Разум — единственный оракул человека

 

«Reason the Only Oracle of Man, or a Compenduous System of Natural Religion. Alternately Adorned with Confutations of a Variety of Doctrines Incompatible to it; Deduced from the Most Exalted Ideas which we are Able to Form of the Divine and Human Characters, and from the Universe in General».

1. При подготовке книги Аллен пользовался популярным словарем известного английского писателя и лексикографа Сэмюэла Джонсона (Johnson, Samuel, 1709—1784) «А Dictionary of the English Language... To which are Prefixed a History of the Language, and an English Grammar», 2 vol. London, 1755.

Библию Аллен цитирует без ссылок; все ссылки на соответствующие места из Библии сделаны переводчиком. — 218.

2. Аллен допускает неточность, цитируя этот текст. Ст. 7, гл. 11 книги Иова гласит: «Можешь ли ты исследованием найти бога? Можешь ли совершенно постигнуть вседержителя?» — 220.

3. Аллен имеет в виду то место из Нового завета, где говорится об антихристианском выступлении ремесленников, придерживавшихся дохристианских верований Римской империи (Деяния апостолов, гл. 19, ст. 28). В русском переводе Библии говорится об Артемиде Эфесской, в английском — о Диане. Диана у римлян отождествлялась с греческой богиней Артемидой, олицетворявшей культ охоты, растительности и плодородия. — 234.

4. В английском тексте явная описка: вместо «of creation» напечатано «or creation» («или творение»). — 248.

5. Уже после выхода книги Аллен нашел это свое положение о душе ошибочным. В упоминавшемся «Опыте о всеобщей полноте бытия...» он писал, что поскольку все сущее должно быть протяженно, то и психическое, как реально существующее, должно обладать протяжением «в том или ином смысле». Аллен не соглашался с идеалистами, отрицавшими протяженность души. В то же время он не соглашался и с механистическим представлением о материи, сводящим ее свойства к делению, изменению формы и сочетанию. Если материю ограничивать лишь этими свойствами, то тогда, писал Аллен, «мы неосторожно заключим, что душа нематериальна». — 264.

6. Уоттс (Watts, Isaak, 1074—1748) — автор книг по религиозным вопросам и религиозных гимнов. Его «Sermons» («Проповеди»), изданные в 1721 г., имелись в библиотеке Янга. — 264.

7. Аллен имеет в виду апостола Павла. Критикуемое далее христианское учение о предопределении составляет важнейшую догму кальвинизма. — 269.

8. Арминианские священники —  см. примечание 2 к стр. 87. — 295.

9. Протестантское духовенство и правящие классы перенесли в Америку из Европы религиозный фанатизм и средневековые суеверия, получившие в колониях широкое распространение. В конце XVII в. в Массачузетсе с ростом народной оппозиции правящим классам последние организовали массовую кампанию религиозных преследований, известную в истории под названием «охота за ведьмами». Репрессии начались в 1688 г., когда в Бостоне была повешена женщина, обвиненная в колдовстве. В 1689 г. небезызвестный теолог Коттон Мезер, прозванный «молотом еретиков», издал книгу, в которой доказывал реальность колдовства. В одном лишь 1692 г. только в округе Эссекс (где находилась деревня Салем) были казнены 20 «ведьм и колдунов», 50 других «сознались», 150 были заключены в тюрьму и еще двумстам было предъявлено обвинение. Кампания массовых репрессий затем пошла на убыль и в конце концов провалилась, потому что церковная олигархия «находилась на ущербе; потому что экономика все более коммерциализировалась, а общество становилось все разнороднее; потому что преследования в вопросах совести наталкивались на все более массовую оппозицию, а внешний мир все шире практиковал ту или иную форму терпимости» (Г. Аптекер. История американского народа. Колониальная эра. М., 1961, стр. 140). — 305.

10. «Синими законами» («blue laws») в Англии и ее колониях назывались законы («пуританские законы»), целью которых было регулировать частную жизнь членов религиозной общины. Прилагательное «синий» применялось для высмеивания правоверных пуритан, их обычаев и установлений. — 305.

11. В английском тексте, по-видимому, описка: вместо «consciousness» («сознание») напечатано «consciences» («совести»). — 315.

12. Слова «сказал господь» в тексте Библии отсутствуют. — 320.

13. Пятидесятница (pentecost) — христианский праздник, отмечаемый на 50-й день после пасхи, когда на апостолов «сошел святой дух» (троица) и они получили пророческий дар проповедовать христианство. — 322.

14. Перевод предложения «но они пророчествуют обман своего сердца» дан в соответствии с английским текстом Библии и грамматически отличается от русского библейского текста. — 327.

15. Так в английском тексте. Цитируется послание апостола Павла. — 333.

16. Имеются в виду испанская колонизация Центральной и Южной Америки, а также жестокости колонизаторов в отношении индейцев Северной Америки. — 335.

17. Аллен разделяет распространенное в прошлом среди богословов, но опровергнутое исторической критикой Библии мнение, приписывая авторство книги Екклезиаста царю Соломону. Эта книга была написана вероятно в III в. до н. э., а не в X в. до н. э., к которому относится царствование Соломона. — 336.

18. В русском переводе Библии соответствует псалму 78. — 342.

19. Аллен здесь начинает критику александрийского епископа Афанасия (298—373), боровшегося с арианством, которое считало Христа не единосущным богу-отцу. Положение Афанасия о единстве естества бога-отца и бога-сына легло в основу решения Никейского собора 325 г.— 345.

20. Дагон — божество, почитавшееся в древнееврейском и ассирийско-вавилонском культах, а также у филистимлян и финикийцев. Молох — божество, почитавшееся в Финикии, Карфагене и древней Иудее; ему приносились человеческие жертвы,— 346.

21. Имеется в виду Ирод Антина, бывший иудейским царем с 4 г. до н. э. до 39 г. н. э. — 346.

22. Здесь текст английской Библии несколько расходится с русским. В последнем: «...над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом и над всею землею), и над всякими животными...» — 349.

23. Имеется в виду английский перевод Библии, осуществленный в 1607 г. при Якове I. — 378.

24. Сэмюэл Джонсон — см. примечание 1 к стр. 218.— 378.

25. Социн (Социни) (Socini, Fausto, 1539—1604) — основатель протестантской секты социниан, отрицавших божественную троицу и признававших Христа не богом, а человеком, — 380.

26. Левиты — низший разряд священнослужителей у древних евреев.— 380.

27. Составление Евангелия от Иоанна в дошедшей до нас форме современная библейская критика относит ко второй половине II в. н. э. — 382.

28. Перевод Ветхого завета с древнееврейского языка на древнегреческий действительно начал осуществляться в III в. до н. э. при египетском царе Птолемее II Филадельфе (285—247 до н. э.), но не им лично и не по его распоряжению. — 382.

29. Феннинг (Fenning, Daniel) — автор словарей, а также справочников по географии и математике. Его толковый словарь «The Universal Spelling Book, or a New and Easy Guide to the English Language» (London, 1756) издавался неоднократно. — 383.

30. Имеется в виду так называемый библейский канон, т. е. принятый христианской церковью перечень «боговдохновенных» книг, входящих в Ветхий завет (иудейские «священные книги») и Новый завет (христианские «священные писания»), образующих Библию. Канонизация библейских книг шла длительное время, так как церковники высказывали сомнения в «боговдохновенности» той или другой книги. Канон Ветхого завета установился к концу II в. н. э., а канон Нового завета был установлен Лаодикейским собором 364 г., хотя исправления текстов продолжались и позже, — 391.

31. Аллен имеет в виду книгу Библии «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис), полную фантастических и мистических представлений. В «видениях» и «знамениях» в этой книге неоднократно упоминаются «агнец божий, имеющий семь рогов», «красный дракон с семью головами и десятью рогами», «выходящий из моря зверь с десятью рогами». — 394.

 

БЕНДЖАМИН РАШ

 

Раш (Rush, Benjamin, 1745—1813) родился в семье фермера неподалеку от Филадельфии. Образование получил в колледже в Нью-Джерси, а затем изучал медицину в 1766—1768 гг. в Эдинбургском университете под руководством д-ра Дж. Редмана и в 1768—1769 гг. в больнице в Лондоне. Сближение с Франклином и общение с радикальными элементами (во время пребывания в Лондоне) способствовало развитию и укреплению у Раша республиканских взглядов. В 1769 г. Раш начал врачебную практику в Филадельфии, причем оказывал медицинскую помощь главным образом бедноте. Одновременно в Филадельфийском колледже Раш занял должность профессора химии, впервые учрежденную в колониях. Результатом его преподавательской деятельности был курс лекций «А syllabus of a Course of Lectures on Chemistry». Общественная деятельность Раша в 70-е годы отмечена прежде всего его выступлениями против рабства негров, и в частности его известным «Обращением к жителям британских поселений в Америке относительно рабовладения» («An Address to the Inhabitants of the British Settlements in America, upon Slave-Keeping», 1773). Аболиционистские призывы Раша в условиях того времени были явлением редким и свидетельствовали не только о его гуманизме, но и о смелости и мужестве. В 1774 г. Раш был одним из главных организаторов Пенсильванского общества содействия отмене рабства негров, президентом которого он стал в 1803 г. Научная и общественная деятельность Раша привела его в основанное Франклином Американское философское общество. В своих выступлениях по политическим вопросам Раш неуклонно отстаивал интересы американских колоний против посягательств со стороны Англии. С первых же дней войны за независимость Раш принял активное участие в революционных событиях. Он сблизился с Джефферсоном, Пейном и др. Был делегатом (от Пенсильвании) континентального конгресса, провозгласившего независимость США, и одним из 56 делегатов, подписавших Декларацию независимости. Во время войны Раш возглавлял госпиталь в Филадельфии и был одним из старших военных врачей армии. Он энергично участвовал в организации здравоохранения в молодой республике, а также в различных мероприятиях, связанных с проведением тюремной реформы. В послевоенные годы Раш был профессором медицины в Филадельфийском колледже, а затем в Пенсильванском университете. Важную роль сыграл Раш в развитии демократического направления в пенологии — науке о наказаниях и тюрьмах. Выступления Раша в печати по социальным проблемам были в 1798 г. опубликованы в сборнике «Essays, Literary, Moral and Philosophical». Исследования Раша в области физиологии и психиатрии принесли ему заслуженную славу. В истории медицины он известен как «отец американской психиатрии» (см. его «Medical Inquiries and Observations upon the Diseases of the Mind». Philadelphia, 1812). Публикуемым в данном издании работам Б. Раша, посвященным вопросам физиологии человека, а также ее связи с нравственностью, свойственна сильная материалистическая тенденция. По своим философским воззрениям Раш принадлежал к правому крылу деистического направления в американском Просвещении. Его творчество отмечено эклектизмом и попытками примирить науку с религией. Поэтому не удивительно, что он отрицательно отнесся к антирелигиозному труду Пейна «Век разума».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: