом) представителей английского материализма и свободомыслия первой половины XVIII в. — 139.

13. Палмер (Palmer, Samuel, ум. 1732) — владелец типографии. См. общее примечание к работе Франклина «Рассуждение о свободе и необходимости, удовольствии и страдании». — 140.

14. О Волластоне и его книге см. общее примечание к «Рассуждению о свободе и необходимости, удовольствии и страдании» — 140.

15. См. настоящий том, стр. 69—85. — 140.

16. Лайонс (Lyons, William) — английский врач, автор книги о человеческой способности суждения «The Infallibility of Human Judgment, its Dignity and Excellency». London, 1721.— 140.

17. Мандевиль (Mandeville, Bernard, 1670—1733) — английский врач, философ, поэт-сатирик, экономист, уроженец Голландии. Его «Басня о пчелах» была ярким обличением буржуазного общества. К. Маркс писал о Мандевиле: «Честный человек И ясная голова» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 629). — 140.

18. Кейт (Keith, William, 1680—1749) — губернатор английской колонии Пенсильвании в 1717—1726 гг. — 141.

19. «Рассуждение о свободе и необходимости, удовольствии и страдании», см. настоящий том, стр. 69—85. — 141.

20. Драйден (Dryden, John, 1631—1700) — английский поэт, драматург, королевский историограф. Франклин цитирует отрывок из его драмы «Эдип», акт III, сцена I. — 141.

21. Аддисон (Addison, Joseph, 1672—1719) — английский сатирик и моралист.— 149.

22. «О философия, руководительница жизни! О изыскательница добродетелей, изгнательница пороков! Один день, прожитый хорошо и в соответствии с твоими предписаниями, предпочтительнее вечности, проведенной в грехах» (лат.). — 149.

23. Томсон (Thomson, James, 1700—1748) — английский поэт, автор дидактических и сентиментальных поэм «Времена года», «Замок безделья» и др. Его песня «Правь, Британия, морями...» (1740) стала английским национальным гимном. Приведенные Франклином стихотворные строки взяты из поэмы «Времена года» («The Seasons». — J. Thomson. The Works, vol. I. London, 1773, p. 172). — 149.

 

КЕДВАЛЛАДЕР КОЛДЕН

 

Колден (Colden, Cadwallader, 1688—1776) родился в семье шотландского священника. Колдену прочили богословскую карьеру, но после получения в 1705 г. медицинского образования в Эдинбургском университете он продолжил изучение медицины в Лондоне, а в 1710 г. уехал в Филадельфию, где занялся врачебной практикой. В 1718 г., после переезда в Нью-Йорк, Колден в значительной мере посвящает себя политической деятельности. Вскоре он был назначен членом королевского совета при губернаторе колонии Нью-Йорк, а с 1761 г. — помощником губернатора и оставался на этом посту до конца жизни. В годы, предшествовавшие американской войне за независимость, Колден защищал интересы английской короны. Он не поддержал требование колонистов выступить против введенного Англией закона о гербовом сборе, за что возмущенные колонисты сожгли изображавшее Колдена чучело вместе с изображением дьявола, а также его карету. В дальнейшем роялистски настроенный Колден вынужден был иногда уступать радикальным элементам Нью-Йорка. После фактического начала войны американцев за независимость, в апреле 1776 г., престарелый Колден удалился в свое имение, где и умер в сентябре того же года.

Одновременно со службой в колониальном управлении Колден отдавал много времени научным исследованиям. Энциклопедически образованный человек, он способствовал развитию американской науки и культуры, отстаивая прогрессивные философские воззрения. Колден занимался ботаникой, медициной, математикой, физикой, историей и философией, переписывался с выдающимися учеными Линнеем, Франклином, Гроповием и др. Первая работа Колдена «История пяти индийских племен, зависимых от провинции Нью-Йорк» (1727) («The History of the Five Indian Nations Depending on the Province of New York») неоднократно переиздавалась. Колден первым в Америке ввел линнеевскую ботаническую классификацию вскоре после ее распространения в Европе. Он составил описание более трехсот американских растений, которое было опубликовано в Швеции Линнеем, назвавшим новый вид растений coldenia. В 30—40-х годах Колден опубликовал ряд медицинских работ — описание болезней, преобладающих в Америке, о желтой лихорадке в Нью-Йорке и Вирджинии и др. Физике и математике Колден посвятил труды: «Lights and Colors», «An Introduction to the Doctrine of Fluxions or the Arithmetic of Infinities».

Значительный след, оставленный Колденом в философии американского Просвещения, отражен в его сочинениях: «The First Principles of Morality» (1746?), «Introduction to the Study of Physics» (1756?), «An Inquiry into the Principles of Vital Motion» (1766) — и в особенности в его произведениях, включенных в данный двухтомник.

Из сочинений Колдена лишь немногие были опубликованы при его жизни. Переписка и бумаги Колдена, представляющие большой интерес для характеристики его философских воззрений, впервые были опубликованы в «The Golden Letters Books». New York, Historical Society Collections, vols. IX, X (1877—1878); «The Letters and Papers of Cadwallader Golden... 1711—1775», 9 vols. New York, Historical Society Collections (1918—1923, 1934—1935).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: